Часто у моих клиентов ТАКИЕ результаты, что даже я, понимая всю подоплеку, как это работает, все равно удивляюсь. Так и вчера мой день начался с сообщения благодарности от Марины, которая обратилась ко мне в августе по поводу своей 16-летней дочери, Ноеми. 

(История публикуется с разрешения клиента)

Причина обращения была — «нет энергии»

Ноеми с трудом ходила в школу, часто пропускала занятия и всё меньше и меньше ела, как и интересовалась жизнью. Врачи разводили руками, так как анализы были в порядке. 

На встрече я сразу же диагностировала истощение. Ведь когда мы не получаем достаточное количество еды долгое время, организм истощается и, прежде всего, это выражается в отсутствии энергии. А нет энергии = нет и интереса к жизни.

На вопрос мамы «Что ей исключить, а что добавить в пищу», я ответила: «Нужно есть все, что ей хочется, и как можно больше. Никаких ограничений. Отсутствие любых табу на еду». 

Почему? 

Нет, глютен и молочное все также могут вредить психике и кишечнику, но в данном случае проблема — в психологии. У Ноеми включился механизм саморазрушения. Не анорексия, когда девочки боятся есть, чтобы не поправиться. Ноеми же не стремилась похудеть. Она не ела потому, что у неё была апатия и отсутствие аппетита. Она не ставила цели похудеть или поправиться, и, в общем, не избегала совсем еды и не наматывала километры, сжигая калории, как это бывает при анорексии. 

Я рассмотрела именно механизм самоуничтожения, корни которого я, конечно же, не могла увидеть. Ведь я не психотерапевт, хоть психология и занимает большую часть моего образования и практики. Именно поэтому я посоветовала поскорее начать работу с психотерапевтом.

Что сделала со своей стороны я, так это выписала:

✔ комплекс аминокислот в порошке (чтобы добавлять в воду или смузи, которые девочка иногда соглашалась пить)

✔ протеин в порошке (восполнять нехватку в пище; ведь он крайне важен для работы мозга)

✔ комплекс добавок в капсулах, которые выравнивают работу серотонина (витамины и травы)

Для справки:

Серотонин — обычное химическое вещество, которое вырабатывается в теле постоянно. Если же мы видим проблемы с ним (а в данном случае это было налицо, ведь серотонин даёт то самое желание жить и радоваться, и именно его пытаются задержать в системе антидепрессанты), то нам необходимо повлиять на цепочку выработки серотонина.

Для его производства нужны: 

✔ триптофан (содержится в белковой еде, но так как Ноеми почти ничего не ела, то вероятность нехватки триптофана была очевидна)

✔ витамин B3 (если его не хватает, то из триптофана мы производим не серотонин, а В3…)

витамины В6 и В9 — нужны для конвертации триптофана в серотонин

Итак, для того, чтобы помочь Ноеми вернуть радость жизни и аппетит, у меня в арсенале были витамины, аминокислоты и травы. Последние (УРА!) сейчас активно исследуются на предмет лечения самых разных заболеваний. И сегодня к нашим услугам намного больше растительных препаратов, чем было ещё даже 2-3 года назад (и именно поэтому крайне важно любому врачу и, тем более, нутрициологу постоянно обновлять свои знания).

Параллельно Ноеми начала посещать психолога

«Что делать!? Они ничего не ест. Добавки тоже принимать отказывается. Психолог не помогает!» — писала мне расстроенная Марина.

«Марина, дайте всему время. Сейчас надо продолжать и всеми правдами и неправдами добавлять добавки в порошках в напитки и смузи, а также пытаться накормить Ноеми».

С переменным успехом Марина продолжала уговаривать дочь начать больше есть и потихоньку они ввели протеин и набор аминокислот в порошке. 

Прогресс был, но очень медленный

«Были у врача. Они предлагают антидепрессанты, но, возможно есть другой способ?» — написала мне Марина.

