Сегодня стартует первый экзамен по ЕГЭ для выпускников 2023 года - российские школьники 26 мая сдают географию, литературу, химию. Эксперимент по новой оценке знаний стартовал в 2001 году и более 20 лет держит в напряжении учеников, родителей и учителей. От того, какие баллы наберет выпускник, будет зависеть возможность обучения на бюджетных местах, но попасть в выбранный вуз и на платной основе можно только получив определенное количество баллов по сданным предметам. Более 20 лет вокруг ЕГЭ не прекращаются споры. А сегодня вопрос об изменениях в российском образовании назрел как никогда остро. У многих специалистов этой отрасли складывается ощущение, что российское образование движется не куда-то, а откуда-то. Можно ли сейчас говорить об отсутствии четкого понимания направления и ставить вопрос - каким маршрутом двигаться дальше, учитывая все существующие реалии? Об этом рассказывает эксперт рынка образования, топ-методолог, разработчик курсов повышения квалификации и основатель образовательного проекта «Школа смыслов» Дианы Гладких.
Правильный маршрут
У специалистов образовательного рынка, преподавателей и обучающихся сейчас действительно складывается ощущение неправильно выбранного маршрута. Все дело в том, что нет единого мнения, подхода и единой концепции на уровне структур, определяющих это направление. Просто так взять и разрушить Болонскую систему, которая за 20 лет была выстроена и работала, не получится. При этом возврат к старой советской системе, который предлагают отдельные эксперты - ошибочный вариант. Перед нами поставлены совершенно новые вызовы и задачи, и нужно создавать систему, которая будет отвечать современным потребностям как ученика, так и работодателя, который в итоге получит этого ученика в качестве своего работника. Подрастающее поколение учится не ради учебы и дипломов, а выбирает свое будущее и профессию, которая сможет обеспечить им достойную жизнь.
Необходимость новой стратегии очевидна
Когда Болонская система внедрялась в российское образование, также остро стоял вопрос об изменениях в обучении. Советская система образования к концу 90-х полностью изжила себя и нужны были новые альтернативные варианты. Потому Болонская система выглядела в своем варианте очень перспективно. Главной задачей Болонской системы образования было сделать высшее образование более доступным, обеспечить студентам разных стран качественное развитие карьеры, дать возможность участвовать в различных международных проектах. С внедрением Болонской системы появлялись образовательные стандарты, которые позволяли приравнять дипломы различных вузов к единому знаменателю. Поэтому идея была хорошая, но вопрос к тому, как она воплощалась. Стоит добавить, что содержательный смысл Болонской системы заключался в том, чтобы сделать образование ориентированным на профессиональные компетенции, сделать его практико-ориентированным, чтобы студенты могли сами определять свой профессиональный и образовательный путь развития.
На практике же Болонская система была внедрена формально в том виде, в котором существовала на Западе: появился экзамен ЕГЭ, бальная система оценок, модульное обучение, студенту предоставлялся выбор самому решать, что изучать, а что нет. Все перешли к пониманию бакалавриата и магистратуры и отказались от специалитета. Что произошло в итоге и что мы сейчас наблюдаем? Произошло само внедрение, но педагоги и студенты на начальном этапе оказались не готовы, преподавательский состав не обучался и не готовился к новой системе массово. Какие-то вузы подошли к этому внимательно и перестроили свои программы, а кто-то так и остался в своей старой парадигме и продолжал обучать, опираясь на опыт прошлого.
На сегодняшний день мы не имеем четкого понимания и, на мой взгляд, нужно собирать профессиональное сообщество, в которое будут входить специалисты в области создания новых стратегий, а не просто авторы программ и учебников. На уровне инициативы должны быть сформированы профессиональные проекты, которые позволят создать и выдвинуть несколько гипотез, апробировать их и, в идеале, выбрать работающую систему, которая и станет ключевой. Но, к сожалению, у нас очень часто реформы проходят «из-под палки» и потому получаются нежизнеспособными.
Уровень образования стоит повышать со школы
Состояние школьного образования в России, особенно в регионах, на сегодняшний день можно оценить критично. Основная проблема в низком уровне подготовки непосредственно самих обучающих кадров: система подготовки педагогов устарела, она не соответствует современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обучать по новым программам, их нужно создать и утвердить, на это уходит время, и когда будущие учителя получают новые алгоритмы, они уже становятся устаревшими.
Пандемия, которая весь мир на два года перевела из привычного всем режима в онлайн, также вскрыла много сложностей, которые возникли в процессе дистанционного обучения. И сейчас, когда мы наблюдаем технологический взрыв, когда в нашу жизнь пришел искусственный интеллект и различные современные технологии, нужно научиться это использовать. Для того чтобы предлагать качественные форматы, нужно "перепрошивать" систему подготовки педагогических кадров, систему повышения квалификации преподавателей, выдавать актуальный контент, который будет соответствовать реалиям рынка.
На деле же в школах отдаленных от столицы порой нет даже современных условий обучения - отсутствуют лаборатории, не выстроена образовательная среда, обучение проводится в некомфортных условиях в классах с большим количеством учеников. Важно также пересматривать и систему оплаты труда учителей. Если в Москве это достойная финансовая компенсация, то в регионах, по-прежнему, низкая. Существующая заработная плата не мотивирует идти в школу продвинутых специалистов, и сейчас мы наблюдаем большой отток перспективных молодых преподавателей в предпринимательскую среду. Креативные и амбициозные педагоги, которые могли стать хорошими наставниками подрастающему поколению, переходят из школ в свой бизнес и начинают зарабатывать самостоятельно, как репетиторы, как эксперты по своим темам, многие создают собственные школы. Сейчас мы будем наблюдать, как в параллель к государственному формальному образованию выстраивается ветка коммерческого неформального обучения, куда родители возможно предпочтут отдавать своих детей: школы семейного типа, коммерческие гимназии, обучения на дому.
Нужно создавать собственную методику обучения
Какой вывод напрашивается? Система образования в России, сложившаяся сейчас, нуждается в реформации. Поскольку мир изменился, мы не можем закрыться и не принимать эти изменения. Напротив, мы должны посмотреть, что можно сделать с учетом нашего менталитета и ресурсов, какие действия должны предпринять. На сегодняшний день нет готовой системы, которая бы легко была интегрирована в систему образования в России. Болонская система, как показал опыт, не прижилась, она не была реализована до конца и по сути она не сработала до конца. Уходить в опыт образования в СССР мы можем только на уровне применения работающих в то время технологий, но так же мы можем взять технологии и из гимназического образования, мы можем использовать и Сингапурскую систему обучения, но это все будут только элементы. Нам нужно сейчас создать свои технологии и свою методику обучения, а для этого придется привлекать специалистов. Нам необходимо собирать экспертные профессиональные сообщества. Нужно смотреть в сторону специалистов, которые работают в бизнесе, которые выстраивают свои частные школы, потому что у себя на территории им удалось воплотить задуманное и создать такие системы, и на этот опыт нужно обратить внимание. Бизнес не может делаться кое-как. Он должен быть эффективным, поскольку от этого зависит его прибыль, и это означает, что в своей образовательной практике создатели частных школ научились использовать лучшие технологии, многие из которых ими уже и апробированы. Нужно обратить внимание на опыт частных центров, школ, экспертов. Собрать лучшее из того, что уже работает в наших условиях и создать новую систему современного российского образования.