Кирилл Соколов когда-то работал на стройке, а сейчас руководит собственным бизнесом, став лидером в своей нише. Первый спортивный жилет Кирилл Соколов сшил для себя, собственными руками – а потом запустил производство. И сейчас его фабрика выпускает в месяц по несколько сотен жилетов-утяжелителей - это оборудование для тренировок, которые известно всем спортсменам-профессионалам и любителям в России.
«У меня прописана 31 личная цель на 2024 год, в разных областях. Это касается и бизнеса, и семьи, и здоровья, и обучения. От задачи пробежать марафонскую дистанцию до открытия нового цеха нашего предприятия. А еще я пишу себе цели не только на год, но и на жизнь. Мне кажется, это интересный формат для саморазвития», - рассказывает Кирилл Соколов.
Нашему герою 33 года. В 25 лет он осознал, что хочет быть не наемным сотрудником, а развивать собственное дело. Так в 2018 году родилась идея, а потом и сама компания – детище Кирилла.
В 2023 году, по данным Минэкономразвития РФ, молодых предпринимателей в возрасте до 35 лет в России стало на 42% больше, чем за предыдущий год. Рост молодого бизнеса – современная тенденция. А еще развитие предпринимательства становится источником устойчивости и стабильности для региона. Наш рассказ – о человеке, который сделал себя сам – и продолжает строить и лепить и себя, и свое дело, и свой коллектив, становиться примером для самого себя вчерашнего и для окружающих. История о том, как непросто, но упорно растут такие небольшие отечественные компании, которые рождают собственные идеи и своими руками воплощают их в жизнь.
До 26 лет Кирилл работал в найме, и это казалось комфортным. Но к тому времени опыт руководства достаточно большим коллективом – в подчинении у Кирилла, мастера цеха, где выпускались потолочные плиты, было 30 человек, и бригада была всегда на лидирующих позициях по выполнению плана. Это объяснимо: ведь и от руководителя зависит многое – атмосфера, качество, темп. И в какой-то момент пришло понимание: потолок пробит, надо расти дальше. Первый опыт в предпринимательстве был не очень удачным: франшиза по трансляции рекламных роликов в торговых центрах не выстрелила. «Это был мой первый провал, но я не отчаялся, наоборот, понял, что надо пробовать дальше», - говорит Кирилл. Другие попытки тоже были мимо, и таких неудач было 9! Казалось бы, можно опустить руки? Но нет! Это не в характере нашего героя. К тому же за это время появился опыт настройки рекламы, маркетинга, и в целом понимание бизнес-процессов. «Я смотрел ролики известных богатых людей. И все они говорили: надо верить в себя. Все равно в какой-то момент что-то да выстрелит. Надо продолжать пробовать. И я следовал их напутствию».
Брейнсторминг во время тренировки
При этом Кирилл всегда был увлечен спортом. В детстве занимался единоборствами, потом пристрастился к уличным тренировкам. Воркаут и привел Кирилла в бизнес: родилась идея о том, что собственное дело и должно быть связано со спортом. «Летом 2018 года я понял, что собственного веса на тренировках мне уже мало, хотелось дополнительной нагрузки в подтягиваниях, отжиманиях. Начал искать такие утяжелители. Но они были неинтересные, хотелось и удобных, и симпатичных. И я подумал: раз я не нашел того, что нужно, значит и другие спортсмены вот так же ищут и находят. Не попробовать ли самому сделать такой жилет-утяжелитель?» - рассказывает Кирилл. Постепенно родился дизайн такого жилета. Да, не было денег на запуск производства, не было опыта, было много страхов: это было учение на собственных ошибках. Каждый предприниматель проходит такую стадию, когда боязно рассказать о своей идее – поддержат ли, не осудят, помогут ли реализовать? Но важно не останавливаться. Впереди будет тот момент, когда уже не страшно постучаться в любую дверь.
Постепенно появились первые партнеры, возможности начать выпуск. Первых покупателей жилетов нашли заранее, и производство было запущено. Сначала шить пришлось буквально собственными руками. Но результаты появились не сразу. Это тревожило, падала мотивация. В какой-то момент Кирилл оказался один, при этом начался 2020 год – пандемия коронавируса, когда бизнесу было очень несладко, а опыта еще было мало.
«Но мы беспрерывно вели процесс доработки жилетов, да и сейчас постоянно что-то улучшаем, и создаем новые модели, и доводим до идеала предыдущие, обновляем и фурнитуру, ткани», - рассказывает Кирилл Соколов.
«Когда отдаешь миру что-то полезное – это вдохновляет!»
