Михаил Алшибая — один из лучших в России кардиохирургов — говорит, что «во время операции чувствует себя человеком, создающим фреску, которую нужно дописать, пока штукатурка не высохла». Искусством, кстати, увлекается всерьез: рисует, создает объекты и проводит перформансы, и все это так или иначе связано с его основной деятельностью. Алшибая еще и собирает картины современных русских художников, нонконформистскую и метафизическую живопись, графику, скульптуру, ежегодно организует по нескольку выставок в музеях и галереях Москвы. Любит графику, подготовительные этюды и наброски, «почеркушки», сделанные автором для себя, потому что они «часто более свободны, выразительны, в большей степени раскрывают внутренний мир художника». Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

день рождения

15 января

где родился

Батуми

у кого родился

Отец (Дурмишхан Алшибая) и мать – медики.

Дед был врачом-дерматовенерологом, в 1916 г. окончил Казанский университет.

где и чему учился

Окончил 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова.

где и как работал

Два года работал врачом-хирургом в московской Городской клинической больнице №15 им. О.М. Филатова.
С 1982 года работает в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН – уже более десяти лет заведует отделением коронарной хирургии. Член Российской ассоциации сердечно-сосудистых хирургов, секретарь секции коронарной хирургии.

ученые степени и звания

Доктор медицинских наук. Профессор (1998).

что такого сделал

Написал более 250 научных статей, 4 монографии, в т.ч. «Хирургическое лечение больных ИБС с поражением брахиоцефальных артерий» (1999, в соавторстве), «Очерки истории коронарной хирургии»(2002), «Руководство по кардиологии для студентов мединститутов».

Организатор и участник выставок: «Цвет и рифма» – выставка работ Давида Бурлюка (1882-1967), приуроченная к 120-летию со дня рождения художника (Государственный литературный музей, Москва); «Московская абстракция. Вторая половина ХХ века» (Государственная Третьяковская галерея, Москва); выставка, посвященная творчеству художницы Татьяны Киселевой (1940-1990) – из коллекции Михаила Алшибая. Живопись, графика, скульптура (Государственный институт искусствознания, Москва); организовал в Третьяковке выставку-ретроспективу живописи и графики Юрия Злотникова. Провел выставку «Метафизика» – живопись, графика, скульптура, фотография из собственной коллекции в выставочном зале «Галереи А3» (Москва).

«Настоящее искусство всегда напоминает о смерти или о жизни, что, на самом деле, одно и то же. В этом и заключается его метафизическая сущность. Настоящее искусство – это всегда метафизика».

Провел выставку «Жар-птица», посвященную поэме Генриха Сапгира, в Государственном литературном музее.

«Читая поэму Генриха Сапгира, я обнаружил, что в моем собрании присутствует большинство имен художников, им упомянутых. И тогда родилась мысль: визуализировать эту поэму, представить ее в виде инсталляции в музейном пространстве, где фрагменты текста поэмы сопровождались бы картинами упомянутых Сапгиром художников и их портретами...»

Провел презентацию научно-художественного проекта «Спираль и сердце» – выставку собственных фотографий, сделанных в процессе операций на открытом сердце, в выставочном зале «Галереи А3» (Москва).

«Внутреннее устройство человеческого тела, уж поверьте мне, – самое прекрасное, что есть в этом мире. И показать человеческое сердце как самый совершенный механизм и самую великолепную пластически структуру – это вполне нормальное желание. ... когда я строю кадр во время операции - это искусство...»

Провел выставку «Пятьдесят на пятьдесят», приуроченную к 50-летию М. Алшибая и М. Курцера, главного врача Центра планирования семьи и репродукции человека, в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

дела общественные

С 2004 года – член секции критиков и искусствоведов Московского союза художников.
Член попечительского совета благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

важные события жизни

«Большую роль в моем увлечении искусством сыграла Львовская картинная галерея. Попал я туда – страшно теперь подумать – в 25 лет! Может, повлияло и то, что экскурсоводом была удивительной красоты девушка, которая сумела раскрыть значимость находящихся там шедевров. ... До сих пор перед глазами стоят работы выдающихся русских живописцев XVIII века... Но самое большое впечатление на меня произвел художник, которого мало кто знает даже в художественной среде. Это польский живописец Яцек Мальчевский, необыкновенно экспрессивный, глубокий...»

«Интерес к изобразительному искусству возник еще в студенческие годы, в конце 1970-х. ...В 1982 году я совершенно случайно в качестве врача попал в дом известного московского коллекционера Якова Евсеевича Рубинштейна. Обстановка квартиры меня поразила: все стены были сплошь, без промежутков, увешаны картинами художников русского авангарда. ...Общение с Яковом Евсеевичем оставило глубокий след, и вот тогда, пожалуй, мне впервые захотелось иметь настоящую картину, хотя бы одну».

удачные проекты

«Разве я могу сам это оценить? Отвечу Пастернаком: "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать"».

мне интересно

Творчество современных русских художников, нонконформистская и метафизическая живопись, графика, скульптура.

«Это – мой индивидуальный снобизм. Коллекционирование – некий род болезни. Я в этом глубоко убежден».

«...импульсом к собирательству послужило печальное событие – смерть художника Анатолия Тимофеевича Зверева».

«Мне не свойственны характерные атрибуты обычного коллекционирования: перепродажи работ, обмены. Я очень тяжело расстаюсь с работами. Свое собирательство я считал скорее исследованием, причем экспериментальным исследованием. Когда платишь деньги за картину, пусть даже совсем небольшие деньги, – это всегда эксперимент, и это заставляет быть ответственным в выборе».

люблю

графику – подготовительные этюды и наброски, «почеркушки», сделанные художником «для себя»

мечта

«Чтобы раздвинулось время в сутках. Я хочу написать три книги. Они уже почти сделаны, есть план их, есть отдельные публикации, тексты. Первая книга: касается хирургии осложнений инфаркта миокарда и других осложнений. Я отдал этой проблеме много своего сердца и любви. Это люди, которые находятся на грани жизни и смерти, и я, кажется, нашел способ, как их оттянуть от этой грани. Вторая книга: о современном искусстве, как я его понимаю. У меня есть моя концепция оценки художественных произведений, их качества. Третья книга: о почтовой истории г.Батуми. Батуми – родной город . В 1918 году его оккупировали  англичане и Батумская область была протекторатом британской империи и англичане выпустили свои марки. Поскольку я сейчас коллекционирую, то я хочу написать книгу о батумских марках этого периода  и истории города, которая видна по этим маркам».

и вообще…

«... картина должна отражать трагедию, дисгармонию этой жизни. Надо помнить, что все закончится, – искусство всегда говорит об этом».

«Что означает фраза memento mori (помни о смерти)? Для меня она означает, что жить надо так, чтобы на смертном одре не было больно. Ведь самое дорогое, что есть в жизни, – это чистая совесть».

«Сам я очень боюсь как хирургов, так и операций. Просто знаю кое-какие детали и подробности. Вы же понимаете, что дьявол – в деталях».    

Михаил Алшибая на «Снобе»

Показать все публикации

Новости наших партнеров