![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Итоги 2015. 30 лучших драматических спектаклей двух столиц
1. «Что делать» по мотивам романа Николая Чернышевского
Постановщик — Андрей Могучий; БДТ им. Г. А. Товстоногова
![Фото предоставлено пресс-службой БДТ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7c/e9/7ce9c3158d65b60d36d2dbe30d785a735d182803bf2fe1c7c8c1ff6fbfa418d7.jpg)
Андрей Могучий на посту худрука вернул БДТ энергию и силу; в счастливый для театра год каждая премьера становилась событием и оказывалась шедевром (в списке нет «Войны и мира» Виктора Рыжакова — только потому, что мы еще не успели посмотреть этот спектакль). По хронологии (и не только) первой идет фантазия по мотивам романа о разумном эгоизме «Что делать» — строгая, графически отточенная, изощренно красивая работа, совмещающая злободневность с вневременным величием. Этот театр — и общественная трибуна, и эстетское искусство для искусства. Подробнее — здесь.
2. Иван Вырыпаев «Пьяные»
Постановщик — Андрей Могучий; БДТ им. Г. А. Товстоногова
![Фото предоставлено пресс-службой БДТ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f0/63/f063188daa4076b8744b7e6a74c8cf1924fb8de69c9f7f5b7e4f69502e1a3e09.jpg)
Революционный опыт переноса текста Вырыпаева на большую сцену: с размахом бродвейского мюзикла и глубиной отчаянного философского спора. Подробнее — здесь.
3. «Человек» по мотивам книги Виктора Франкла
Постановщик — Томи Янежич; БДТ им. Г. А. Товстоногова
![Фото предоставлено пресс-службой БДТ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c4/1f/c41f2ea58a924aca1ee359697dea004162f4f1edece0a5be0703aca84e5460ec.jpg)
Словенский режиссер инсценировал записки австрийского психолога, пережившего концлагерь, — остро, жестоко, парадоксально, мудро. Подробнее — здесь.
4. «Zholdak Dreams. Похитители чувств» по мотивам пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ»
Постановщик — Андрий Жолдак; БДТ им. Г. А. Товстоногова
![Фото предоставлено пресс-службой БДТ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/da/e7/dae7af6405ef5bb3c56d135bdc3e06d66170f8758d9b42fce81026331212828e.jpg)
Чудесная хулиганская выходка странствующего украинского режиссера (о его постановках в Европе — в этом журнальном тексте). Жолдак не побоялся сделать свои сны (комедия Гольдони исчезла из названия, чтобы не вводить в заблуждение консервативную петербургскую публику) бесконечно инфантильными — и эта вдохновенная шалость в стенах программно серьезного театра (пусть и играют «Похитителей» на Каменноостровской сцене) выглядит артистической диверсией.
5. «Переворот» по текстам Дмитрия Пригова
Постановщик — Юрий Муравицкий; Мастерская Дмитрия Брусникина в театре «Практика» и театре «Человек»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Практика»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fc/66/fc665d510abf2af55864d2e6a1afc4413e2d0a6db6dba1f59019428d5392dfd9.jpg)
Мастерская Дмитрия Брусникина, ставшего обладателем премии «Сделано в России», — уже не студенческий, а полноценный «взрослый» коллектив, настоящий новый театр, правда, пока без постоянной площадки. Первый из спектаклей брусникинцев в 2015-м вышел в «Практике», а к следующей зиме переместился в «Человека» — и совершенно непонятно, как камерные зальчики не взлетают на воздух во время этого антитоталитарного рок-концерта. Подробнее о спектакле — здесь. Печально, что другое мощное и ошеломляющее формой высказывание брусникинцев на тему свободы — «Слон» на заводе «Кристалл» — осталось лишь в воспоминаниях.
