Дмитрий Черников: 9 аксессуаров, которые могут многое сказать о мужчине
Классический мужской стиль часто путают с дресс-кодом. Пиджаки и костюмы нередко ассоциируются с несвободой, «системностью» и скукой, а вещи с подиумов — наоборот, с оторванным от реальности богемным миром. Но между этими полюсами кроется самое интересное: классика как способ самовыражения.
Сегодня, когда единственная необходимая вещь для городского человека — телефон в кармане, многие предметы мужской одежды воспринимаются как излишне декоративные. Тем не менее традиция поштучного изготовления предметов классического гардероба остается жива. И речь не только о костюмах ручной работы.
Подбор классического гардероба и поиск стиля требует времени, но у мужчин есть идеальная лазейка: набор аксессуаров, каждый из которых говорит о владельце не меньше, чем сам костюм. Причем это необязательно дорогие часы или брендовая обувь. Интересных деталей намного больше, даже если они не видны с первого взгляда. Их обычно производят компании, которые не рекламируются на билбордах и в крупных журналах, а известны только кругу ценителей качественных изделий.
Что на шее?
Первый денди эпохи Регентства Джордж «Бо» Браммелл порой проводил за завязыванием шейных платков целый день. Язык одежды был сложен, а внешность отвечала за львиную долю социального капитала. Сегодня от мужчины этого не требуется: топ-менеджеры ходят в свитерах, а бизнес-ангелы в футболках. Но если предпочтение все же отдано галстуку, то первым делом нужно подобрать «свой» узел. Крупным мужчинам — крупные узлы, худым — сдержанные. Галстук ни за что нельзя «занашивать», иначе заломы на шелке останутся навсегда. Давайте галстуку отвисеться между выходами хотя бы день. Приличные производители вроде Marinella или Drake’s шьют галстуки вручную с основой из шерсти, которая быстро возвращает шелку форму даже после долгого дня ношения.
Существует отдельный предмет поклонения: галстуки из отреза шелка, свернутого в семь слоев. В отличие от «закрытого» трехслойного, его можно вывернуть и продемонстрировать окружающим внутреннее устройство.
Что на руках?
Умы и руки любителей классики захватили свиньи. Точнее, их южноамериканские родственники пекари, чья кожа используется для создания качественных перчаток с характерной «пупырчатой» фактурой. Выглядят они грубовато, но на ощупь крайне мягкие, да еще и прочные. Из создателей перчаток ручной работы можно отметить англичан Dents, которые шьют их аж с 1777 года. Если пупырышки вам не по душе, возьмите перчатки из гладкой телячьей кожи: под черную верхнюю одежду черные, под остальные цвета — коричневые. Господа побрутальнее могут обратить внимание на перчатки из оленя, а более утонченные — на овечью кожу наппа. Защитникам прав животных остаются перчатки из шерстяной пряжи: gore-tex и прочая синтетика в классическом стиле не приветствуются.
Что на плече?
О мужских сумках споры идут уже который год. В английском даже появился обидный неологизм murse (man + purse). Мол, носить сумки на руке — удел исключительно гламурных барышень, а мужчине не к лицу. Если уверены в себе — просто пропускайте такое мнение мимо ушей, благо негативная шумиха вокруг murse в последние годы почти улеглась. Если же сомневаетесь, можно выбрать и из более консервативных моделей. Но осторожно. Дипломат «серьезного человека» в цифровую эпоху перестал придавать его владельцу социальный вес, а синтетические и холщовые рюкзаки лучше оставить IT-стажерам. Универсальным выбором остаются сумки через плечо с ручками. Сейчас, когда более популярны вещи с историей, крупные бренды вроде Louis Vuitton делают изделия из искусственно состаренной (патинированной) кожи. Но сумка из мягкой и гладкой телячьей кожи — тоже выбор. Подчеркнуть личные предпочтения можно, выбрав контрастную отстрочку или небольшие цветные детали. Главное — помните, что сумки нуждаются в том же уходе, что обувь: регулярно чистите и пропитывайте их кремом в тон.
Что на запястье?
В эпоху миллиардеров в худи деловой дресс-код стал все меньше концентрироваться на аналоговых часах. Уходят в прошлое надуманные глянцем и корпоративными гайдами правила вроде «цена в три зарплаты»: теперь можно выбирать то, что придется по душе. Но механические часы навсегда сохранят статус аксессуара, говорящего не только о достатке, но и о предпочтениях мужчины. Наличие сложно устроенного механизма на запястье выдает человека, у которого свои личные счеты со временем. Одни выбирают для себя многовековую традицию. Другим нравится процесс, при котором движущееся запястье передает энергию механизму, таким образом буквально «заставляя время идти». Третьи хотят быть похожими на итальянских водолазов середины прошлого века или на Джеймса Бонда. Четвертым просто нравится форма циферблата. Не так важно, миниатюрный это винтажный «Зенит» или крупный современный хронограф вроде Patravi TravelTec от Carl F. Bucherer. Любые часы — ненавязчивый и одновременно эффективный способ мужского самовыражения, который ни в коем случае не стоит упускать из виду.
Что над головой?
