Живописец Валерий Кошляков родился и учился в провинции, однако сумел выбиться в художники с мировым именем. Признание ему принесло сочетание классической, в чем-то даже фундаментальной живописи с неожиданными материалами — он вводил в свои работы всевозможную повседневную мишуру: от гофрокартона и пакетов для мусора до скотча и упаковочных материалов. Первой заметной акцией стала выставка «Жупел», организованная в 1988-м в общественном туалете в Ростове-на-Дону и со скандалом разогнанная. Затем  Кошляков перебрался в Москву, где вместе с Авдеем Тер-Оганяном и другими радикалами от искусства работал в мастерских в Трехпрудном. С тех пор его работы попали в коллекции Третьяковской галереи, Музея современного искусства во Франции, а также в частные собрания по всему миру. С конца девяностых большую часть времени проводит в Западной Европе, но не по идеологическим соображениям — просто работать и существовать за границей Кошлякову гораздо проще. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

псевдоним

нет

город, в котором я живу

Париж

«Как русскому художнику и человеку, мне душевно в России. Но в Москве невозможно иметь такую мастерскую, какая у меня в Париже... Во Франции художнику гораздо комфортнее Я перебрался сюда ради удобства. Ну а в плане общения я, как любой приезжий в новую страну, конечно, испытываю страшный дефицит. Да мы и не очень сильно отличаемся от старой волны эмигрантов. С русскими на Западе возникают проблемы душевного характера, проблемы с ментальностью, с искусством, со временем, прожитым в своей стране... Только трепачи и лукавщики среди художников говорят, что они прекрасно вписались в западную культуру».

Москва

«Москва – не Россия. Это особый новый город с новым сознанием и новыми требованиями. Существовать там сложно, работать – практически невозможно».

день рождения

21 июня

где родился

Сальск

город в Ростовской области

у кого родился

«Мой изначальный интерес к искусству связан с "Огоньком", мой дедушка и папа вырывали из журнала странички-вкладыши с репродукциями великих художников и обклеивали ими все стены нашей квартиры. …Где еще мог в провинции человек увидеть Рембрандта!»

где и чему учился

Закончил Ростовское художественное училище им. Грекова.

служил?

служил

что такого сделал

Свободный художник, выставляет свои работы в ведущих галереях и на известных выставках по всему миру.Его работы есть в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея современного искусства во Франции, музеях США, Германии, Швейцарии, Италии.

«Я занимаюсь не искусством, а выяснением своих личных отношений с культурой. Художник должен расшибиться в лепешку, но самовыразиться, найти свое "я". Это доктрина многовековая, и особенно XX столетия. Индивидуализм превратился в культ».

достижения

Представлял Россию на биеннале в Венеции в 2003 и на биеннале в Сан-Паулу.

дела общественные

С конца 80-х – участник неформального объединения авангардного искусства «Искусство или смерть» и московского неформального объединения художников «Трехпрудные».

«На тот момент это было актуальное название. Мы отвечали в райкоме партии за свои произведения. Тогда это был конформизм, а сегодня – остаточное явление. Собственно говоря, для меня и сегодня вопрос так и стоит – искусство или смерть. Другого выбора нет».

общественное признание

Соискатель Государственной премии РФ в области изобразительного искусства по представлению Министерства культуры РФ (2004, за цикл произведений «Возвращение к Возвышенному»). Отказался в пользу М.Рогинского

впервые создал и придумал

Работает с нетрадиционными материалами: рисует на побывавшем в употреблении упаковочном картоне и создает панно из скотча.

Михаил Рогинский, художник: «Романтик с Дона, бывший декоратор Ростовского театра оперетты. Повсюду ходит с потертым кожаным портфелем, где, как мы думаем, носит фасовочную бумагу и всякие будущие задумки. Изображает, по преимуществу, руины, но руины непростые, а имперские – Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов».

люблю

картины Михаила Рогинского

«Мой любимый художник Михаил Рогинский стоит дешевле многих своих современников, которые гораздо хуже. И это бесит».

семья

Жена Ольга– куратор многих проектов Кошлякова, его муза. Они воспитывают двух сыновей - Савву и Платона.

и вообще…

«[искусство] есть тайна, которая гложет, наполненная бездной страха, трагедией и пустотой. В плоской картине есть интрига».

«Ты живешь в каком-то ожидании: вот завтра проснешься и будет оно! В такой иллюзии проживается вся жизнь. Но это нормально, наверное. А когда подводишь итоги, получается – ничего и нет. Карьера – это идиотское понимание известности. Ах, тебя не знают! Значит, ты никто».

Георгий Ревзин, искусствовед: «Кошляков очень точно выражает... русское чувство. Мандельштам называл это чувство тоской по мировой культуре. Сегодня это тоска по мировой культуре, которая обретена».

Валерий Кошляков на «Снобе»

Показать все публикации