6. Ярослава Пулинович «Наташина мечта»
Постановщик — Марина Брусникина; Мастерская Дмитрия Брусникина в театре «Человек»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Человек»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/35/1a35189f8cb7455e2f28a697bae40afef866e2873c4f75df39fb889dea552de5.jpg)
«Человек» приютил и еще одну постановку брусникинцев, родившуюся в студенческой аудитории, — две хлестких истории о первой любви, сочиненные екатеринбургским драматургом Ярославой Пулинович. Начинается спектакль с импровизации — непринужденного, живого разговора со зрителями, который заводит Анастасия Великородная; к такому общению располагает и пространство зала, без деления на сцену и зрительскую часть. Люди охотно говорят о своих мечтах — часто непреднамеренно забавных: в мой вечер один пожилой господин признался, что мечтает об успехе сегодняшней бомбежки ИГИЛа, сидевший напротив мальчик — об изобретении собственного робота. Избавившись от понятной скованности, зрители вступают и в разговор о счастье и любви — и не все понимают с первой секунды, когда слово переходит к актрисе Дарье Ворохобко, играющей первую из Наташ (Дарье досталась Наташа-детдомовка, Яне Енжаевой — Наташа-изгой, объект странной ревности Наташи-отличницы — Марины Калецкой, а Марии Крыловой — Наташа-которая-пишет-письма-Диме-Билану). Брусникинцы обладают и талантом, и органикой, чтобы моментально наладить диалог с залом, и даже немного жаль, что такая естественная интерактивная беседа-игра прерывается на самом интересном месте. Про Наташ-то я уже все знал заранее — видел не меньше трех версий пьесы — но все равно увлекся: Брусникина замечательно «раскладывает» текст на голоса. И голоса чистые и точные — девичьи голоса. Вполне себе звездные парни-брусникинцы здесь на подпевках. Алексей Любимов ставит музыку и подыгрывает, изображая наташиных влюбленностей, Василий Буткевич появляется в финальном камео как Дима Билан, а Алексей Мартынов (исполнитель главной роли в блестящем киномюзикле «Это я») просто держит свет — и в этом скромном участии свое обаяние: у брусникинцев все по-честному и своими руками.
7. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская «Сван»
Постановщик — Юрий Квятковский; Мастерская Дмитрия Брусникина в Центре им. Вс. Мейерхольда
![Фото предоставлено пресс-службой центра им. Вс. Мейерхольда](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/eb/0c/eb0cfcd302c2748e3d049e11feefc24d847eb4cd1a1332af7d9a6ef32bb349d1.jpg)
С этой короткой (всего час десять), но размашистой постановкой не просто. Есть шутливый, но безотказный рецепт, как не задеть чувства хорошего режиссера, выпустившего спорный спектакль: «Старик, ты выбрал потрясающий драматургический материал». В случае со «Сваном» (никакого отношения к Прусту, этот «Сван» происходит от английского слова swan (лебедь) — птица белая стала символом недалекого тоталитарного будущего, в котором граждан РФ обяжут говорить стихами, а несчастные мигранты из республик Средней Азии будут получать вожделенное гражданство, сдавая бюрократам из поэтических трибуналов экзамен на владение поэтическим слогом) всё наоборот. Квятковский, уже работавший с брусникинцами над схожей по масштабу и форме антиутопией «Норманск», блещет режиссерским остроумием: собственно, уже пролог, в котором герой буквально прячет слова в мегафоны, завораживает чистой театральной пластикой; большой зал ЦИМа превращается в текучую, горящую вулканическим огнем и мерцающую холодным футуристическим неоном вселенную, в которой художник Полина Бахтина реконструирует опасную красоту всех европейских диктатур разом, а брусникинцы, у которых музыка, кажется, в крови, безупречно держат ритм и генерируют драйв. Но вот драматургический материал — пьеса в стихах «Проект «Сван» Андрея Родионова и Екатерины Троепольской — по-моему ужасен (притом что Родионов — замечу для протокола — отличный поэт). ОК, допустим, я не могу оценить стилизацию «под любительскую поэзию», которой так восторгался на постпремьерном обсуждении Валерий Печейкин; если это и замышлялось как стилизация, то с ней перегнули — получилась просто плохая поэзия. Но и с самой драматургической конструкцией все не в порядке — эта кособокая, графоманская сатира, в которой история влюбленности комиссара Клавдии Петровны в учителя поэзии Вячеслава Родина неуклюже переплетается с историями экзаменуемых — гастарбайтеров Молдакула, Саид-Шаха и цыганки Октавии; почти все вдруг погибнут от бритвы в руке съехавшей с катушек Елены Нечаевны, другой чиновницы ФМС — ходы и развязки на уровне продвинутой начальной школы, чесслово. И вместо финала — косноязычный (и только на косноязычие сына Молдакула это не спишешь) безотрадный пейзаж: «черный лес замолчал, как молчат любовники — / утомившись собой, так молчат они — / вход в него сторожат черные полковники, / тоже наши русские, ты уж извини». Я, конечно, понимаю желание ставить то, что пишут здесь и сейчас про возможное будущее того, что здесь и сейчас, но, право слово, лучше бы взялись за проверенное старое — Замятина, там, или Оруэлла (а Печейкин бы запросто переписал под современность). Впрочем, все это мое негодование по поводу пьесы-первоисточника не отменяет тот факт, что «Сван» — среди самых значительных театральных событий года.
