Лошадь, которая в колхозе пахала больше всех, но так и не стала председателем – мое тотемное животное.  Больше 15 лет я работала в сетевой компании, чем только не занимаясь: и рекламой, и продвижением, и работой с клиентами, и оформлением интерьеров, и закупками, и даже – о ужас- некоторыми юридическими вопросами. И все это не помешало мне в одночасье покинуть компанию с группой других выгоревших трудоголиков. На их (наше) место быстро пришли новые.

Я могу открыть бизнес в чистом поле. Найти продукт, придумать продвижение, вбить колышек с вывеской, найти клиентов и зарегистрировать товарный знак. При этом, я буду работать 36 часов в сутки из 24 и без помощников. Потому что я из поколения трудоголиков, мое детство пришлось на 90-е и я знаю цену деньгам. И я ведь такая не одна.

Лет –дцать по всему миру началась эпидемия трудоголизма. Например, в Японии дошли до крайностей и придумали им (крайностям) красивое и мрачное название – «кароси», то есть «смерть от переработки». Увы, японцы в этом не одиноки и, несмотря на тренд последних лет – work & life balance- проблема остается актуальной.

 В ноябре 2022 г. компания Bupa Global (Великобритания) провела исследование и выяснила, что больше всего трудоголиков в состоянии перманентного стресса живет в Египте (неожиданно!), Сингапуре, ОАЭ, Китае и Франции. Франция и вовсе возглавила этот рейтинг, и поэтому самое время вспомнить о пособии для начинающих лентяев, под названием «Здравствуй, лень! Как удержаться на любой работе, работая как можно меньше», созданном французским же психологом Коринн Майер. Что она предлагает?

Десять «вредных советов» (в моем пересказе)

1.       Любая коммерческая компания – это симпатичный современный рабовладелец. Помни об этом, и не рассматривай  это место, как трамплин для профессионального взлета и развития.

2.       Не пытайся сломать систему и устроить революцию – ничего не выйдет.

3.       Твоя рутинная работа на самом деле никому не нужна и заменить тебя можно любым кретином – так не перенапрягайся, ведь ни твоих переработок, ни – что особенно важно – недоработок никто не заметит.  Делай мало, но регулярно.

4.       Говори на искусственном корпоративном «новоязе» – как правило, он мало похож на нормальный человеческий. Говори, как все. Не «можем обсудить?», а «удастся ли нам прокоммуницировать». Не «спасибо за быстрый ответ», а «благодарю за оперативную обратную связь». Так сойдешь за своего – а своих не увольняют.

5.       Делай все, чтобы избежать лишней ответственности. Совсем это сделать не получится, в отношении своего собственного объема работы. Но уж точно не вызывайся и не высовывайся. Не будь «ответственным за проект», «главным по запуску» и «основным координатором» - кроме этих титулов, тебя не ждет никакое поощрение, а если ждет – то минимальное и практически посмертно.

6.       Выбирай для трудоустройства компании покрупнее с большим количеством непонятных (и бесполезных) должностей, типа «отдел консультантов по общим вопросам», «специалист по проведению базовых исследований», «аналитик производственных процессов». Чем больше вас там будет, аналитиков-консультантов, тем сложнее определить участие (и неучастие) в работе каждого. И да, от «работы в полях» беги, как от чумы.

7.       Избегай любых перемещений, как в переносном («горизонтальный рост», ага), так и в прямом смысле – слейся с интерьером, чтобы без тебя невозможно было представить этот кабинет.

8.       Следи за окружением, чтобы понимать, рядом с кем находишься и кто из твоих коллег не верит в  корпоративную систему, понимая ее нелепость – пригодится.

9.       К временным сотрудникам, проектным  менеджерам, стажерам, которые приходят на ограниченное время, относись со всем сердцем – только они тут по-настоящему работают.

10.   Не поддавайся корпоративной пропаганде и не верь в местную идеологию. Почему? См. П.1.

Никто и никогда не должен работать

Коринн Майер написала еще много книг, но всемирную известность ей принес именно роман «Bonjour, Paresse» - и не только известность, а еще и судебный иск от корпорации, где она сама в тот момент работала. Впрочем, Майер была вовсе даже не первооткрывателем этой своеобразной теории.  Намного раньше американский публицист Боб Блэк  написал грозное эссе «Упразднение работы», в котором сообщил все, что думает по этому поводу: «Никто и никогда не должен работать. Труд — источник чуть ли не всех человеческих несчастий. Назовите любое почти зло — оно происходит из-за труда или из-за того, что наш мир построен вокруг труда. Чтобы перестать страдать, надо перестать работать». На этой цитате многие исследователи останавливаются и выстраивают новые «ленивые теории». Но Блэк продолжил: «Это не значит, что мы должны перестать что-либо делать. Это значит, что надо создать новый образ жизни, основанный на игре... Под «игрой» я понимаю также празднества, творчество, содружество, сообщничество, может быть даже искусство. Игра это больше, чем детская игра — как бы достойна ни была последняя. Я призываю к обобщенной радости и поистине свободному безрассудству. Игра это не пассивный отдых. Без сомнения, даже просто обычной лени и безделья нам нужно гораздо больше, чем мы сейчас можем себе позволить, каков ни был наш доход и профессия. Но, как только пройдет навязанное трудом истощение, почти каждый предпочтет действовать. Обломовщина и стахановщина — это две стороны одной и той же фальшивой монеты».

Современная геймификация, которую успешно внедряют многие компании для обучения и адаптации новых сотрудников – не это ли тот самый удачный компромисс между работой и игрой?

P.S....Тут можно было бы порассуждать еще, ведь тема такая богатая. Но автору-мне- лень. Тем более, что в Италии сейчас время аперитиво. Салюте!