Представление о пробиотиках в общественном сознании разделено на два полярных мнения. Или-или: то ли пробиотики «могут все», то ли это фейк, обман, который не работает. В этом черно-белом мире двух точек зрения как будто не находится места для правды, слишком уж они разные. Сторонники первой позиции, чаще всего, глубоко в теме и пробовали пробиотики на себе. Те же, кто «не пробовал, но осуждает» высказывают мысль, что пробиотики — это история про маркетинг и хайп, мол, они предназначены исключительно для обогащения самих производителей пробиотиков и не более того.
Давайте же рассмотрим оба полюса мнений, а также попробуем дать более-менее рациональное понимание проблемы их эффективности.
Мы начнем с вопросов, которые обычно упускают из внимания. Именно в них кроются некоторые подводные камни касаемо выбора и применения пробиотиков. А в следующих материалах затронем, собственно, сами мифы. Итак...
Пробиотики и прочие корректоры микрофлоры
Пробиотики — это лекарства или БАДы, содержащие живые пробиотические бактерии. Эти бактерии при введении в собственную микрофлору человека способны взаимодействовать с ней и оказывать положительное воздействие на организм в целом. Помимо пробиотиков на рынке корректоров микрофлоры существуют метабиотики, прометабиотики, синбиотики, и даже психобиотики. Правда, последние, на рынке России пока почти не представлены.
Синбиотики — это средства, совмещающие сами бактерии (пробиотик) и пребиотики (пектин, инулин, олигосахариды и др.), вещества, которые являются пищей для бактерий. Идея правильная, хорошая, но пока что не работающая.
В чем лукавство? В том, что в тех средствах, которые называют синбиотиками, пребиотик действительно есть. Но, как сказал бывший таможенник Верещагин в «Белом солнце пустыни»: «Гранаты у него не той системы». Содержание пребиотика в синбиотиках, представленных на российском рынке, значительно меньше требуемой терапевтической дозы. То есть фактическое количество пребиотика в синбиотике не оказывает какого-либо заметного влияния на микрофлору и практически не стимулирует размножение бактерий.
Прометабиотики. Это средства, в которых вместе с пробиотическими бактериями содержатся очень полезные продукты их жизнедеятельности — метаболиты, летучие жирные кислоты. Они сами по себе крайне важны для регуляции и поддержания здоровья организма. Это пропионовая, масляная, молочная, а также изомасляная, валериановая и изовалериановая кислоты. В сухие формы прометабиотиков их добавляют дополнительно.
Жидкие формы пробиотиков, в отличие от сухих, не требуют добавления метаболитов. Поскольку в жидкой форме бактерии сохраняют собственную активность и в процессе хранения нарабатывают эти самые летучие жирные кислоты прямо во флаконе. Любой качественный жидкий пробиотик по факту является прометабиотиком. Хотя чаще всего жидкие прометабиотики продолжают, в том числе и во врачебной практике по традиции называть жидкими пробиотиками. Так уж повелось, характеристики поменялись — название осталось.
На сегодняшний день прометабиотики являются в плане состава компонентов наиболее эффективной формой средств коррекции микрофлоры и пробиотической поддержки организма.
Метабиотик. Это в чистом виде полезные метаболиты, те же летучие жирные кислоты пробиотических бактерий, но без самих бактерий. Их области применения уже, чем у прометабиотиков. Метаболиты обладают комплексом положительных эффектов: их антибактериальные свойства позволяют бороться с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, не влияя при этом напрямую на собственную микрофлору человека в отличие от антибиотиков, которые её убивают. Метабиотики поддерживают полезные бактерии и выгоняют опасных и “залетных”, не приносящих пользы чужаков — в этом смысле метабиотики похожи на пробиотики, но действуют на собственный микробиом человека опосредованно, без прямого “подселения” полезных бактерий.
