Исторически сложилось, что в России люди живут в атмосфере недоверия друг к другу. Так работает наше коллективное бессознательное. В нашем хранилище скрытых воспоминаний – картины нелепых доносов и разоблачений, допросов, ссылок и расстрелов.
Героем считали Павлика Морозова, а героизм его был в том, что он сдал НКВД родного папу. И даже священники в советское время могли постукивать в КГБ. Код всеобщего недоверия – часть ДНК нашей культуры, мы к этому привыкли. Довериться можно было только совсем близкой подружке детства, да и то не полностью. О какой психологии могла идти речь? Прийти и рассказать самое сокровенное незнакомому человеку? Невозможно.
Нет ничего удивительного в том, что теперь такие «подружки» расцвели в онлайне: это психологи. Они собирают миллионы последователей и учеников, ведь психологических проблем у людей море, а культуры регулярных походов к психологу нет.
Диджитал-психология стала своего рода компенсацией сеансов у профессиональных врачей, о которых в России узнали только в 90-ые из американских фильмов. Русскому человеку вообще не нужен нормальный психолог – ему нужна та самая подружка, к которой в советское время приходили порыдать на кухне, выпить наливки и поговорить «за жизнь».
Поэтому и «специалистам» не нужны знания клинической психологии: вполне достаточно быть умным и успешным человеком.
Вот, например, одна из самых ярких в топ-5 психологов Рунета – Вероника Степанова, у которой больше 3,5 миллионов подписчиков в соцсетях. Вероника отрабатывает архетип той самой «подружки»: умная, богатая, замужем. Никто не спрашивает у Вероники, где она училась. Все видят, что она дорого и красиво одевается – значит, крутая, надо ее слушать. Психолог у нас не тот, кто болезни прорабатывает, а кто советы дает: массам нужен мудрый друг, советчик и ориентир. А с ориентиром у Вероники все в порядке: необязательно привлекать народ психологическими знаниями, достаточно вовремя демонстрировать бриллианты, джеты, автомобили и закаты у бассейна. Быть ролевой моделью для девчонки из Сыктывкара или Москвы, у которой нет жизни и поговорить ей не с кем. А тут на расстоянии вытянутой руки и оплаченного чека в четыре тысячи рублей Вероника Степанова, которая загорает в Мексике и не боится обсуждать острые темы, – запретных тем у Вероники действительно нет.
По идее, ведь что должно волновать аудиторию психотерапевта?
Истории пациентов: как они вылечились от бессонницы или обсессивно-компульсивного расстройства. Но народу это неинтересно. Поэтому у Степановой богатая визуализация с тачками и ресторанами, странные посты про испражнения и аромат пупка, а иногда и политическая колонка про российско-американские отношения. Мерилом успеха и лояльности аудитории выступают лайки, комментарии и количество подписчиков. А что может вызвать наибольший интерес? Самое низменное и порочное. Сила искусства должна тянуть наверх – а здесь наоборот: эдакая Елена Малышева в диджитал, которая рассуждает о пуках и газообразовании. И рассуждает предельно жестко! Хотя, казалось бы, причем тут психология?
Помимо образа «подружки», Вероника эксплуатирует любимый россиянами архетип «сильной бабы». Той самой, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Этот образ всем нравится, а клинические успехи никого не волнуют.
В тройке лидеров мужских образов – тоже сплошь «сильные мужики». Марк Бартон на первом месте, абсолютно классический типаж патриархального мужа с заграничным именем. Сатья Дас – умудренный опытом «умный сосед», к которому хорошо прийти и водки выпить. Европеизированный Михаил Лабковский, пропагандирующий независимость и развал семейств, если что не так. Поскольку аудитория у психологов, в основном, женская, все они используют архетип мудрого отца, за которым как за каменной стеной. Ну а что еще может процветать с такой силой на почве всеобщей российской безотцовщины?
Народ всем верит — и «умной подружке» Веронике Степановой, и «мудрым отцам» Бартону, Сатье и Лабковскому. В ДНК народа жив сказ про Емелю, который лежит на печи и ждет исполнения желаний. И они ведь действительно исполняются, «по щучьему веленью, по моему хотенью». Люди мечтательны, инфантильны и верят в сказки, поэтому психологи идут самым простым путем. Путем технологии продвижения доверительного образа.