«Давайте попробуем пропить все добавки, и, если через месяц не будет эффекта, то, возможно, без антидепрессантов не обойтись» — ответила я.

Почему я не сказала Марине сразу соглашаться на антидепрессанты, а прислушалась к ее желанию подождать?

Дело в том, что антидепрессанты… НЕ ДОБАВЛЯЮТ серотонин в систему

Они вообще не содержат серотонин (да и если его съесть, он просто выйдет через кишечник, не возымев никакого эффекта для мозга). 

Антидепрессанты делают так, что тот серотонин, который уже есть в теле, остается в работе дольше, и поэтому получается эффект лучшей работы серотонина — «гормона счастья». Но! В данном случае была налицо нехватка серотонина. 

Конечно, лучше усилить хотя бы то, что есть (хоть его и мало). Но… не лучше ли увеличить производство серотонина? Понятна моя логика?

Именно так мы и поступили. 

Ноеми, к счастью, согласилась на добавки и вчера, через 3 недели приема моего курса, Марина мне написала:

«Доброе утро, Екатерина.

Хочу поблагодарить вас за ваш работающий протокол.

3 недели Ноеми пьет добавки, но Вит В3 мы начали только вчера. 

Она боялась начинать его пить, боялась что снова будет аллергия, я ее понимаю и не заставляла. 

(в прошлый раз от приема В3 в форме «никотиновая кислота» у Ноеми началась реакция в виде покраснения кожи и покалывания. Это частая реакция на ниацин, и бояться ее не стоит. Но в данном случае мы имели дело с подростком, у которого были психологические проблемы. Поэтому я не стала говорить «Да это норма, просто не обращайте внимания», а прислушалась и назначила В3 в другой форме).

Вчера первый раз Ноеми предложила пойти погулять в лес, такого не было несколько месяцев, у нее не было сил вообще ни на что. 

Сегодня она проснулась сама и сказала, головная боль есть, но она не мешает. Она даже сделала макияж сегодня! 

Ноеми начала мне помогать на кухне и предложила помощь по дому, взамен на покупку косметики, но это неважно, уже здорово. 

На выходных наконец-то она смогла с моей помощью разобрать шкаф косметики и согласилась выкинуть ненужное или старое. Она любит когда всего много.

Я, если честно сказать, не очень верила, что мы сможем что-то улучшить. Ведь врачи за последние 3,5 месяца ничего не поменяли. 

И теперь у меня появилась надежда, что она сможет пойти в школу скоро.

Я Вам очень очень благодарна от всей души, за ваше терпение и знания».

Вот так начался мой день

Я прочитала, и у меня потекли слезы. Потому что в глубине души я знала, что мы все делаем правильно, но будет ли эффект — всегда вопрос. Ведь бывают очень запущенные случаи. Но ведь лучше попробовать все, что возможно, чем опускать руки.

Я спросила разрешения у Марины поделиться их историей, и в ответ Марина даже разрешила не менять имена. Она написала:

«Ведь много таких как я. Не верят и не делают. Я начала только потому, что просто не было выбора. Ноеми держалась до последнего, не хотела и слышать о добавках, но когда поняла, что не может доехать от больницы домой, и ее оставили на 4 дня под присмотром и даже на мой день рождения не отпустили домой, потому что сил вообще нет, она тоже согласилась попробовать»

Вот такие «чудеса» без чудес

Просто телу нужно было дать строительные кирпичи, чтобы «гормоны счастья» начали свою важную работу. И да, конечно же, на этом история не заканчивается. И, конечно же, Ноеми предстоит продолжить работу с психотерапевтом и прием добавок. Но главное — что теперь мы видим свет в конце тоннеля.

И огромная благодарность Марине и за ее терпение, и за ее смелость поделиться такой непростой и личной историей. На благо других.

Источник: блог автора (диетолог-нутрициолог, терапевт функциональной медицины, Дания).