Психобиотик. Это метабиотик, направленный на коррекцию психоэмоционального статуса человека, хотя сейчас понимание этого термина постепенно начинает расширяться. По последним данным, в организме человека практически нет процессов, в которых бы не принимали участие микроорганизмы: бактерии, вирусы и грибы. Сейчас ведутся испытания штаммов бактерий, которые могут помочь пациентам, страдающим психическими болезнями, бессонницей, повышенной тревожностью. О них пока рассуждать проблематично. Такие средства выпускают только зарубежные компании, стоят они довольно дорого, а имеющихся клинических исследований пока недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.
Что считается пробиотиком?
Пробиотиками сейчас называют большое разнообразие веществ. Это могут быть лекарства, БАДы, пробиотические продукты (чаще всего кисломолочные).
А по сути, пробиотики — это продукты или препараты, имеющие в составе живые микроорганизмы, которые при введении в организм в адекватных дозах оказывают положительное влияние на здоровье. То есть это микроорганизмы, к которым предъявляются определённые требования. Например, они должны быть выделены из локусов здорового человека и являться представителями нормальной микрофлоры, быть безвредными, способными колонизировать слизистую, сохранять активность в процессе хранения, быть генетически устойчивыми к антибиотикам, а также обладать клинической эффективностью.
Тот же самый кефир, “Наринэ”, менее известный, но крайне полезный “Бифилин” обладают в разной степени пробиотическими эффектами. Однако это пробиотические продукты питания, а не пробиотики в чистом виде. Где граница между ними? А она в концентрации полезных микроорганизмов!
Пробиотические бактерии содержатся не только в кисломолочных продуктах. Они есть в других ферментированных продуктах. Однако, пищевая культура человека за последние десятилетия жестко подчинилась техногенному диктату современной пищевой промышленности.
Поэтому, говоря с огромным уважением о продуктах с пробиотическими свойствами, тем не менее считаем важным заострить внимание на «чистых» пробиотиках, с одним или несколькими штаммами пробиотических бактерий и средой без другой бактериальной флоры.
Подводные камни
Итак, пробиотики регистрируют в России либо как БАД, либо как лекарственное средство. При этом сухие пробиотики могут быть зарегистрированы как лекарство или БАД, что мы и наблюдаем. Пример: “Линекс” — лекарство, “Бак-Сет” — БАД, оба они сухие. Здесь производитель может выбирать форму регистрации. Выбор в пользу БАД часто связан со значительно более простой процедурой регистрации.
У производителей жидких пробиотиков подобная возможность выбора отсутствует в силу объективных причин. Жидкие пробиотики, как бы ни хотелось тем, кто понимает их плюсы, не могут получить официальный статус лекарств. Их регистрируют как БАД. Хотя любой качественный жидкий пробиотик всегда будет эффективнее любого качественного сухого.
Сухие формы хранятся долго за счет того, что бактерии в них высушиваются. Они хоть и живые, но находятся в анабиозе, временно не активны и потому храниться могут годами. А вот в жидких формах пробиотиков бактерии живые и сохраняют активность. Именно за счет этого в них и идет постоянная выработка тех самых летучих жирных кислот.
И вот тут, читатель сможет разобраться с возникающей «дискотекой на граблях». Аптеки продают и БАДы и лекарства. Им все равно, как это называется. Им важна прибыль. Но аптеки крайне не любят жидкие пробиотики. Почему? Потому что для любой аптеки любой препарат, у которого остался срок хранения менее 6 месяцев — это уже головная боль.
На аптечном сленге это называется «тухлый товар». Его нужно срочно продавать, слишком мало времени осталось. А у жидких пробиотиков средний срок хранения составляет 3 месяца. Так зачем им эта проблема? Намного проще продавать сухой пробиотик с длительным сроком хранения. Нет, они конечно могут взять жидкий пробиотик, но только если уверены в его быстром движении от холодильника аптеки до кассы.
Кроме того, в общественном сознании и в сознании врачей слово «лекарство» вызывает заслуженное уважение. Действительно, тут тебе и сложная регистрация, и клинические испытания, и клинические исследования. Это не вызывает сомнений.