8. «Сталкер» по мотивам киносценария Аркадия и Бориса Стругацких
Постановщик — Андрей Калинин; театр «А.Р.Т.О.»
![Фото: Мариам Песвианидзе](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ca/5b/ca5b58d2aa133365e64b4d9d7833c11040b0f28fd14c7a3b96edf0e6b5002742.jpg)
Важная работа в самом недооцененном театре Москвы. В программке «Сталкера» — тревожная преамбула: «Недостаток технических и финансовых средств, затянувшаяся на неопределенный срок ситуация вокруг капитального ремонта помещения театра — все это впоследствии осложнилось еще и попыткой Департамента культуры г. Москвы “оптимизировать” театр путем присоединения к Центру драматургии и режиссуры”. К настоящему моменту ни одна из технических или организационных проблем так и не решена, под вопросом и дальнейшее финансирование театра Департаментом культуры». На стенах фойе — извинения за неуют: театр в состоянии прерванного ремонта. Из пола торчат металлические штыри — и это, увы, не дизайнерский ход: эта часть фойе ограждена запретительной лентой, объявление предупреждает: «Опасно вставать на это место! Находящийся под театром ночной клуб пробил здесь крепежными штырями знаменитые Своды Монье (дом является памятником культурного наследия), нарушив их целостность и прочность». Но весь этот не имеющий отношения к искусству экстремум парадоксально обостряет восприятие: резкий, почти буффонный — лица актеров скрыты за гротескными масками — «Сталкер» звучит единственно возможной реакцией на смутное и шаткое время. Андрей Калинин, дебютировавший в «А.Р.Т.О.» два года назад спектаклем «Танго» (мы включали его в число лучших за 2013-й, уверенное интерпретирует абсурдистскую фантастику Стругацких/Тарковского, меняя кинематографические длинноты на бойкую подвижную театральность. В «Сталкере» много удивительной кустарной машинерии — фирменного знака театра Николая Рощина (и за всем визуальным обликом спектакля стоит один человек, все тот же Калинин — сценограф, автор костюмов, масок и механического реквизита), но все хитрые технические придумки не заработали бы без талантливых и самоотверженных артистов «А.Р.Т.О.» — Игоря Булгакова (Сталкер), Бориса Перцеля (Писатель), Артема Манукяна (Профессор) и Юлии Шимолиной, исполняющей все женские роли, уникальной актрисы, сотрудничающей с «А.Р.Т.О.» и Федором Павловым-Андреевичем. За оригинальный саундтрек «Сталкера» отвечает музыкант и актер Егор Павлов, ученик Юрия Погребничко, основателя театра «Около дома Станиславского».