Выпускаемые жилеты – отечественная разработка. Их создают из очень прочных, специальных тканей, из которых делают, например, сумки, рюкзаки, прочные вставки на ботинках и даже бронежилеты. По той же причине используются специальные армированные сверхпрочные нити. Ведь подобное спортивное оборудование должно быть очень крепким. Специальные карманы жилета наполняются утяжелителем, в итоге можно подобрать под себя нужный вес, а идеально рассчитанная эргономика жилета обеспечивает равномерную нагрузку. Это помогает и профессиональным спортсменам, и любителям спорта эффективно тренироваться. Ну и сам Кирилл, конечно, тренируется в жилетах собственного производства – ведь когда-то задача добиться эффекта в тренировках и способствовала рождению собственного дела.
«Мы не распыляемся. Наше преимущество в узкопрофильном производстве. Поэтому мы добиваемся идеального качества, я с самого старта был уверен, что так правильнее. Кто сосредоточен на одном продукте, тот может довести его до совершенства. Допустим, мотоцикл Harley-Davidson. Или ручка Parker. Про них знает весь мир, монобренды успешны», - замечает Кирилл.
В таком жилете тренируются и на улице, и дома, и мужчины, и женщины, люди разного возраста. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Поволжье, Дальний Восток, Сибирь, северные регионы страны… Есть интерес и за рубежом, в 2021 году поставки шли, например, в Германию, но в связи с изменившейся мировой ситуацией стала сложной логистика. Зато уже стало понятно, что в Европе наша российская спортивная экипировка нужна и востребована.
Кстати, у этого вида спортивной экипировки есть и другие функции. «Есть те, кто не использует жилет в спорте, но ходит в нем в течение дня – это помогает сбросить вес, потому что создается дополнительная нагрузка, увеличивается расход калорий. А любители горных походов, восхождений ходят в жилете в пешие походы – зато потом легче покорять гору», - рассказывает Кирилл о своей разработке.
Уже более 21 тысячи человек тренируются в таких жилетах. Команда Кирилла Соколова знает, что это история вдолгую, ведь имя не создается быстро. Но в любом случае компания Кирилла уже зарекомендовала себя как качественный российский производитель.
Любой успех – это люди
Пример Кирилла Соколова еще раз подтверждает: бизнес в регионах может работать вполне успешно, порой столица может даже «задавить» своим ритмом, а вот регион дает нужную синергию: предприниматель получает поддержку, а территория – развитие.
Компания сначала развивалась в Москве, а производственный цех располагался в Туле. Но это оказалось не очень удобным: предприятию все же нужен контроль, было сложно участвовать в создании продукта, следить за бизнес-процессами. И в 2021 году Кирилл с семьей вернулся в родной Ульяновск. Это было тоже непросто: хоть дело уже и было налажено, но нужно было развивать работу цеха с нуля. Из этой точки стало еще раз понятно: очень многое значит человеческий фактор.
«Нужно было найти опытных швей. Рынок в Ульяновске показал, что кадры есть, причем аренда помещения здесь была выгоднее, и стало ясно, что в провинции организовать производство легче. Было сложно набирать людей, еще не открыв цех. Сначала я нашел руководителя производства, это был важный фактор, - рассказывает Кирилл Соколов. - Это был ноябрь 2021 года. Потом нашел помещение для цеха, в начале 2022 года мы его отремонтировали – я вложил много денег. А потом случился февраль 2022 года. Были мысли, что наш продукт будет не нужен, ведь все так изменилось… Но я пошел ва-банк. Мы продолжили свою работу. Не остановились. Да, по заказам мы сначала просели на 60 процентов, но все постепенно выровнялось».
Кстати, в прошлом году это отечественное швейное предприятие из Ульяновска первым в России получило сертификат РОС-1 высшей категории А и вошла в реестр швейных производителей России. Как отмечают в СОЮЗЛЕГПРОМе, организаторе премии, такая сертификация помогает заказчикам выбрать лучшее швейное производство, а значит, получить в итоге качественный результат.
Кирилл продолжает придерживаться принципа не распыляться: сейчас фабрика производит только изделия из прочных материалов, это не только спортивная амуниция, но и военная, что актуально на сегодняшний день, а также охотничье и рыболовное снаряжение.
Кирилл Соколов убежден: любая компания - это люди. «Нет бизнеса, который бы ты поднял в одиночку, часто успех – это заслуга команды, поддержка того, кто стоит рядом». Как лидер своей команды, он выстраивает с сотрудниками качественные рабочие отношения. Это дружелюбный, уважительный стиль общения, но без панибратства. Здесь каждый чувствует себя не винтиком, а членом дружной команды, который важен и нужен. «Как-то к нам приехала технолог СОЮЗЛЕГПРОМа, проанализировать работу нашего производства, и потом призналась: «За последние 10 лет ваш цех был первым, где я просто смогла отдохнуть, настолько у вас комфортная атмосфера. Я была удивлена, что ваши швеи сидят за работой с улыбками на лице, обычно на производстве я вижу угрюмых уставших людей», - рассказывает Кирилл. - А ответ прост: все строится на команде, и очень важно быть благодарным людям, которые работают с тобой плечом к плечу».
