Трансфертное ценообразование — это установление контролируемых цен. Это могут быть цены внутри компании, установленные для разных подразделений или цены, которые установлены внутри группы компаний, для продажи товаров и услуг друг другу.

Установление таких трансфертных цен внутри компании необходимо для принятия управленческих решений, кроме того может быть необходимо для перераспределения доходов и расходов внутри группы и использоваться для оптимизации налогообложения.

Все, что связано с установлением трансфертных цен, регулируется внутренними документами, так как не имеет последствий для внешнего мира. Как правило, такие цены определяются для расчета отдельных ключевых показателей эффективности менеджеров или подразделений. Необоснованные трансфертные цены или их отсутствие могут привести к неправильной оценке демотивации сотрудников и/или деятельности подразделения.

Приведу пример установления трансфертных цен. В компании есть 2 цеха: цех заготовки и цех сборки. Цех заготовки производит и передает свой промежуточный продукт «А» цеху сборки. Себестоимость такого продукта «А» - 200 руб., трансфертная цена продукта «А» для цеха сборки 300 руб. Цех сборки собирает готовый продукт «В» и продает его на рынке за 650 руб., при том, что затраты на его сборку составляют 100 руб.

В итоге получается, что маржинальная прибыль для цеха заготовки составляет 33%=(300-200)/300 а для цеха сборки 38%=(650-(300+100))/650.

Таким образом, каждый из цехов становится центром прибыли и при определенных обстоятельствах может влиять на свой финансовый результат.

Если бы компания не устанавливала трансферных цен, а цех заготовки просто передавал свой продукт «А» по себестоимости, то вся прибыль оседала бы в цехе сборки. Замотивировать цех заготовок на результат было бы очень сложно.

Установление трансфертных цен внутри группы компаний очень часто ассоциируются с международными группами, но, на самом деле, трансфертные цены встречаются в любых группах компаний, которые торгуют между собой.

К примеру, предположим, что в группе компаний есть завод по производству красок и торговый дом, которому завод продает свою продукцию для дальнейшей реализации конечным покупателям. Если завод и торговый дом аффилированы между собой, то есть связаны юридически или через определенных лиц, то установление цен между таким заводом и торговым домом будет попадать, при определенных условиях, под действия раздела V.1. Налогового кодекса и контролироваться налоговыми органами.

Тут нужно оговориться, что не все сделки между связанными компаниями попадают под прицел налоговой, а только контролируемые. Этому посвящена статья 105.14 Налогового кодекса. И если в соответствии с данной статьей сделка будет признана контролируемой, то компания будет обязана ежегодно готовить уведомление о контролируемых сделках и по запросу налоговую документацию, содержащую обоснование рыночности или причин нерыночности условий таких цен в сделках. В разделе V.1. Налогового кодекса подробно изложены методы ценообразования, порядок расчета цен и (или) рентабельности, описаны способы и условия для самостоятельного контроля и их налогового администрирования.

На практике самостоятельно готовить необходимую отчетность для представления в налоговые органы очень сложно, обычно этим занимается специальный отдел внутри компании или вопрос доверяется консультантам.

Процесс сопоставим с приготовлением кулинарного шедевра: в исходном варианте всегда плюс минус один набор ингредиентов – факт сделки, его документальное оформление и финансовый результат; а результат может быть очень разным. Ведь цена ошибки может обернуться немного серьезнее, чем пересоленное блюдо, цена ошибки – неверное распределение сил в принятии управленческих решений, а в самом наихудшем варианте, неприятный разговор с налоговыми органами.