11 марта 2011 года произошла катастрофа на АЭС Фукусима-1. Вокруг АЭС, расположенной на побережье, была установлена защитная стена, но высота волны цунами превзошла ожидания создателей станции. Так и с эмоциями. Как часто люди выстраивают внутренние стены, чтобы сдерживать чувства, не давать им прорваться наружу? Но не слишком ли велик риск того, что эмоциональная волна, будучи скованной в течение более или менее длительного времени, превзойдет возможности этих стен?

          Почему эмоции “не победить”?

          Эмоциональная заинтересованность древнего человека в том, чтобы удрать от опасности, сойтись в бою, дать и защитить потомство, выгодна в вопросах длительного выживания. Коллективность большинства приматов также поддерживает нужду в умении понимать, когда проявить себя, отойти в сторону, помочь сородичу или, напротив, воспользоваться его слабостью. Боль и страх сигнализируют об опасности, интерес стимулирует изучать окружающий мир и находить новые возможности.

          Некоторые люди забывают или вовсе не задумываются о своей биологической природе. В то же время исследователи-психологи и нейрофизиологи показывают, что мы воспринимаем эмоционально практически всё: любая информация, события во вне практически незамедлительно вызывает эмоциональный отклик. И уже после мы приступаем к рациональному взвешиванию, измерению и оцениванию ситуации на эмоциональном фоне.

          Как я вижу, подавление чувств конкретного человека бывает выгодно обществу. Это похоже на складывание коробок или кубиков: с одинаковыми все легко и просто, для разноформенных и разнокалиберных требуется определенное мастерство. В известном фильме-антиутопии  “Эквилибриум” люди живут в обществе, где эмоции подавляют при помощи специального препарата - одинаково одетые люди в одинаковых перчатках, живущие в домах с наклеенной на окна матовой пленкой (чтобы не рисковать покоем при встрече с рассветными лучами солнца). Проявления чувств запрещены, как и все, что их вызывает. Это общество появилось в ответ на угрозу массового истребления людей друг другом в силу агрессивности, спонтанности, непредсказуемости. Огромные усилия приложены к тому, чтобы изжить природную человеческую эмоциональность. Не легче ли научиться жить с ними, научиться слышать себя и других - во благо?

          Последние десятилетия демонстрируют внимание общества к эмоциональному интеллекту, его проявлениям и способам работы с ним. Развитый эмоциональный интеллект - ведущая компетенция настоящего и, по крайней мере, недалекого будущего.

          Как практикующий психолог уверенно говорю: умение чувствовать свои и чужие эмоции, понимать их и безопасно и приемлемо для общества проявлять важно в бизнесе, отношениях с партнером, родителями, детьми, помогает найти путь к счастью и избежать опасностей и проблем.

          Что делать с эмоциями? Здоровые способы

          Даю практические советы:

1.    Введите привычку обращать внимание на то, что с вами происходит в тот или иной момент. Что испытываете: гнев, радость, тревогу? Для формирования привычки обращать внимание на чувства можно попробовать раз в час задавать себе вопрос: а как я сейчас?

2.    Очень часто наши эмоции связаны с тем, что говорят или делают те, кто нас окружает. Выражайте радость, интерес, удивление, если они у вас есть. Говорите открыто. Это поможет создать доверительные отношения.

3.    Если испытываете обиду, печаль, гнев тоже стоит сказать о том, что переживаете: “Мне больно от твоих слов (или действий)”, “Я злюсь, взбешен, возмущен”  и т. п. Говорите это, глядя человеку в глаза, если потребуется, повторите, чтобы быть услышанными.

4.    Анализируйте, откуда возникла эмоция. Так бывает, что гнев или печаль начинают ощущаться не в момент события, а после. И здесь важно оценить - на что именно вы отреагировали?

5.    Как психолог-феноменолог знаю, что эмоции могут быть принятыми от прошлых поколений. В этом случае бывает трудно разобраться: от кого, почему, что делать. Если не получается решить этот вопрос, можно прибегнуть к помощи специалиста.

          Главный совет - относитесь к эмоциям как к системе безопасности. Они о вас заботятся, помогают, сообщают ценную информацию. Если хотите узнать об эмоциях больше, почитайте Кэррола Изарда. Он один из основных исследователей этой темы.