Невроз работодателей на фоне жесточайшего кадрового голода, похоже, достиг критической отметки и рискует перерасти в хроническую депрессию. Масштабный опрос, проведенный «Коммерсантом», показал, что почти 90% российских компаний испытывают нехватку кадров. В HeadHunter также отметили, что 85% компаний отмечают дефицит квалифицированных сотрудников основной проблемой рынка. Как бизнес выходит из этой ситуации?
Рынок работодателя & соискателя
Недалеки и памятны еще те времена, когда начальник в привычной анекдотической позе испытывал на прочность лучшие кадры, пока те продолжали смиренно источать приверженность и эффективно трудиться. Рынок труда как-то плыл от кризиса к кризису, то в росте, то в стагнации. Эйчаровцы что-то толкали с трибун о нематериальной мотивации, кто-то что-то даже из озвученного реализовывал на практике. Но гул недовольства нехваткой квалифицированных сотрудников шел фоном и крайней степени раздражения не вызывал.
Сейчас же «правила игры» изменились, и уже не работодатель выбирает сотрудника, а соискатель выбирает будущее место работы. Устойчивые компании в этой всепоглощающей нервотрепке находят в себе силы и решения привлекать креативный класс в любой специализации. Что уж говорить о титанах-работодателях, формирующих максимально вкусные условия для привлечения и удержания кадров. Так, Яндекс, например, стал платить своим сотрудникам существенно выше рынка, кормить в рабочее время за свой счет, а соцпакет, ДМС и бонусы — давно уже само собой разумеющееся.
Авито — размещает капсулы сна и не препятствует отдыху сотрудников в течение рабочего дня. Сбер, кроме стандартного соцпакета, предложил сотрудникам по желанию 90 дней в году работать удаленно из любой точки России, заниматься спортом со скидками в лучших сетях фитнес-центров, посещать встречи с лидерами мнений, в том числе и по сугубо личным вопросам, например, детско-родительским отношениям. Вот уж действительно федеральный размах! А что с кадросбережением в сегменте поскромнее?
Компании среднего бизнеса честно попытались перенять механики и приемы у гигантов, но достаточно быстро стало понятно, что ничего из выше предложенного не работает. Никакие корпоративные тимбилдинги с забегами по лесу, программы допобучения и соцпакеты, грамоты и благодарности на Новый год и даже денежные премии не способны удержать/привлечь лучших сотрудников. Их нещадно хантят, обещая категорическое соблюдение work&life balance и прочее, прочее, прочее.
Лояльность — ключ к успеху на рынке труда
Пришло время новых подходов. Но как они выглядят, как их сгенерить — ключевой вопрос для каждой компании, нанимающей сотрудников. Универсальных рецептов нет, но есть примеры, показывающие, что акцент на личностноориентированном подходе и эмоциональных аспектах может принести ощутимые результаты.
Люди социальны по природе и хотят чувствовать себя частью общества или компании, в частности, поэтому лояльность — фактически инстинктивная потребность. Она проявляется в чувстве гордости за свою компанию, желании продолжать работать в ней в дальнейшем, а также готовность рекомендовать ее своим родным и друзьям. Наличие сотрудников с сильной эмоциональной привязанностью особенно важно в условиях планируемых изменений в компании, так как именно они смогут стать основным двигателем поддержки этих преобразований.
Как же измерить лояльность? Например, сотрудники многих компаний из разных сегментов рынка, от МТС и Яндекса до предприятий строительной отрасли, носят брендированную одежду. Мерч в данном контексте демонстрирует их приверженность компании. А можно пойти дальше — после проведения ребрендинга девелоперской компании «Харизмы» из Тюмени десятки сотрудников сделали татуировки с ее новым лого. Что это как ни проявление лояльности к работодателю!
Креативные подходы с тонкими смыслами — вот за чем стоит будущее в формировании суперкоманд, а эмоциональная вовлеченность в общее дело — ключевой фактор успеха современного работодателя. В условиях современного бизнеса именно последняя становится важнейшим фактором, определяющим успешность компании. Способность сотрудников чувствовать эмоциональную связь с организацией напрямую влияет на их лояльность, производительность и, в конечном итоге, на общий успех бизнеса. А понимание и развитие этого аспекта становится задачей номер один для многих руководителей.