«Удивительно, что так много женщин хотят быть рабынями своих мужей!» - высказалась одна из моих подписчиц. Действительно, многие женщины считают, что быть домохозяйкой - прекрасно! Они уверены, что настоящие женщины - хранительницы очага, а мужчины - добытчики и защитники. Я была по обе стороны баррикады. 17 лет жила на счастливом иждивении у состоятельного мужа, не ведая забот, пописывая рассказики для своего удовольствия. Но случилось горе. Именно поэтому хочу поделиться личным опытом любящей женщины, потерявшей любовь всей своей жизни и прошедшей многолетний путь лечения после тяжёлой травмы потери.
Боль потери: кто умер?
Фактически умер мой любимый мужчина, который позволял мне быть лапушкой-хозяюшкой под своим могучим крылом. Однако горе было не только в том, что умер самый близкий и дорогой сердцу человек, а в том, что я была мертва, пока он был жив. Только он умер физически, а я умерла как личность, потому что он так хотел. Стоп! "Он так хотел" - это было моё заблуждение, желание сбросить с себя ответственность за принятое решение уйти с работы и заниматься домом и семьёй. Он предложил, а я согласилась. Это было моё решение! Но тогда, будучи домашней кошечкой, я не хотела этого знать. Мне было это удобно - не жить! Я согласилась с его предложением, потому что не жить - приятно! Лежишь такая, полуживая, тебе что воля, что неволя, накормили - напоили, денег дали, подарки подарили. Зачем жить? Зачем нести ответственность? Зачем проявлять агрессию и отстаивать убеждения? Зачем развиваться? Не надо развиваться! Пусть муж развивается, он же мужчина!
Про то, как я обнаружила, что умерла
Когда я обнаружила, что умираю физически, ухожу вслед за ним, мне было 42 года. Это был третий год вдовства. Миллионы, оставленные мужем, быстро таяли. Поскольку он умер, когда я была беременная, миллионы ушли на сохранение беременности после похорон, на врачей, дорогие лекарства, качественное питание и отдых, который тогда был возможен. А ещё мне пришлось самой делать капитальный ремонт квартиры перед появлением ребёнка. Муж планировал на время переехать за город и контролировать ремонт, пока я наслаждаюсь природой, но Бог распорядился иначе. С огромным животом до последнего дня я ремонтировала квартиру. Не успела. Мама завершала дела, когда я уже была в роддоме. Три года я держалась. Деньги ещё были, но управлять активами я не умела, бизнес мужа для кормящей женщины, не нюхавшей пороха - кромешный ад. Друзья, обещавшие помочь, тянули лямку год, а потом сказали: "Детка, у нас свои бизнесы, твой бизнес на условиях благотворительности - обуза. Давай-ка сама! Ни за какие деньги мы этим заниматься не будем!" В итоге бизнес я потеряла. Его отжали методом психологического давления и угроз люди, связанные с властью и криминальными структурами. В этот момент мне показалось, что смерть где-то рядом. Через год я слегла. Отказали ноги. Панические атаки и скорая помощь - три раза в неделю. Мама от ужаса заболела раком груди.
Я успела спастись!
Я успела спастись. Повезло с подругами! Одна из них - доктор психологических наук, поэтому сразу поняла, что мои проблемы со здоровьем - психосоматическая проблема, точнее, переживание горя, которое замерло на самой первой стадии. Поскольку беременность обеспечила некую психологическую анестезию, процесс горевания был заблокирован. Чтобы сохранить ребёнка, мне пришлось не горевать. И переживание потери перешло с эмоциональной на телесную сферу. Подруга вовремя порекомендовала психотерапевта, и через месяц я уже начала делать первые шаги. Никогда не забуду, как после очередной психотерапевтической сессии мой врач-психотерапевт сказал: "Сегодня даю тебе задание - выйти из дома и пойти, куда дойдёшь. Когда начнётся паническая атака, сразу звони мне". И я помню, как прошла полтора километра без панической атаки и позвонила с криками "я дошла". Это была невероятная победа жизни над смертью! Мама плакала! Этот случай мой доктор, Сергей Серов, описывал в лекции о панических атаках для врачей и психотерапевтов. Однажды я случайно нашла эту лекцию в открытом доступе и была приятно удивлена тем, что моя история стала одной из ярких иллюстраций лекции для специалистов. Уже через год я издала первую книгу стихов и прозы, а ещё через год стала автором тренингов для женщин. В 45 лет я стала телеведущей на региональном ТВ, в 47 - телеведущей на федеральном ТВ, а в 50 - радиоведущей на федеральном радио. Я сама зарабатывала больше, чем мне выделял муж на все мои расходы, включая наряды, украшения и еженедельные посещения косметолога. Только тратила я совсем на другое - на образование и развитие. Я начала оплачивать личное обучение у кандидатов и докторов психологических наук и консультировалась с психологами и психотерапевтами, чтобы писать качественные статьи о психологии.
Каждому вдовству - своё время
Я с ужасом думаю о беспомощных женщинах, которые могут стать вдовами не в 38, как я, а в 58, 68. Что с ними будет? Часто в обсуждении темы вдовства читаю комментарии такого типа: "Если муж мне оставит бизнес, я придумаю, как им распорядиться. А если у меня будут деньги, я придумаю, как их спасти". У меня такие реплики вызывают только сочувствие и сострадание. Сразу видно, что дамочки не понимают, о чём пишут. Чтобы управлять большими активами, дамские фантазии не помогут. Нужна финансовая грамотность и управленческие способности. У меня были опытные консультанты, друзья мужа, владельцы крупных бизнесов, но их советы не помогли. Сколько бы ни рассказывали домашней кошке о том, что такое фондовый рынок, брокерские счета, ценные бумаги и бизнес, кошка сможет только грамотно писать в лоток. А старую кошку бессмысленно учить финансовой грамотности. Она может сдохнуть от дрессировки. А если муж не оставит подушку безопасности? А если текущий экономический кризис съест в один день все вдовьи деньги? Например, обанкротится банк, через который проходят все транзакции! Например, заблокируют ваши доходы от фондов в евроклире из-за санкций!
Быть живой - не терять связь с социумом и проявлять агрессию
Быть живой и уверенно стоять на ногах можно только в одном случае - если женщина не теряет связь с социумом и может что-то делать сама, своими рученьками. Для этого нужна здоровая агрессия - воля к жизни, желание научиться выживать в самых сложных экономических условиях, понимать, откуда берутся деньги, кроме тумбочки. Нужно держать руку на пульсе экономической ситуации, развиваться, повышать квалификацию, приспосабливаться к изменениям запросов рынка. Пока домашние дамочки ничего не осознают и не рвут жизнь, как Тузик грелку, они не живут. Пока они уповают на мужа, забывая о том, что человек, как писал классик, не только смертен, но и внезапно смертен, они находятся в опасности. Но, видимо, каждому вдовству - своё время. Главное, чтобы не было поздно...