По данным платформы Skillfactory, почти половина российских студентов уже использует искусственный интеллект в учебе. И около 50% школьников, по результатам исследования Яндекс Рекламы, тоже применяет современные технологии,  в частности популярны голосовые помощники. О современных методиках образования и использовании ИИ в обучающем процессе я поговорила с основателем школы, обладательницей международной премии Successful Ladies Awards Лолой Шурыгиной

Лола Шурыгина. Фото из личного архива Шурыгиной
Лола Шурыгина. Фото из личного архива Шурыгиной

Лола, как вы считаете, использование искусственного интеллекта в образовании — это необходимость или роскошь?

Я убеждена, что использование ИИ в образовании становится необходимостью. В современном мире технологии играют ключевую роль, а искусственный интеллект может значимо преобразовать образовательный процесс, сделав его более интерактивным и направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ученика. Более того, наши дети придут на работу в компании, в которых нейросети уже реальность. Поэтому в школьной программе должны быть не только математика и русский язык, но и искусственный интеллект. И в своем учебном плане мы это уже внедряем. 

Раньше считалось, что самое главное — это  уметь читать, писать, быть впереди по всем школьным предметам. Но 8 лет назад мы уже совершили небольшую «революцию» и убедили наших мам и пап, что к этому надо добавить такие навыки, как управление собой и своими эмоциями, умение принимать решения, договариваться, работать с информацией, идти к результату, тайм-менеджмент и предпринимательское мышление. Теперь пришла пора для нейросетей — это новые hard skills. 

Какие аспекты текущей образовательной системы, по вашему мнению, требуют наиболее срочного улучшения с помощью ИИ?

Первое — это вся рутина, которой в невероятном объеме нагружены учителя. Подготовка к урокам, анализ успеваемости, отчеты, аналитические записки родителям и руководителям, конспекты, рабочие программы. Эта работа занимает до 60% времени педагога. ИИ умеет уменьшать эти потери и именно этим мы занимаемся прямо сейчас в нашей школе. Свободное время учителя — это его ресурсное состояние, с которым он, отдохнувший, придет на занятия.

Во-вторых, будет полезно включить ИИ в урок. Сделать так, чтобы учителя и ученики могли пользоваться им в своей ежедневной работе наравне с Word, Excel и другими программами. ИИ может предложить больший выбор упражнений, заданий, игр, мотивационных активностей, нежели есть в опыте педагога, и таким образом сделать занятие более ярким, интересным, активным и запоминающимся. Отдельная задача — поставить в расписание урок по ИИ-грамотности, найти и обучить такого учителя.

И, наконец, ИИ даст возможность ускорить обучение детей средних и старших классов за счет более быстрого прохождения программы, в которой нейросеть — помощник в ее освоении. Мы уже в своей школе внедрили несколько нейросетей в регулярную работу учителей: ChatGpt, Gamma, Mindjourney, Conspecto и поступательно осваиваем новые инструменты. 

А как ИИ может способствовать индивидуальному подходу к обучению каждого ученика?

ИИ позволяет анализировать большие объемы данных об успеваемости и интересах детей, используя эту информацию для создания индивидуальных образовательных планов. Это помогает каждому ученику заниматься в своем темпе и по своей программе.

Мы уже диагностируем и выявляем сильные и слабые стороны ребят в режиме очных диагностик и динамических наблюдений, чуть позже будем готовы анализировать результаты тестов, домашние задания и даже отзывы учителей, чтобы выявить паттерны в обучении ученика. Это позволит учителям быстрее и точнее выделять области, требующие внимания.

ИИ также может автоматизировать процесс оценки и предоставлять обратную связь практически в реальном времени, помогая ученикам быстрее реагировать на свои слабые стороны и добиваться успеха в обучении.

На ваш взгляд, какие есть риски и этические дилеммы в использовании ИИ в образовании?

Думаю, основные риски связаны с конфиденциальностью данных и обеспечением беспристрастности. Необходимо гарантировать, что данные учеников защищены и используются только в образовательных целях. И самое главное — методологически обеспечить процесс так, чтобы использование нейросети не заменило ученику процесс обдумывания и мышления, а стало его инструментом. Критическое мышление и креативность будут становиться всё более важными. 

В целом мы наблюдаем растущее понимание и интерес к технологиям среди учителей и учеников. Тем не менее постоянное обучение и повышение квалификации остаются приоритетом, поэтому системно внедряем работу с нейросетями внутри нашего коллектива.

В идеальной системе ИИ поддерживает учителей, предоставляя им мощные аналитические инструменты и освобождая их от рутины, при этом всегда оставаясь помощником, а не заменой человеческого элемента в обучении. Ученики получают более персонализированное и интересное образование, что помогает каждому раскрыть свои сильные стороны и преодолеть трудности.