9. Андрей Платонов и др. «Чевенгур»
Постановщик — Юрий Погребничко; театр «Около дома Станиславского»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Около дома Станиславского»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/de/a7/dea78b2ff92eff3903c0c4b498beeba06600940dce3ae39a176a036c9383f80e.jpg)
В маленьком, тихом «Около» немного премьер; «Чевенгур», кажется, единственная за год. От многостраничного романа Платонова в маленьком, тихом (если не считать финальный концертный взрыв — Abba в версии духового оркестрика — и песен вклинившейся в действующие лица Нино Катамадзе) спектакле остались железнодорожные рельсы, грубые красноармейские шинели усталых искателей коммунистического рая, несколько фраз и главных героев (Саша Дванов, сын утопившегося «из интереса» рыбака, «раздваивается» — появляется и ребенком, и взрослым) на несколько меланхоличных эпизодов. «И др.», уместившиеся в те же 65 минут, — Эрнест Хемингуэй с рассказом, в свое время экранизированным Андреем Тарковским, Александр Островский, одолживший героям диалог Счастливцева и Несчастливцева, и, конечно, сам Юрий Погребничко, автор таинственных и задумчивых, горько-смешных спектаклей-коллажей. «Чевенгур» ускользает от точеных формулировок; и можно, наверное, подыскать внятное объяснение присутствию здесь старины Хэма (в конце концов, датированы его рассказ и роман Платонова одним десятилетием), но нужно ли? Трактовка стихотворения — или объяснение анекдота — разрушает магию; вот пишет Платонов: «Дванов почувствовал тоску по прошедшему времени: оно постоянно сбивается и исчезает, а человек остается на одном месте со своей надеждой на будущее; и Дванов догадался, почему Чепурный и большевики-чевенгурцы так желают коммунизма: он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска», — поди, объясни лучше природу наших желаний и действий, любых, самых маленьких и тихих, необязательно таких кровопролитных, как строительство коммунизма.
10. «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова
Постановщик — Кирилл Серебренников; «Гоголь-центр»
![Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/84/b6/84b6b859a131e100df101c383585b1d5ca0190bb8554b728f0974180bf1911a3.jpg)
Черный спектакль о России во тьме, напомнивший, что русская классика в целом и Иван Гончаров в частности — это жуть как актуально. Подробнее — здесь.
11. «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова
Постановщик — Кирилл Серебренников; «Гоголь-центр»
![Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/76/4d/764dc851c82ca55e9f8c0d01edf2f5efba0ac82491b7405942eae6ea5f29a89c.jpg)
Ответам на сакраментальный вопрос несть числа — как и стилям, использованным в этом головокружительно контрастном спектакле. Подробнее — здесь.
12. «Девять» по мотивам фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года»
Постановщик — Сергей Виноградов; «Гоголь-центр»
![Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/32/f8/32f83af33e99275ed9de616712c2278d72ffe2616ec45e4a3a9cc115634f8eff.jpg)
Уже набросав черновой вариант итогового списка, я заметил, как много в нем антиутопий — и эта версия старого советского фильма о физиках-ядерщиках, их любовях и жертвах, тоже. Драматург Валерий Печейкин превратил время действия в условный ретрофутуризм: с одной стороны, много зримых примет 1960-х, с другой — уже есть Сколково, управляемый термоядерный синтез героев не касается и заняты они фантастическими нанотехнологиями, способными модифицировать геном человека. Главной помехой на пути прогресса оказываются пронырливые подлецы и демагоги, оседлавшие конек дремучих посконных ценностей, — лично мне эти нововведения кажутся несколько натужными и отдающими не слишком адекватной «фейсбучной» истерикой; «фашизм с человеческим лицом» в официальной риторике, конечно, присутствует, но такая реакция на него карикатурна и поверхностна. Да и черт бы с ней; ценность «Девяти» — не в социально-сатирических мотивах, а в людях. Семен Штейнберг (он играет Дмитрия Гусева — роль Алексея Баталова в фильме Ромма) странен, неуклюж, хрупок и предельно достоверен в своем минималистичном чудачестве. Сразу в нескольких ролях блистает Юлия Гоманюк, артистка труппы Театра им. Н. В. Гоголя, до обидного мало задействованная в спектаклях «Гоголь-центра» — она изумительная: азартная, раскованная, легко переходящая от клоунады к сдержанной, напряженной драме. Илья Ромашко и Светлана Мамрешева (Илья Куликов, скептический товарищ и соперник Гусева, и Леля, подруга, невеста, несчастливая жена — роли Иннокентия Смоктуновского и Татьяны Лавровой соответственно) — ладный, понимающий друг друга с полуслова дуэт однокурсников из «Седьмой студии». Вообще, это именно что ладный спектакль — добротный, традиционно повествовательный, не претендующий на новацию, но предлагающий стопроцентное качество.
