Режиссер Нина Чусова за семь лет поставила более 20 спектаклей в главных столичных театрах и за рубежом (в диапазоне от Гоголя до пьесы «Мамапапасынсобака»), собрала разнообразные награды за режиссуру и даже неожиданно для себя удостоилась похвалы Владимира Путина, зашедшего посмотреть ее постановку «Грозы». Профессиональная жизнь Нины Чусовой всегда была так или иначе связана с театром, правда, в разных его ипостасях. Что спектакли хочет ставить сама, решила, проработав несколько лет актрисой Академического театра им. М. Горького в Самаре. Помимо театра увлекается Востоком, занимается вьетнамской дыхательной гимнастикой и запоем читает тома из серии «ЖЗЛ». Никогда не носит черного и не любит сладкое. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

«Сейчас мне кажется, что я всю жизнь здесь жила. У меня даже не было периода адаптации».

день рождения

18 апреля

где родилась

Воронеж

у кого родилась

Папа — преподаватель в лесотехническом институте. Мама Елизавета Алексеевна — врач-терапевт.

«… в подростковом возрасте частенько с родителями конфликтовала… Мне казалось, меня никто не понимает. Однажды в знак протеста я разрисовала все обои в своей комнате… Когда мама это увидела, пришла в ужас».

где и чему училась

Окончила Воронежский государственный театральный институт, актерский факультет.

«В институте мы ездили в Бельгию на практику, и там я играла мужчин. Не мужчин, а клоунов. Это было здорово».

Окончила режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС), курс Л. Хейфеца.

«Хейфец… меня всегда …ругал. Хотя я…одна из его любимых учениц. Он сам хотя и весь такой правильный, но любит, чтобы с ним спорили. У нас вообще был курс спорщиков».

где и как работала

Начинала актрисой Академического театра им. М. Горького в Самаре. Играла Нину Заречную («Чайка»), Настену («Живи и помни»), Девушку («Эй, кто-нибудь») и другие роли.

«Я работала актрисой … и в какой-то момент почувствовала – все, больше не могу, хочу ставить сама! Быть не одной из красок, а самой рисовать полотна».

С 2001 года — свободный режиссер, работает с  разными театрами.

«Каждый театр - это определенная семья. Ты ходишь из дома в дом, как врач по вызовам. Так и я - режиссер по вызову».

Преподавала в школе студии МХАТ (курс К. Райкина).

«Это интересный для меня самой эксперимент. Понимаешь, меня все заводит. Все мне интересно. Я уже не могу приходить на занятия просто так — начинаются всякие придумки, фантазии, и опять увлекаюсь…».

Вела занятия для участников проекта «Фабрика звезд-7».

«… создать не штампованных звездочек с одинаковыми лицами и прическами, а ярких личностей… моя задача — помочь им раскрыть свою индивидуальность, свое "Я"».

Осенью 2008-го начала работу над своим первым телевизионным проектом — 100-серийной комедийной эпопеей «Мама Москва».

«Все началось со звонка Филиппа Киркорова и Тины Канделаки. Они попросили придумать им какой-нибудь интересный проект, не связанный с их сегодняшней деятельностью… Вот мы с Павлом Каплевичем и решили снять ситком... Это будет первый русский сериал, а не калька с какого-нибудь западного».

что такого сделала

Поставила более 20 спектаклей, среди которых: «Гедда Габлер» в «Сатириконе», «Тартюф» во МХАТе, «Гроза» в «Современнике»,  «Крошка Цахес» в Театре им. Моссовета и мюзикл «Екатерина Великая» в Свердловском театре музкомедии.

«В газетах пишут, что я деньги лопатой гребу, а на самом деле театр – это не заработок. Это – хобби».

«Природа театра – это некое шаманство… тебя окутывает эмоциями, … театр – это добрый вирус, который проникнув в человека – дальше разовьется, что-то сделает…»

достижения

Участие в Международных фестивалях в Мюнхене, в Афинах, в Международном шекспировском фестивале в Крайове (Румыния).

Спектакль «Вий» участвовал в фестивале «Русские сезоны» в Японии.

«… мы возлюбили Японию со страшной силой, эта страна оказалась для нас удивительно теплой… их бы условия да в наши театры. У них в гримерке массажное кресло, … татами для отдыха, душ… Наш театр все равно крепостной».

общественное признание

Лауреат премий «Московские дебюты», «Чайка», «Гвоздь сезона».

важные события жизни

Поступление в ГИТИС.

«Бросила первого мужа, квартиру в Самаре и рванула к Хейфецу».

удачные проекты
Первый фестиваль уличных театров «Открытое небо» в Москве на Старом Арбате в августе 2007-го.«… клоунада на улицах города говорит о душевном здоровье его жителей. Люди не могут посвятить всю жизнь бизнесу. Им нужно общаться, что-то придумывать вместе, хулиганить».
неудачные проекты

Спектакль «Америка. Часть вторая» Б. Срблянович, поставленный в театре «Современник».

«Критики просто разгромили мой спектакль в "Современнике" "Америка, часть вторая" – никто не пожалел, что у меня в то время родился ребенок, в Москве вообще всем на все наплевать!»

известна тем, что…

Спектакль «Гроза» в театре «Современник» понравился В. Путину с супругой.

