«Средняя школа. Заберите меня отсюда!» Джеймс Паттерсон. Советую на 10-14 лет.

«На следующий день я узнал, что такое «разбор»

Полностью это называется «разбор работ», и это обычная для художественной школы штука, когда ты выставляешь свою работу перед всем классом, чтобы зрители могли высказаться. 

Вроде, знаете, как встать перед расстрельным взводом. 

А почему, собственно, «вроде»?

Я-то надеялся, что, если засесть на задних рядах и слиться с пейзажем, мистер Бикман меня не вызовет. И, все-таки, прямёхонько под конец пятого урока, удача мне изменила. 

— Рейф…Катчадориан, — сказал он, посмотрев в классный журнал. — Наш новый ученик. Ну, посмотрим, что ты нам приготовил, Рейф. 

Он подошёл, взял мой автопортрет и приколол его к доске перед классом. 

— Что ж, давайте обсудим эту работу. Что этот портрет говорит об авторе? — спросил Бикман. 

Зек Макдоналд тут же поднял руку. Я тебе еще про Зека не рассказывал, так что расскажу сейчас: терпеть не могу этого типа. И его, и его друзей. Да ты таких видел — расхаживают по школе так, будто на голове у них невидимая корона. Знакомо? Вот и Зек был такой».

У Рейфа в жизни масса перемен — переезд в новый город с мамой и младшей сестрой, они теперь живут у бабушки. Новая школа — да ещё и школа художеств, где все уже умеют рисовать и много знают, а Рейф даже и не надеялся, что его примут. Но после просмотра рисунков Рейфа директор принял решение о зачислении. Радость и эйфория от новости сменилась напряжением школьных будней. Книгу советую особенно тем, кто занимается творчеством, а еще тем, для кого актуальна тема адаптации в новой школе, мотивации к учебе, кризис перемен, кто сейчас новенький в классе, в школе, в художке. 

«Ни за что!» Беатриче Алеманья. Советую на 3-6 лет. 

«Нетнетнет. Она не пойдет в садик. Ни за что. 

Все ее игрушки с этим согласны. 

И Гусеничка, её любимица, того же мнения: не нужен Паскалине никакой садик. 

Родители пытаются её образумить. 

— Все ходят в садик, и ты тоже пойдёшь,- настаивают они. 

— Ни за что! — упирается Паскалина. 

— Да брось, ты только выгляни в окошко, — предлагает мама. 

А там все дружно шагают в свои садики: и ежики, и гусеницы, и белки, и лягушки. 

— Ты узнаешь много нового, — не сдаются родители. (Паскалина цепляется за кресло).

— И заведешь… — (Паскалина цепляется за штору).

—…Кучу новых друзей!»

Забавная книжка-картинка про летучую мышку, которая совершенно не хотела идти в детский сад. Советую на время адаптации к садику, иногда это бывает и после болезни ребёнка, когда непросто бывает вернуться даже в знакомую группу. Также книжка-картинка подойдёт для возрастного кризиса, когда в 2-4 года много «не хочу», «не буду» даже про вещи, которые ребёнок любит, и родителям, которым нужны новые идеи в общении с ребёнком и особенно если вы устали от ссор во время сборов. 

«Галактическая школа» Пак Сунён. Советую на 8-10 лет. 

«— Ребята с худшими результатами, вроде вас, должны по тридцать лет волонтёрить, чтобы с трудом выпуститься.

А элита, например я, окончит школу всего за год, арестовав опасного пирата!

— Ученик Чо Ёнбин, бессмысленно рассказывать ребятам из слабейшего класса секреты, доступные лишь избранным.

— Пусть наши оценки и на уровне плинтуса, но это не значит, что и гордость лежит там же. Нам нельзя терять время.

Мы должны окончить школу. И если вы думали, что мы остановимся на простых заданиях, то вы плохо нас изучили».

Манхва на младший школьный возраст — редкость, поэтому, советую добавить в библиотеку. Графическая история про необычную Галактическую школу и слабейший класс (а герой книги землянин Сион по итогам тестирования попадает, увы, в самый слабый класс) понравится  любителям комиксов и тем, кто сам рисует, а еще тем, кто увлекается фантастикой, далекими галактиками и космическими приключениями. Ребятам приходится объединится и сделать невозможное, чтобы доказать, что на них рано наклеили ярлык слабаков. История поддержит читателя в дни, когда не всё идет по плану и кажется, что неудачи и плохие оценки в школе просто преследуют, а уверенность и желание что-то делать стремительно падают. 