13. «Русские сказки»
Коллективное сочинение, режиссерская группа — Александр Созонов и Илья Шагалов, художественный руководитель — Кирилл Серебренников; «Гоголь-центр»
![Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8b/2d/8b2d8bcd9e1c13de16d4071051aa69a50183e584f45ea1d8af9bcb4c552e97ad.jpg)
Театральное путешествие, которое с одного просмотра не одолеешь: сказочные тропы ветвятся, приводя в рок-клуб, к гран-гиньолю, душеспасительным лекциям и эротическим заветным байкам. Подробнее об эклектичном и прекрасном театральном приключении — здесь.
14. «Хармс. Мыр»
Постановщик — Максим Диденко; «Гоголь-центр»
![Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1b/01/1b01b94e80258f80f5534ff2992b631be780e6c5238d9bcf5e0dd277afcd6230.jpg)
Мыр, прыдуманный Даниилом Хармсом, в музыкальной версии Максима Диденко, автора «Конармии» и «Земли». Подробнее — здесь.
15. «Русский блюз»
Постановщик — Дмитрий Крымов; «Школа драматического искусства»
![Фото: Наталии Чебан](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ce/37/ce37e489a00023825580e339fbc12f3003b85c7bc921e98b7d129410a669e2d7.jpg)
Сюрреалистическое сочинение лаборатории великого фантазера Дмитрия Крымова — о грибах и людях. Подробности — здесь.
16. «Своими словами А. Пушкин «Евгений Онегин»
Постановщик — Дмитрий Крымов; «Школа драматического искусства»
![Фото: Наталии Чебан](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cd/29/cd296cad7a3d9072c887389de88992ecd9d93f8d1f3e7cc1ebf08c916d81d555.jpg)
«Шалун уж отморозил пальчик! Вы — шалун, вам и больно, и смешно!» — объясняет актер Сергей Мелконян зрителю, и вот уже счастливчику, принимающему участие в реконструкции описанных Пушкиным событий, заматывают палец бинтом, других везунчиков привлекают к ролям мамы и катанию на коньках — и вот уж на сцене русская зима, весомая и зримая. Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых — и без Крымова с его Лабораторией мы бы тоже никогда не узнали, как захватывающе весело и фантастически изобретательно можно переложить литературную классику на новый визуальный язык: метаморфозам подвергались Лермонтов и Платонов, Шекспир и Чехов. А Пушкина разыгрывает квартет крымовских актеров-художников, превратившихся в дружелюбных иностранных гостей, помешанных на русской словесности: Анна Синякина уморительно изображает сухую чопорную англичанку, Наталия Горчакова — смешливую француженку, Сергей Мелконян — деловитого чеха, а Максим Маминов — немного громоздкого финна. Потешно — но не в ущерб трагизму, заложенному в истории русского денди, вроде бы для детей — первый ряд вообще занимают куклы малышни, принесенные артистами с собой, но так, что и пресыщенный взрослый засмотрится-заслушается.
17. Антон Чехов «Вишневый сад»
Постановщик — Игорь Яцко; «Школа драматического искусства»
![Фото: Наталии Чебан](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/40/8a/408a97ab80f4969a0a94671c65b720f345b3008df31baa5a737e6a8b6f71daa3.jpg)
Оптимистическая комедия в просторном зале «Манеж»; подробности — здесь.
