Практически каждый фрилансер, хотя бы раз за свою карьеру, сталкивается с мошенничеством, недобросовестностью и человеческим фэйковым интернет-эгоизмом. Причем, такое происходит, как с начинающими специалистами, так и с достаточно опытными. Сегодня речь пойдет о копирайтинге, где обмануть легче простого, и самое интересное, что в ловушку попадают не только авторы, но и заказчики текстов, статей, постов и другого текстового контента.
Накипело, не правда ли?
Когда стараешься, упорно трудишься, тратишь много времени, просматривая десятки, а то и сотни, сайтов, чтобы собрать дельную и важную информацию, уникализируешь текст, проверяешь его по разным сервисам, чтобы угодить заказчику, а в итоге тебя просто кидают… И ладно бы один раз, но бывает, что ситуация повторяется снова и снова.
Обычно частыми разводами кидал оказываются предложения о сотрудничестве с нереально высокими расценками на контент и чересчур минимальными требованиями. Знакомо? Так вот. Больше всего страдают авторы, чье право на контент сложно доказать в законодательном порядке!
Чтобы перестраховаться, следует придерживаться некоторых дельных советов от тех, кто не раз попадался на удочку мошенников и хорошенько «прогорел» на этом. Итак, что можно предпринять, чтобы ваш труд был вознагражден, а не пошел «коту под хвост»:
1. Безопасная сделка через биржу. Это немного затратно, как для заказчика, так и для автора, ведь биржа за сделку берет определенный процент. Но все же лучше, чем быть обманутым.
2. Личная встреча с заказчиком, если автор из того же города. Следует понимать, что такое бывает редко, и встреча возможна только в случае, если заказчик первоначально ищет сотрудника на должность копирайтера в своем городе. В основном, фриланс – это все-таки удаленная работа.
3. Предоплата от заказчика. Если имеешь дело с мошенником, то и предоплата не всегда спасает. Он может заплатить за один-два текста, демонстрируя таким образом, что с оплатой не будет никаких проблем и сказать, что за все последующие тексты рассчитается после их получения, чего, конечно же, не сделает.
4. Отправка контента без возможности скопировать инфоматериал. Естественно, что и такие методы не всегда спасают копирайтера, ведь заказчик может попросту сделать скриншот и перенабрать текст самостоятельно.
Так или иначе, если с мошенником столкнулся автор-копирайтер, у него есть время опубликовать собственный материал на любом открытом Интернет-ресурсе раньше, чем это сделает заказчик-кидала. Таким образом, при выставлении на сайт контент уже не будет уникальным и не принесет прибыли мошеннику.
С другой стороны, заказчик тоже может попасть на непорядочного копирайтера. Чтобы этого не случилось, ему лучше воспользоваться заказом контента в компании, которая пользуется популярностью. При этом, нельзя утверждать, что заказчик получит результат, который его порадует на все сто процентов. Вероятность того, что придется дорабатывать значительную часть текста, достаточно велика.
Теперь о главном…
Самое обидное в этом всем, что от мошеннических действий могут пострадать не только авторы-копирайтеры, но и сами добропорядочные заказчики. К примеру, клиент заказывает у копирайтера рерайтинг статьи. Вроде бы все хорошо, задание отдано, требования указаны, цена согласована. Автор сдает работу, выполненную в соответствии с требованиями и в оговоренные сроки, получает оплату. В чем же подвох?
Все дело в том, что этот автор-«предприниматель» умудряется перезаказать работу у другого копирайтера, предлагая ему заработок побольше, чтобы наверняка. Умно, не правда ли? Высокая ставка, требования не бог весть какие, желающие заработать на таких условиях всегда найдутся. Только вот незадача, оплату за выполненную работу они так и не получают.
В итоге, статья размещается на сайте, и клиент со спокойной душой пользуется контентом. А детективная история набирает обороты. Рядовой копирайтер, который не получил за рерайт статьи ни копейки, находит ее на сайте и, естественно, обращается в редакцию с жалобой, предоставив все скрины и доказательства в свою пользу. В результате, клиент понимает, что попал на мошенника-автора, который присвоил деньги, обманув его и кинув того, кто в действительности выполнил работу. Ужасные реалии жизни.
Как быть в таких ситуациях?
Есть два выхода. Можно поступить благородно и повторно оплатить заказанную статью, только уже настоящему автору-копирайтеру. А возможно и отморозиться, прекратив с обманутым всяческий диалог.
Как же все-таки уберечь себя на просторах Интернет-сети заказчикам и авторам-исполнителям, занимающимся копирайтингом, а также заказчикам-клиентам?
Помимо уже вышеупомянутых методов предосторожности, существуют еще и другие способы борьбы с аферистами, которые в сетях были, есть и будут. Защититься от них можно.
Фрилансер, как известно, это «свободный работник» или удаленный (онлайн). Работая во всемирной паутине, следует быть готовым к любым неожиданностям — и приятным, и не очень. Поэтому прежде, чем приступать к сотрудничеству с кем-либо, не стоит пренебрегать следующими моментами:
· Просмотром профиля поручителя (это касается как автора-копирайтера, так и заказчика контента).
· Проверкой аккаунта, как давно он создавался, есть ли в нем положительные отзывы от других авторов.
· Общением исполнителя с заказчиком или наоборот. Если в процессе разговора возникнут какие-то недомолвки, непонятки или неточности, лучше отказаться от сотрудничества.
· Если, кроме написания, нужно еще и разместить статью, следует воспользоваться кодом-эксплойта, который автоматически самоудаляется. Т.е., если клиент не оплатит заказ, то статья, размещенная на его сайте, через определенное время удалится.
Конечно, полностью это не сможет обезопасить вас от аферистов в копирайтинге. Поэтому, столкнувшись с мошенником, не опускайте руки, а попытайтесь ему противостоять. Можно и даже нужно «накидать» ему кучу претензий. Но лучше «задавить» морально, это более надежный способ воздействия. Разоблачение его в сети ничего не даст, так как он попросту создаст новый аккаунт и будет проводить свою мошенническую деятельность под другим именем.
К сожалению, наказать недобросовестных людей в интернет-фрилансе, как они того заслуживают, практически невозможно. Но создать им большие трудности для дальнейших афер — вполне реально.
Важно понимать
Итак, столкнувшись с мошенником в копирайтинге, сначала попробуйте урегулировать сложившуюся ситуацию, нормально общаясь с ним и не вызывая у него подозрений, что поняли с кем имеете дело. Когда все надежды окончательно развеются, начните давить морально, провоцируя различные ситуации, которые будут задевать его «за живое». Далее дожимайте афериста до конца, публикуя где только можно все имеющиеся о нем личные данные, электронные адреса, фото, аккаунты, номера банковских карточек. И, наконец, напишите в техническую службу, где зарегистрирован его кошелек, пусть знают, кто у них обслуживается и предпринимают соответствующие меры.