«Мои приключения. Как надо убегать из дома» Шарли Дельвар, Ронан Бадель. Советую на 9-12 лет. 

«Примерно минуту мы опять молчим, затем Арто вспоминает:

— Год назад я удрал из дома, но никто этого даже не заметил. Я пошёл в парк неподалёку, посидел там два часа, а потом вернулся.

— Фигня какая-то, — хмыкает Нильс.

—  Я буду в отлучке минимум два дня, родители всяко почуют неладное. Ещё им станет очевидно, что я больше не ребёнок, а ради этого всё и затевается.

— Клёвая идея, — одобряет Арто. — Тоже, что ли, сбежать на пару дней, чтобы и мои образумились? А то от разговоров никакого толка.

— Когда человек ретируется, он неосознанно рассчитывает, что кто-нибудь проявит к его уходу интерес, — умничает Нильс.

Этими своими фразочками он нередко ставит нас с Арто в тупик. Отец Нильса — то ли психоаналитик, то ли психолог, поэтому Нильс любит задавать заковыристые вопросы и выражаться туманно.

Рассказываю о школе, которую облюбовали для меня родители, и добавляю, что чертовски зол на них.

Как выясняется, и Арто с Нильсом придётся посетить несколько школ, причём Арто не будет учиться в той, куда хотят записать меня, да и Нильс туда не переходит (кстати, часть наших одноклассников продолжат учёбу именно в ней). Иными словами, мы трое, судя по всему, не будем дальше в одной школе, но ребята по этому поводу совершенно не горюют.

Им немного грустно, что нам не светит видеться каждый день, однако, по их мнению, рано или поздно мы к этому привыкнем, такова жизнь, ничего не попишешь». 

Смешная история о том, как Гаспар решил убежать из дома, потому что достаточно уже накопилось претензий к родителям. Гаспар подходит к делу ответственно, он долго все планирует, составляет списки, что взять с собой, проводит опросы среди друзей: какой маршрут выбрать.

Когда убежать — дату тоже непросто определить: пропустить контрольную по математике не хочется, потом все равно исправлять надо будет, а шахматный турнир — классное мероприятие — будет глупо сбежать в этот день. Окружающие уже даже немножко устали ждать, когда Гаспар убежит, а сам он устал от своих  мыслей, столько вариантов, что сон и аппетит потерял. 

Историю советую почитать и взрослым тоже, подойдет для совместного или параллельного чтения — хорошее настроение вам гарантировано. Думаю, многие узнают в себе этих осторожных героев и покорителей новых земель.

Для детей и подростков с повышенной тревожностью и склонностью к перфекционизму такое чтение — способ снять напряжение, посмотреть на себя со стороны и подключить чувство юмора в ситуациях, когда кажется, что самое правильное решение никак не найти. 

«Серая Молли в Букашковой школе» Юлия Весова. Советую на 6-8 лет. 

«У моли по имени Молли

Одни неприятности в школе:

Опять мотыльки у доски отвечают,

А Молли не замечают...

А Молли весь вечер учила урок —

Где прятаться в дождь,

Переждать ветерок,

Скрываться от хищных стрижей и сорок, 

Но Молли к доске не позвали.

Как будто про моль и не знали...

Звенит колокольчик: ди-линь, перемена!

Всем крылышки нужно размять непременно.

Букашки устроили прятки-леталки,

Укрылись в траве, за цветами фиалки.

И Молли спешит затаиться в ложбинке —

На разогретой от солнца тропинке.

Сидит, не дыша, в придорожной пыли:

«Как славно! Меня до сих пор не нашли! На сером отыщешь едва ли!»

Но Молли совсем не искали.

— Ну как же обидно быть серой, бесцветной!

В игре, на уроках такой незаметной…»

Книжка-картинка в стихах с нежными акварельными иллюстрациями про Букашковую школу. Молли это, конечно, ребенок-интроверт, застенчивый, неуверенный, который и хочет внимания и боится его, мечтает о дружбе, но не знает, как сделать первый шаг. 

В книжке есть прямая подсказка — как поступить, как изменить ролевую модель, если говорить языком психологии. Есть подсказка и родителям — иногда дети-интроверты просто не могут справиться сами, требуется больше  поддержки со стороны взрослого.

Спойлер: Молли видит объявление о конкурсе талантов и впервые в жизни решает рискнуть, а мама помогает ей подготовить танец. И вот серая моль Молли — балерина на сцене и ужасно волнуется. 

Книжку советую и коллегам: психологам, педагогам, воспитателям, всем, кто работает с детьми.