Водила сына в музей Пикассо…
Сама я прошла долгий и интересный путь от полного восторга от его работ и фраз типа «Пикассо — мой самый любимый художник!» (это было до того, как я увидела оригиналы — как его, так и других известных художников) до… какого-то смешанного чувства типа «ну да, интересно! Но не более…»
Чувства по поводу его творчества улеглись. И сегодня, когда я далеко не в первый раз бродила по залам этого музея в Барселоне, я вдруг подумала о двух уроках, которые в жизни Пикассо есть для каждого из нас.
Первое наблюдение — это то, как менялось его творчество на протяжении жизни и учебы
Сначала самые заурядные портреты и пейзажи (прости, Пабло!) во времена его учебы. Видимо, так было надо — попробовать себя в разных жанрах. Затем — подражание разным стилям других, уже знаменитых художников (одна маленькая картинка была просто копией стиля Ван Гога! Такие же мазки и похожие пейзажи полей). Потом… просто картины, чем-то напоминающие сотни всех остальных художников того же времени. Где-то Манэ, где-то Монэ… Потом — синий период, где уже проглядывает то, что мы узнаем в Пикассо (я про простых смертных, типа себя, которые больше знают Пикассо как человека, писавшего в стиле кубизм).
И вот потом… потом Пикассо делает что-то, что, давайте честно(!), не так красиво, как его же период синего. Но… это особенно!
Все эти люди с руками, оторванными от туловища и глазами, съехавшими под губы или, и того ниже, под грудь. Это странно, интересно и необычно. И… именно то, благодаря чему Пикассо стал тем самым известным Пикассо.
Его смелость сделать что-то новое и непохожее ни на что другое — вот что вознаградилось и вывело его в топы уже при жизни.
А ведь, если бы он продолжал пытаться быть похожим на других прочих, то что бы вышло? Стал бы он таким же известным и признанным? Не знаю! Думаю, вряд ли.
Поэтому урок первый: смелость и вера в свои идеи — вот возможная формула успеха
Вот то, чего многим из нас так не хватает. В погоне за точно работающими формулами успешного успеха мы так заняты копированием и подражанием, что наша собственная муза невольно начинает зевать от скуки и… потом и вовсе покидает нас. И поэтому кругом так мало чего-то стоящего, а многое напоминает что-то уже знакомое.
Оно и понятно: чужая формула всегда кажется надежнее. Если у него сработало, то чем я хуже?! Да ничем. Но, возможно, ты чем-то лучше?! Но это твое… не может прорваться на свет, пока ты пытаешься кого-то повторить.
Второй же урок пришел мне на ум уже в последних залах музея Пикассо
Сын (и вправду истина устами младенца!) сказал:
▬ Мам, ну что это за мазня? Тут даже вообще неясно, кто это: кошка, собака или крокодил. Слишком широкие мазки, никакой аккуратности. Как это могли повесить в музее?!
▬ Ну как-как? Это же Пикассо!
▬ ...
Зашли в зал с коллекцией картин голубей, которые Пикассо писал уже в последние годы жизни
▬ Мама! Ну это даже хуже, чем тот собака/кошка/крокодил!
▬ Эээ, ну да, это стиль такой.
▬ Но это же некрасиво!
▬ Красиво — понятие относительное. Тем более, что когда ты уже аж сам Пикассо, ты можешь себе позволить малевать абсолютную мазню, как эти голуби и…их повесят в музее, а стоить они будут миллионы долларов.
▬ Миллионы?! За ЭТО?!
▬ Да.
▬ Но почему?! Они же страшные!
▬ Потому что это нарисовал Сам Пикассо.
Помолчали. А я задумалась
А ведь и правда, эти последние работы — откровенная мазня. Ну если уж совсем честно. И рисунок на стене Барселоны, подаренный Пикассо городу, похож на детские рисунки мелками на асфальте. «Мог бы и получше постараться для города» — сказала я вслух. Гид по Барселоне в это время восторженно вещал: «А это, вы представляете(!), рисовал ни кто иной, как сам Пикассо!»
Гид посмотрел на меня так, будто я — отброс общества, случайно попавший на праздник жизни высшего света.
Типа, как я могла посметь так отозваться о творчестве самого Пикассо?! Ну а что делать, если не шедевр? Ну не шедевр! Как и голуби (все), и собака/кошка/крокодил.
И вот, прохаживаясь по последним залам музея Пикассо в Барселоне, я подумала: выйди Пикассо с этими голубями или кошко-собаками-крокодилами на рассвете своей карьеры, вряд ли он был бы причислен к гениям. Но! Уже став признанным гением живописи, он мог позволить себе делать откровенную халтуру. На этом этапе любая закорючка, написанная самим Пикассо, стала ценной.
И это, с одной стороны, поучительно, а с другой — грустно. Но таковы правила игры.
В соседнем музее висят искусно выполненные портреты размером во всю стену. Выполненные так, что ты не веришь: неужели это не фотография?! — так тонко прописаны все детали. Но… этот музей пустует, в нем почти никого нет, а я не помню имен художников.
А в залах Пикассо толпы народа. В том числе и в этих залах с кошко-собаками и голубями.
Попав впервые в этот музей Пикассо в Барселоне я была в замешательстве
Мне не понравилось в музее моего, как я считала, любимого художника. Я не понимала — почему. «Наверное я ждала, что там больше картин». И только сейчас, вслух пообщавшись с моим 11-летним сыном, до меня дошло, почему мне не зашел музей Пикассо в Барселоне:
В нем собраны только первые его периоды, когда он еще не стал писать в своем фирменном стиле кубизма, и только последние периоды, когда началась мазня. А я полюбила картины Пикассо по работам, которые видела сначала в книгах, а потом в музеях Парижа и гостевых коллекциях, с почти полным собранием синего и розового периода (Ах! Девочка на шаре!) и периода его расцвета в кубизме. А потом… он либо устал, либо я не знаю, что случилось, но все сломалось.
И именно эта сначала похожесть на всех остальных (а я не приверженец классической живописи, я больше люблю импрессионистов), а потом поломка/мазня — вот и оставляет такое странное ощущение от музея моего любимого художника в его родном городе.
Но еще один урок из этого вынесен: сначала надо стать Мастером, а уже потом можно будет позволить себе все. Все, чем будут восхищаться все, и только ребенок сможет сказать: «А король-то голый!»
Фото обложки: из личных архивов Екатерины Йенсен
Источник: личный телеграм-канал автора (диетолог-нутрициолог, терапевт функциональной медицины, Дания)