Вам кажется, что все вокруг эгоисты и циники? Это вовсе не так, на самом деле мы ждем от людей более эгоистического отношения, чем есть на самом деле.
Когнитивное искажение «наивный цинизм» — одно из самых распространенных. Возникает установка: «Все твои действия отражают твои эгоистические предубеждения».
Это хорошо наблюдается во фразах, которые мы постоянно слышим от окружающих:
- ▪️ «Он неспроста тебе помогает, наверняка потом что-то попросит взамен, да еще во сто крат большее».
- ▪️ «Ну конечно! Просто так он заботится о бездомных! Так я и поверил! Он же таким образом пиарится!»
- ▪️ «Ты интересуешься, как у меня дела, потому что просто хочешь выглядеть лучше в моих глазах».
- ▪️ «Он не просто так проголосовал за это решение — наверняка с этого что-то потом получит».
Важно не путать искажение «наивный цинизм» с манипуляцией «личная выгода», когда оппонент специально хочет выставить вас в невыгодном свете, приписать вам корыстные мотивы: мол, нечестный, подкупили, откаты, только свои выгоды преследует, о других не думает. В случае когнитивного искажения люди искренне так полагают, у них нет ключевой цели очернить поведение другого. Это их тип мышления, когнитивная ловушка.
Безусловно, эгоистические мотивы присутствуют во многих действиях людей, но это вовсе не означает, что все действуют, руководствуясь исключительно меркантильностью, своей собственной выгодой. Есть миллион иных мотивов, которые побуждают поступать так или иначе: принципы и идеалы, миссия и ценности, альтруизм и желание сделать добро. Такое бывает, и каждый это должен признать!
Наивный цинизм может сослужить плохую службу не только в личной жизни, но и в бизнесе. В своей работе я постоянно замечаю, как это когнитивное искажение мешает, например, при ведении переговоров. Из-за чрезмерного недоверия и искренней убежденности в том, что оппонент будет обязательно блефовать и обманывать, тормозится разрешение многих переговорных ситуаций. Скрывается необходимая информация, игнорируются важные условия. Люди зачастую применяют неправильные переговорные стратегии, ведя себя чрезмерно агрессивно.
В результате стороны заходят в тупик. Тем не менее одна из самых популярных тем в бизнес-обучении — это жесткие переговоры. Не экологичные, не результативные, не клиентоориентированные, а именно жесткие. Странно, правда?
Наивный цинизм страшен, ведь он создает мощный барьер во взаимоотношениях с окружающими. Когда наивный цинизм переходит в паранойю, возникают еще более страшные крайности, например, тотальное недоверие к окружающим или склонность к конспирологическим теориям.