18. «Сказки Пушкина»
Постановщик — Роберт Уилсон; Театр наций
![Фото: Lucie Jansch](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c8/ba/c8ba7a56525197883b7c381cbe1cb10033298a5bf55c30ba6220f585556c1685.jpg)
Театр наций, в политику которого входит работа с зарубежными режиссерами экстра-класса, организовал встречу Александра Пушкина с Робертом Уилсоном — на высшем уровне. За полтора месяца до московской премьеры мне посчастливилось увидеть «Фауста», поставленного Уилсоном в Берлине, — двойное погружение в дивный мир американского гения, всегда моментально узнаваемый и всегда непохожий. Кроме пристрастия к огням варьете и гриму, напоминающему о театре кабуки, сказку Гете и сказки Пушкина в версии Уилсона роднит сильный комический элемент — и, конечно, этот спектакль был бы невозможен без аляповатой, рассказанной будто вприпрыжку, отсылающей равно и к русскому авангарду, и русскому кичу «Сказки о Попе и работнике его Балде». Но в финале, до ободряющего псевдобитловского гимна «Любовь, любовь, любовь», игривый и многоликий Рассказчик — Евгений Миронов напомнит: «Я говорю: промчатся годы, / И сколько здесь ни видно нас, / Мы все сойдем под вечны своды — / И чей-нибудь уж близок час». А ровно в центре постановки находится печальнейшая, утопающая в молочном тумане (на родине театра кабуки белый — цвет траура) неоконченная Пушкиным сказка о медведихе: «Не звоны пошли по городу, / Пошли вести по всему по лесу, / Дошли вести до медведя черно-бурого, / Что убил мужик его медведиху, / Распорол ей брюхо белое, / Брюхо распорол да шкуру сымал, / Медвежатушек в мешок поклал. / В ту пору медведь запечалился, / Голову повесил, голосом завыл / Про свою ли сударушку, / Черно-бурую медведиху». Но не исключено, что она привлекла Уилсона одной формалистической деталью: «А мужик-то ей брюхо порол, брюхо порол да шкуру сымал» почти дословно напоминает текст Уильяма Берроуза из «Черного всадника», эталонного уилсоновского спектакля: It ain't no sin to take off your skin and dance around in your bones. Интервью Ксении Собчак с режиссером — здесь.
19. Николай Гоголь «Женитьба»
Постановщик — Филипп Григорьян; Театр наций
![Фото: Александр Иванишин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3e/9a/3e9a1c65f668d0dc0ab267fa099748471dcc5a6b1ae97e066c20d618e54fb8dc.jpg)
Почти мультфильм с Ксенией Собчак в роли свахи. Собственно, этот факт придал постановке налет скандальности, что несправедливо. Подробнее — здесь.
20. Иван Вырыпаев «Невыносимо долгие объятия»
Постановщик — Иван Вырыпаев; театр «Практика»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Практика»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/38/3f/383fda094feb60bc4dbd0dfa319dec2f251a84a9c534fb8f52d276b69cb15fcc.jpg)
Четыре персонажа в поисках себя. Подробнее — здесь.
21. Иван Вырыпаев Mahamaya Electronic Devices
Постановщик — Анна-Мария Сивицкая; театр «Практика»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Практика»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a1/49/a149f30494bce17504092a092f25b14fb485eb71cf308955b0c94ea9309f6cb6.jpg)
Самый короткий спектакль в списке — всего 40 минут — и самый насыщенный по концентрации текста и мысли. Девять артистов ведут беспрерывный диалог, задавая друг другу старые вопросы о главном и получая на них бесспорные — и моментально оспариваемые — ответы, превращаясь в единый, работающий без сбоев организм. Не представляю, каким тренингом достигается такая точность и слаженность. В какой-то момент этот прозаический текст для девяти тел-инструментов начинает звучать как опера. Потрясающий эффект.
22. «Сверлийцы» Оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах по роману Бориса Юхананова
Постановщик — Борис Юхананов; Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ
![Фото: Андрей Безукладников](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/61/50/615040f2aab05c4e1636f00c934982e3f01bfdd46243a97268ee1da1b0d9c34c.jpg)
Уникальное по всему — от замаха до удара — действо, выстраивающее параллельную вселенную — Сверлию — с почти немыслимым, органичным только во вселенной Юхананова сочетанием торжественной серьезности и тотального стеба. Проводник — музыка ведущих академических композиторов из России. Подробнее — здесь.