Также в общественной ментальности и в сознании врачей само слово “БАД” звучит пренебрежительно. И это вполне заслуженно. Во-первых, на рынке БАД имеет место крайне спекулятивный маркетинг. Но не это главное. Для регистрации БАД не требуется вообще никаких исследований. Достаточно заключения о его безопасности. То есть, документ регистрации подразумевает и гарантирует то, что употребив БАД вы не заболеете, но не гарантирует что вам станет лучше после его употребления.
Доктора прекрасно осведомлены об этом. Но ведь любые жидкие пробиотики региструются как БАД. И что возможно при этом сделать? Правильно! Проводить клинические исследования. И не на уровне 15 человек, в настоящих, в официально аккредитованных лечебно-профилактических учреждениях, по стандартным протоколам, также, как проходят исследования лекарства. И добросовестный производитель БАД все это делает, в разных городах, в разных больницах, соблюдая все нормы и правила исследований. Только добросовестных не так уж и много.
Но на этом проблемы не заканчиваются. По законодательству (СанПиН, Закон о рекламе, ТР ТС) производитель БАД может хоть погрязнуть в исследованиях по уши, но это ничего ему не даст. Их результаты запрещено вносить в инструкции и рекламные материалы. Чтобы это всё-таки сделать, используют обходной, но абсолютно законный путь. Проводится процедура добровольной сертификации, на основе которой становится возможным вносить показания по применению во вкладыши и рекламные материалы.
У вас может возникнуть вопрос: к чему вникать в такие сложности? Есть же пробиотики, зарегистрированные как лекарства, и отлично, от добра добра не ищут! Но мы не зря столько говорили о сухих и жидких формах пробиотиков. Любой качественный жидкий пробиотик всегда будет эффективнее любого качественного сухого. Это особенности формы производства. Самое простое: если вы возьмете один и тот же штамм пробиотических бактерий и изготовите их в жидкой и сухой форме, то жидкая форма будет эффективнее.
Как работают бактерии сухих и жидких форм
В жидкой форме бактерии не просто живые, они сохраняют свою активность. За счет этого идет постоянный синтез метаболитов, о которых мы уже говорили. Но есть более важный момент. Понятие «активные» подразумевает, что на поверхности пробиотических бактерий в жидком пробиотике сохраняются определенные рецепторы, которыми они прикрепляются к слизистой кишечника, когда попадают в него. В сухих пробиотиках, бактерии тоже живые, но в процессе сушки или лиофилизации эти самые рецепторы перестают функционировать.
Бактериям просто нечем зацепиться за слизистую. Нет, это не навсегда. Попав в кишечник, сухие пробиотики все же восстанавливают эти самые рецепторы, но восстанавливают их через 8-10 часов. То есть, большую часть пути по кишечнику они уже прошли. Высушенные бактерии “оживают” и начинают работать только в нижних отделах толстого кишечника. Это тоже важно, но все же основные этапы пищеварения/всасывания, поддержания иммунитета за счет здоровой микрофлоры касаются тонкого кишечника. А в нем способны работать именно бактерии жидких форм, прикрепляясь к кишечной стенке сразу после прохода кислотного барьера желудка и двенадцатиперстной кишки (и да, вопреки расхожим мифам, они в большинстве своём его всё-таки проходят живыми, активными и работоспособными).
Думаем, теперь читатель может сам начать разбираться в пробиотиках. Напоследок хотим добавить, что важно также понимать критерии эффективности пробиотиков. Ведь и среди жидких есть такие, что «не нанесут вреда организму», но и пользы от них немного будет.
Для того, чтобы получить пользу следует выбирать пробиотики по количеству и качеству клинических исследований. Именно результаты клинических исследований являются доказательством их эффективности. Как правило, по конкретному препарату или БАД их можно найти через любой поисковик или посмотреть на сайте производителя.