Мария ходит в одну школу с моей дочерью. Марии тоже 12, она учится в параллельном  классе. Наверно, они могли бы и дружить, переписываться в чатах, созваниваться после школы.  Но не получится. Ведь у Марии нет и никогда не было мобильного телефона. Его нет также у Федерико, Филиппо, Антонио... А в младшей школе – вообще ни у кого.

В это же самое время, Марфа, бывшая одноклассница моей дочери из Санкт-Петербурга, пишет ей в ватсапе, как каждую субботу ненавидит весь мир. У Марфы так-то был бы свободный день, но она вынуждена ходить в школу ради одного-единственного урока информатики, который называется романтично «Погружение в виртуальную реальность». Урок начинается в 12:00, что дает Марфе, с одной стороны, возможность выспаться, но с другой – ломает всей семье все выходные. Пока девочка погружается в виртуальную реальность, другая – традиционная, так сказать- реальность проходит мимо: вместе с дачей, куда можно было бы уехать с вечера пятницы до вечера воскресенья. Гонять на велике, ловить последние солнечные дни, вдыхать сладкий летний запах спелых желтых яблок на веранде... Но нет. Как говорят в Италии, anche no (что можно перевести «вроде бы да, но вообще нет»).

Следующий кадр. Моя дочь едет с классом на три дня на море в соседний регион, в спортивный лагерь – заниматься серфингом и скалолазанием, покорять просторы Эмилии Романьи на горном велосипеде, гулять и купаться. Все бы прекрасно, но сопровождающие учителя категорически запрещают детям брать с собой телефоны. Прямо под страхом недопуска до экскурсии. Мы, родители (особенно я) нервничаем, но проводим подробный инструктаж детей по вопросам безопасности, обеспечиваем всем необходимым,  и- отпускаем. Да, без телефонов. Учителя высылают нам фоторепортажи. Наши дети улыбаются и машут. А потом приезжают слегка загорелые, охрипшие от песен и дико довольные. 

И в то же самое время, когда моя дочь записывается на местный кружок по робототехнике, она ожидает курс программирования на Python, но вместо этого всего лишь задает алгоритмы простенькому роботу-игрушке, да и то в паре с другим ребенком.

«Мама, а помнишь, я ходила в «Академию цифровых технологий» и там для детей постарше были шлемы, чтобы управлять роботами силой мысли?» Я помню. Конечно, помню. Помню – но не понимаю. А что правильно? В чем, так сказать, сила, брат? В диджитализации и взращивании нового прогрессивного поколения или в продлении «детского детства», с качелями, мячами, болтовней и кувырками на лужайке?  В их блестящем будущем или в радостном настоящем – где истина?

В школы Европы семимильными шагами входит так называемый диджитал-детокс. За последние годы цифрового прогресса (внесла свой вклад и пандемия с развитием дистанционных технологий) дети абсолютно отвыкли писать карандашом по бумаге. Да и вообще писать. Обычные меловые доски были заменены на интерактивные LIM, домашние задания дети должны загружать в виртуальный класс, и там же получать новые материалы для изучения. Контрольные работы превратились в тесты, где надо всего лишь поставить плюсик напротив ответа. Европейские педагоги, психологи-эксперты забили тревогу: ведь рукописание, вообще-то, отлично развивает мелкую моторику, а значит, стимулируются определенные области мозга, отвечающие за развитие ребенка. В шведских школах буквально объявляют войну искусственному интеллекту, предпочитая ему естественный. У детей забирают планшеты, им снова дают бумажные тетради и карандаши. 

А что в Италии? Здесь они и не прекращали писать от руки, а телефоны были под запретом в школе уже давно.  При входе в школу, лагерь, спортивный клуб, на экскурсию ребенок отключает телефон.  Результат? На переменах они общаются,  а не залипают в тиктоке, не фиксируют шейные позвонки в вечном наклоне над экраном гаджета. Для экстренной связи с родителями всегда есть учитель и школьный телефон — родители спокойны. Вырастут ли эти дети менее современными, продвинутыми и готовыми к дивному новому миру? Возможно. Вырастут ли они более ребячливыми, любопытными, активными и счастливыми? Тоже возможно. Но преимущество настоящего перед будущим в том, что можно становиться счастливым уже сейчас.