Текучки тут нет, отсюда не уходят. В команде собрались люди с общими ценностями, а это сближает. «Я сам имею опыт работы в найме и понимаю, как нужно относиться к персоналу. Важно придерживаться нескольких правил: первое - чтобы был качественный продукт и люди хотели его купить, а второе – создать рабочее место, куда люди хотели бы устроиться. В этом успех компании. Тогда ты сможешь и выбирать кадры, и требовать. Причем в первую очередь я подбираю сотрудников не по их профессиональным качествам – научиться шить не проблема – а по личностным качествам. Так у нас и сложился крепкий коллектив». А еще здесь поддерживают тренд синергии бизнеса и сферы образования: сюда знакомиться со своей профессией приходят студенты училищ. Это интересный опыт: будущие швеи могут на практике познакомиться с современным производством, а для работников компании такие экскурсии молодежи – дополнительное подтверждение того, что они работают в серьезной, основательной компании, которая готова передавать свой опыт и готовить молодые кадры.
Не проблемы, а задачи
«Самый занятый человек в мире - это маленький ипэшник. Ты должен все сделать сам. Когда-то я сам шил свои жилеты, сам и доставлял. На тебе все процессы, никаких выходных, при этом ты все время на связи, клиенты пишут ночью и в выходные. Когда твоя компания подросла, ты уже можешь делегировать задачи, становится проще. Но появляются другие сложности: чем больше бизнес, тем больше рисков и ответственности», - делится Кирилл Соколов своим опытом.
Собственный бизнес – это вредно для здоровья, говорят предприниматели. «Да, я за свою свободу, самостоятельность, пожалуй, заплатил собственным здоровьем – первые 4 года были очень стрессовыми, я переживал, - говорит Кирилл. - Но сейчас и мое дело, и мои мысли, чувства стали более устойчивыми. А к проблемам я стал относиться как к задачам. Просто их надо решать. Каждый день».
Кирилл говорит, что у него не бывает выгорания. «Я знаю, что это за состояние, но я слежу за своими эмоциями и стараюсь не позволять себе этого. Ведь мое тело и мой эмоциональный фон - это станок предпринимателя. Важно, чтобы он все время был в ресурсном, работоспособном состоянии. Хотя у меня ненормированный рабочий день. Но если я чувствую, что начинаю уставать – то важно не загнать себя и вовремя переключиться. Как в спорте -режим труда и режим отдыха. Я не разделяю работу и жизнь, стараюсь, чтобы это было одним целым. То есть мои тренировки - это здоровье, а здоровье нужно, чтобы эффективно работать. Ну и наконец, я стараюсь развиваться во всех направлениях, всему уделять внимание. Семья не менее важна, чем бизнес. А книги – не менее ценны, чем спорт».
А как бизнесмены строят свой график? Довольно часто человек, умеющий строить свое дело, умеет и выстраивать свою жизнь. Идеальная картина дня нашего героя – подъем в 5 утра, а отбой в 23 вечера. Спорт – всегда присутствует в жизни Кирилла: каждое утро обливание холодной водой, а еще это бег, лыжи, плавание и, конечно, любимый воркаут. Есть и еще важная утренняя традиция – планирование дня, разбор всех мыслей и задач, по приоритетам. Есть категории целей, которые нужно выполнить на 100 процентов, и только потом можно отдыхать, есть категории средней степени важности и, наконец, желаемая категория. «Если я выполняю все категории задач, которые ставлю перед собой на день, то считаю такой день для себя продуктивным, - рассказывает Кирилл. – И я стараюсь успеть все – что-то новое прочесть и узнать, поработать, потренироваться. Моя задача такая - сегодня стать чуть лучше, чем вчера».
По мнению Кирилла, современный предприниматель должен быть открытым, общительным человеком, умеющим коммуницировать с разными людьми, а еще - постоянно учиться новому, ведь мир быстро меняется, и надо идти в ногу со временем. Быть целеустремленным, уметь справляться со стрессами и быть готовым к постоянным новым задачам. «А еще и у компании, и у ее лидера должны общие большие цели – и на развитие дела, и на жизнь. Мы, например, хотим стать компанией номер 1 в своей нише. И многие решения принимаются нами исходя из этой цели».
Кирилл любит свое дело, и рад тому, как все сложилось. «Я благодарен и судьбе, и спорту, что все так случилось. Меня мотивирует сама мысль о том, что я живу в Ульяновске и я могу создать здесь что-то, что будет самым лучшим в мире. Пусть даже это узкое направление – жилет-утяжелитель. Да, это не ракета, и все равно это высокое достижение. Хочется не просто что-то выпускать, а создавать качественный продукт. Когда отдаешь миру что-то полезное, это мотивирует», - говорит Кирилл Соколов.