По данным платформы Skillfactory, почти половина российских студентов уже использует искусственный интеллект в учебе. И около 50% школьников, по результатам исследования Яндекс Рекламы, тоже применяет современные технологии, в частности популярны голосовые помощники. О современных методиках образования и использовании ИИ в обучающем процессе я поговорила с основателем школы, обладательницей международной премии Successful Ladies Awards Лолой Шурыгиной
Лола, как вы считаете, использование искусственного интеллекта в образовании — это необходимость или роскошь?
Я убеждена, что использование ИИ в образовании становится необходимостью. В современном мире технологии играют ключевую роль, а искусственный интеллект может значимо преобразовать образовательный процесс, сделав его более интерактивным и направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ученика. Более того, наши дети придут на работу в компании, в которых нейросети уже реальность. Поэтому в школьной программе должны быть не только математика и русский язык, но и искусственный интеллект. И в своем учебном плане мы это уже внедряем.
Раньше считалось, что самое главное — это уметь читать, писать, быть впереди по всем школьным предметам. Но 8 лет назад мы уже совершили небольшую «революцию» и убедили наших мам и пап, что к этому надо добавить такие навыки, как управление собой и своими эмоциями, умение принимать решения, договариваться, работать с информацией, идти к результату, тайм-менеджмент и предпринимательское мышление. Теперь пришла пора для нейросетей — это новые hard skills.
Какие аспекты текущей образовательной системы, по вашему мнению, требуют наиболее срочного улучшения с помощью ИИ?
Первое — это вся рутина, которой в невероятном объеме нагружены учителя. Подготовка к урокам, анализ успеваемости, отчеты, аналитические записки родителям и руководителям, конспекты, рабочие программы. Эта работа занимает до 60% времени педагога. ИИ умеет уменьшать эти потери и именно этим мы занимаемся прямо сейчас в нашей школе. Свободное время учителя — это его ресурсное состояние, с которым он, отдохнувший, придет на занятия.
Во-вторых, будет полезно включить ИИ в урок. Сделать так, чтобы учителя и ученики могли пользоваться им в своей ежедневной работе наравне с Word, Excel и другими программами. ИИ может предложить больший выбор упражнений, заданий, игр, мотивационных активностей, нежели есть в опыте педагога, и таким образом сделать занятие более ярким, интересным, активным и запоминающимся. Отдельная задача — поставить в расписание урок по ИИ-грамотности, найти и обучить такого учителя.
И, наконец, ИИ даст возможность ускорить обучение детей средних и старших классов за счет более быстрого прохождения программы, в которой нейросеть — помощник в ее освоении. Мы уже в своей школе внедрили несколько нейросетей в регулярную работу учителей: ChatGpt, Gamma, Mindjourney, Conspecto и поступательно осваиваем новые инструменты.
А как ИИ может способствовать индивидуальному подходу к обучению каждого ученика?
ИИ позволяет анализировать большие объемы данных об успеваемости и интересах детей, используя эту информацию для создания индивидуальных образовательных планов. Это помогает каждому ученику заниматься в своем темпе и по своей программе.
Мы уже диагностируем и выявляем сильные и слабые стороны ребят в режиме очных диагностик и динамических наблюдений, чуть позже будем готовы анализировать результаты тестов, домашние задания и даже отзывы учителей, чтобы выявить паттерны в обучении ученика. Это позволит учителям быстрее и точнее выделять области, требующие внимания.
ИИ также может автоматизировать процесс оценки и предоставлять обратную связь практически в реальном времени, помогая ученикам быстрее реагировать на свои слабые стороны и добиваться успеха в обучении.
На ваш взгляд, какие есть риски и этические дилеммы в использовании ИИ в образовании?
Думаю, основные риски связаны с конфиденциальностью данных и обеспечением беспристрастности. Необходимо гарантировать, что данные учеников защищены и используются только в образовательных целях. И самое главное — методологически обеспечить процесс так, чтобы использование нейросети не заменило ученику процесс обдумывания и мышления, а стало его инструментом. Критическое мышление и креативность будут становиться всё более важными.
В целом мы наблюдаем растущее понимание и интерес к технологиям среди учителей и учеников. Тем не менее постоянное обучение и повышение квалификации остаются приоритетом, поэтому системно внедряем работу с нейросетями внутри нашего коллектива.
В идеальной системе ИИ поддерживает учителей, предоставляя им мощные аналитические инструменты и освобождая их от рутины, при этом всегда оставаясь помощником, а не заменой человеческого элемента в обучении. Ученики получают более персонализированное и интересное образование, что помогает каждому раскрыть свои сильные стороны и преодолеть трудности.