Хоть это и похоже на цитату из псевдопсихологической статьи, зонт действительно делит мужчин на два типа. Прагматики предпочтут складные, а зонты-трости — для эстетов. К произведениям искусства относятся именно трости. Их видов великое множество, но наиболее достойны внимания те, что сделаны из цельного дерева. Мастер с помощью горелки разогревает ствол орешника, ясеня, вишни или даже бамбука и сгибает его, чтобы создать форму ручки. Ствол могут отполировать, а могут и оставить в натуральном виде вместе с шероховатостями коры. Купол такого зонта обычно делают из двухслойного шелка с непромокаемой пропиткой или из нейлона, а острую часть трости венчает деталь из натурального рога. 80-летний неаполитанец Марио Таларико работает в мастерской на несколько десятков квадратных метров, но известен на весь мир. Он делает зонты даже из галстучного шелка с ручными принтами, а англичане вроде Swaine Adeney Briggs и Fox Umbrellas предпочитают синтетические материалы черного цвета.
Что в нагрудном кармане?
Нагрудные платки пришли в гардероб русских мужчин относительно недавно. Сегодня этот аксессуар уже не кажется вычурным, если выполнен в умеренных цветах, скорее, он разбавляет слишком формальный образ или подчеркивает неформальный. Причем педантичный подход здесь не работает: платок в тот же рисунок, что и галстук, — моветон. Стандартом элегантности считаются рифмующиеся по цвету элементы платка и галстука, но опытные денди вроде Лучано Барберы часто берут платки цветов другой части спектра. Предпочесть «огурцы» пейсли, горошек или клетку — дело исключительно личного выбора. Главное — совместить рисунок с общим образом так, чтобы последний не стал кричащим.
Интереснее всего смотрятся платки, подшитые вручную: на них края свернуты в тонкую трубочку, а с внешней стороны видны не совсем равномерные проколы. При покупке важно не спутать ручную строчку с «псевдоручной» машинной, которой много даже в люксовом сегменте. Настоящей ручной работы статистически больше у неаполитанцев (Calabrese, Finamore), англичане вроде вышеупомянутых Drake’s предложат имитацию.
Что на ногах?
Можно бесконечно углубляться в различия между оксфордами, лоферами и монками, но это разговор для отдельной статьи. Здесь же заметим: последние годы ознаменованы возвращением в мужскую обувь цвета. Теперь туфли, сделанные со вкусом, могут быть не только коричневыми или черными, но и темно-голубыми или, например, оливково-зелеными. В формальный гардероб триумфально возвращаются оттенки бежевого и бургунди. Интереснее всего по цвету смотрятся работы небольших итальянских и французских мануфактур, таких как Paolo Scafora и Pierre Corthay. Каждая пара при окраске по несколько дней впитывает разные слои цветного гуталина и благодаря порам кожи формирует единственный в своем роде рисунок. Рельефностью кожи (крокодил, змея и т. д.) в данном случае лучше пренебречь: умеренность интригует больше, чем избыточность.
Что под туфлями?
Яркие носки считают чем-то новым в мужской моде — и совершенно зря. У броских аксессуаров, оттеняющих строгий наряд, давняя история. Денди носили под черными фраками яркие расшитые жилеты, и по сути это было тем же жестом, каким сегодня являются красные носки в просвете между туфлями и брюками. Яркие детали при сдержанном общем облике, стремление слегка «раскрасить» образ — один из базисов классического стиля, а не веяние моды. Говоря о конкретных цветах и марках: прямолинейное самовыражение через яркость лучше всего достигается с помощью Paul Smith с многоцветной полоской, а более тонкое — подбором носков в мелкую контрастную точку или однотонных с интересной фактурой («булавочная головка» как вариант). Основной цвет — приглушенный, но не избитый: темно-зеленый, кирпично-красный или темно-синий. В числе носочников, делающих подобные, — англичане Patherella и итальянцы Marcoliani.
Что на манжетах?
Бытует мнение, что запонки надевают только под совсем строгий вечерний костюм. Это, к счастью, неправда. Для дневного наряда с непарным пиджаком или джемпером пригодятся эластичные шелковые узелки одного, двух или трех цветов. Это изобретение, в отличие от массивных металлических запонок, не кричит о своей стоимости, но намекает на то, что владелец задумывается о внешнем виде. Нужно иметь в виду, что у таких запонок есть свой срок службы — через год-другой резинка в основе потеряет эластичность и их придется выбросить. Одна из приятных «негромких» находок дизайнеров — такие же узелки, но выполненные из стали или серебра. Они уж точно не растянутся и прослужат много лет. Из малоизвестных производителей настоящих ювелирных шедевров следует отметить англичан Longmire и Tateossian. Любители динамики могут приглядеться к гироскопическим запонкам Encelade 1789, движущимся вместе с владельцем. Тем же, кто предпочитает заявлять о себе громче, Dolce & Gabbana в этом сезоне предложили запонки в форме золотых черепов с бриллиантами (sic!). Для кого-то, наверное, тоже выбор.
Читайте первую статью цикла:
Юлия Гусарова. Никому не должен. В чем главная проблема мужского стиля