«Не скрою – мне приятно. Хотя, ей-богу, присутствие Путина на спектакле «Гроза» людей волнует больше, чем меня. Когда Путин пришел на премьеру – вы думаете, мы об этом знали? Нет».

мне интересно

вьетнамская дыхательная гимнастика

«У меня в жизни все очень тесно переплетается с Востоком, восточными учениями. Я увлекаюсь вьетнамской дыхательной гимнастикой. Мои тетя и дядя занимаются агни-йогой».

«Играю на баяне, аккордеоне, фортепиано и гитаре... я даже драматические спектакли стараюсь делать по принципу музыкального произведения».

люблю

«Фантазия у меня буйная. Но я всегда очень рассудительна. Просто делаю только то, что нравится. Люблю все яркое, чудеса на сцене, обожаю аттракционы… Может, это инфантилизм, но ведь каждому присуще в жизни побыть немножко дурачком».

«Я вообще люблю, когда у людей хорошее настроение. Как бы сделать так, чтоб оно было таким всегда и везде».

путешествия

«…  с друзьями ездили путешествовать - во Вьетнам, на Кубу…. Не по турпутевке, а с рюкзаками. В этих странах забываешь, кто ты, кем работаешь, никому ты не нужен. Это очень продувает мозги. Это абсолютно другая реальность. И мне это нравится».

рисковать

«...если уж рисковать, то до предела. Если бы я не рвалась все время вперед и не совершала необдуманные поступки – меня бы в Москве не было».

творчество Гофмана и Гоголя

«Гофман и Гоголь в ряду писателей для меня стоят особняком. Это мои любимые авторы. Фантасмагория - это тот мир, в котором мне легче всего существовать как режиссеру. Я так мыслю».

серию «Жизнь замечательных людей»

«Я с детства люблю библиотеку ЖЗЛ — "Жизнь замечательных людей". Это моя любимая серия, которую я постоянно изучала, примеряла на себя».

ну, не люблю

черный цвет в одежде

«Черный вообще не люблю. Заметила, что черное надеваю, когда мне нехорошо. Мне нужно красное, оранжевое, даже белое».

сладкое

«Сладкое я вообще не люблю».

мечта

«У меня мечта сделать так, чтобы пришел человек в детстве посмотреть спектакль и запомнил на всю жизнь».

семья

Муж —  актер, режиссер, продюсер.

«Семья – это сила, тыл, норка, в которую я могу нырнуть…».

Дети — Алина и Даниил.

«Дети в семье пожалуй главные, они диктуют всю политику, я то думала что я, но ничего подобного…».  

и вообще…

«Самое страшное для меня… что я один раз утром проснусь и у меня нет никаких идей, безумных, дурацких, нужных, не нужных… проснулась и думаю: а почем нынче помидоры?... вот это самое страшное…»

«Пришла к выводу, что смысл жизни не лежит в профессии. Хотя раньше мне казалось, что театр – самое главное, мое призвание быть творцом. А сейчас для меня это всего лишь способ самовыражения. Одна из составляющих жизни, что нам дается».

«… перестала бояться неудач на сцене. Прежде полагала, что просто не имею на них права. Еще как имею! Право на неудачи, эксперименты, на какое-то самоисследование – это и есть профессия. Никто не подписывает контракт с Богом, что будет делать только шедевры».

«… хочется на маленькой сцене помочь раскрыться каждому. Я пытаюсь искоренить сознание "массовки". Каждый должен быть индивидуальностью».

«Наверное, у меня в связи с рождением двух детей наступила взрослая пора. Внутри все изменяется. Теперь все нужно делать осмысленно. Раньше мне хотелось шалить и провоцировать. Специально разжигать электричество. Теперь вдобавок к этому электричеству нужна осознанность».

«У меня вообще нет принципов. Разве что один: я не общаюсь с людьми, которые мне не симпатичны. И еще: нужно уметь быть гибкой. Надо не давить на человека, а потихоньку его скручивать».

«У Пикассо есть такое: “Творчество — это электричество”. Ты его направляешь в утюг — работает утюг. В лампочку — горит лампочка. Ты направляй, и все. И я не буду переживать, если через два года я не буду заниматься театром, а буду писать картины. Пусть весь мир тебе говорит, что это катастрофа, а на самом деле это не так».

«Режиссура – Материализация идей. Умение и возможность из ничего сделать что-то. Довести все до конца, начав с нуля. Говорят, что это мужская профессия. Ничего подобного, потому что режиссер, делающий спектакль, похож на беременную женщину».

Маргарита Шубина, актриса: «Когда работаешь с Чусовой, в каждое мгновение репетиции ощущаешь ее любовь».

Сергей Надточиев, преподаватель актерского мастерства ВГАИ: «Она всегда находила какие-то новые интересные пьесы, а привычному материалу умела дать новое неожиданное звучание. Я не знаю ни одного человека на курсе, который бы не был тайно влюблен в Чусову».

Чулпан Хаматова, актриса: «Она очень рискованный режиссер, бесшабашный в хорошем смысле слова, она приветствует импровизацию».

Владимир Симонов, актер: «…как мне кажется, у Нины необыкновенно сильная энергетика. Она как экстрасенс. Не импульсивна, но импульсами работает. Нина — выброс энергии, настоящая шаровая молния».

Нина Чусова на «Снобе»

Показать все публикации