23. «Синяя птица» Трилогия по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям Алефтины Константиновой и Владимира Коренева
Постановщик — Борис Юхананов; Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ
![Фото: Андрей Безукладников](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/86/35/863586cab6234560b5f56f0855d7832ee1d6085bf3f39816f28a7c625af80667.jpg)
Еще одно мегаломанское предприятие Бориса Юхананова, впечатляющее безотносительно оценки. Запредельное, избыточное, противоречивое, но незабываемое.
24. «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» по записным книжкам Поля Валери, Георга-Кристофа Лихтенберга, Людвига Виттгенштейна и Макса Блэка
Постановщик — Хайнер Геббельс; Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ
![Фото: Олимпия Орлова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/13/ac/13ac4e7bb60187ad3c89c51f051690623eb61d2c3cf179067dc6c94623dd1361.jpg)
Авторемейк спектакля Хайнера Геббельса — торжество науки на театральной сцене.
25. «Человеческое использование человеческих существ»
Постановщик — Ромео Кастеллуччи; Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ
![Фото: Павел Антонов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4e/e8/4ee8553dbd227e6cd3b56ba478982def985f4caf721f9006031b49b31271ceee.jpg)
Еще один смелый опыт Электротеатра по адаптации российских артистов к жгучим (в данном случае — буквально: в первой части пространство заволакивает едкий запах аммиака) методам современных европейских экспериментаторов.
26. Николай Эрдман «Самоубийца»
Постановщик — Сергей Женовач; «Студия театрального искусства»
![Фото предоставлено пресс-службой «Студии театрального искусства»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/ef/feefc9c23f7f78774c4e30d12555cbf6f763730b224b277f0cc3a07594c15745.jpg)
Чудо преображения оголтелой сатиры в грустный человечный спектакль, не спешащий осуждать никого из своих сомнительных героев. Подробнее — здесь.
27. «Вальпургиева ночь» по произведениям Венедикта Ерофеева
Постановщик — Марк Захаров; театр «Ленком»
![Фото предоставлено пресс-службой театра «Ленком»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2f/f4/2ff4c7f23f19b94bdf7dd71b211fc60be5ffaa8c0f66500951dd59f33865f4f4.jpg)
Марк Захаров нашел своего в Веничке. Подробнее — здесь.
28. Наталья Ворожбит «Саша, вынеси мусор»
Постановщик — Виктор Рыжаков; Центр им. Вс. Мейерхольда
![Фото предоставлено пресс-службой Центра им. Вс. Мейерхольда](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b2/e9/b2e9dcd55bc13f9ccbaac299afcd575b1ed6d6801f9a420f0eb338d5263cb79b.jpg)
Эпос, уместившийся в 50 минут. Подробнее — здесь.
29. Михаил Угаров при участии Максима Курочкина «24+»
Постановщик — Михаил Угаров; «Театр.doc»
![Фото: Мария Ботева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/78/7e/787ec7b723bed56b91f05c61c2a2b2fccbccc0e3c81bcf0d2ffd9740dc7b3e86.jpg)
Редкий неполитический спектакль «Театра.doc» — о сексуальной утопии и бескрайней России. Подробнее — здесь.
30. Уильям Шекспир «Сон в летнюю ночь»
Постановщик — Иван Поповски; «Мастерская Петра Фоменко»
![Фото: Лариса Герасимчук](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6f/f4/6ff4d0219bf75de43d8c35e0c0af8e6b2e3f682c7575a96c9cfea8f98c11719e.jpg)
По-цирковому яркая инсценировка густой шекспировской сказки. Я остаюсь поклонником «Сна» Кирилла Серебренникова — сейчас его играют в «Гоголь-центре», и для меня это лучший спектакль ever, версия Поповски нарядна, но поверхностна — это все, конечно, здорово, но без сверхзадачи, что ли. Впрочем, зал охватывает такое ликование, что, может, и ну ее, сверхзадачу? Было же весело — почти как в Новый год.