Мы не рискнем делать ставки на победу в технических номинациях, хотя бы потому, что толком не понимаем, чем микширование звуковых эффектов отличается от их же монтажа. Переживать за гримеров и художников по костюмам тоже, честно говоря, не получается. Сосредоточимся лишь на основных пунктах соревнования, благо и их немало.

Лучший фильм года

Из меня «оскаровский» Тиресий — никакой, даже не помню, когда в последний раз угадывал лучший фильм (вот и год назад до последнего не мог поверить, что такая высокомерная скучища, как «Бердман», победит), тем не менее рискну прокомментировать каждую из вошедших в этот текст номинаций. Начну с главной. Исходя из того, что «Оскары» часто достаются самым нелюбимым мною фильмам, победит унылая хроника журналистского расследования «В центре внимания». Вся интрига исчерпывается древним анекдотом о воззвании католической церкви к общественности: прекратите огульно называть католических священников педофилами — потому что те двое, которые не, очень обижаются. Частная жизнь героев — команды рубрики Spotlight из газеты Boston Globe — авторов не слишком интересует. Деталей — частной жизни героев — минимум; все, что не касается повседневной рутины, — это в основном диалоги с представителями духовной и светской власти, категорически не заинтересованной в раздувании скандала. Остается два блеклых часа летучек и встреч с повзрослевшими жертвами растлителей в сутанах. И диалоги в формате: «О боже, вчера мы знали о 13 таких священниках, а сегодня (т. е. спустя минут тридцать экранного времени) — уже о 90». Есть и еще один раздражающий момент — навязчивое звуковое сопровождение; закадровая музыка не утихает ни на минуту, что уже признак дрянного, не уверенного в иных средствах нагнетания напряжения фильма (на днях был у меня печальный опыт похода в далекий «Киномакс» на Пражской — на новый хоррор Хидео Накаты «Театр призраков», который только в окраинных кинотеатрах и шел. Сначала показалось, что все очень круто — огромный экран, удобные кресла, нормальная проекция. Но скоро выяснилось, что стены между залами будто из картона, и тихий, прибегающий к музыкальной поддержке только в избранных эпизодах, деликатный японский ужастик сильно страдал от симфонического и прочего грохота шедшего по соседству IMAX-опуса «И грянул шторм»). У «В центре внимания» немало поклонников; один из них, мой друг Максим Воловик, гражданин США, втирал, что я ничего не смыслю в американской жизни и «механизме американского страха»,  я возражал, что половина фильмов оскаровского пула — и о страхе в том числе (и даже роскошный мультфильм «Зверополис», который мы непременно встретим в оскаровском списке 2017 года, тоже о страхах, разъедающих американское общество и мешающих стать ему окончательно утопическим). Только все прочие претенденты на премию не такие нудные и очевидные. В общем, чую, что победит этот «Центр». А в нашей голосовалке я отмечу «Безумного Макса» — не просто так я включал его в первую десятку лучших за 2015-й, хотя для главного «Оскара» он слишком динамичный и развлекательный. Как и фантастическая патриотическая комедия «Марсианин». Как и виртуозная «Игра на понижение»: с «В центре внимания» ее роднит ориентация на реальные события, только здесь хроника ипотечного кризиса, сотрясавшего страну на исходе нулевых, превратилась в смачный, пенящийся фильм. Что выберут академики? Шампанское или прогорклое масло? Кто еще остается? Выдающийся «Шпионский мост», но Спилберг все-таки больше воспринимается фигурой из прошлого; слишком даже для архаичного, возрастного «Оскара». «Комната» и «Бруклин» — вряд ли, слишком маленькие, и не важно, что «Комната» толковая, а «Бруклин» немного безмозглый. «Выживший» мог бы запросто, если бы не прошлогодний триумф «Бердмана»; вряд ли «Оскар» достанется фильмам одного режиссера два раза подряд.

[poll id="427" align="left"]

 

Лучший фильм на иностранном языке

Странноватый список, в котором очевидно не хватает итальянской «Молодости» — подвело то, что это англоязычный фильм. В предыдущие годы «Оскар» часто дублировал решения коллег из Евроакадемии — так было и с «Великой красотой» того же Соррентино, и с перебежавшей дорогу тормозному «Левиафану» «Идой». А в этом году американцы были вынуждены проигнорировать европейского кумира, что несколько усложняет прогнозы. Я думаю, что выиграет «Сын Шауля», которому на Каннском фестивале возглавлявшие жюри братья Коэны отдали второй по значению приз. Если не он, то датская «Война» — актуальная, гуманистическая и задающая неудобный (с точки зрения воспитанных левых интеллектуалов) вопрос: где кончается героизм и начинается преступление? Вряд ли победит двухлетней давности детский, по сути, фильм «Волчонок» — копродукция ОАЭ, Иордании и Катара о приключениях мальчишки в аравийской пустыне во время Первой мировой. Или колумбийский номинант — этнографическая биография «Объятия змея» об ученых и амазонских аборигенах на заре ХХ века. Хотя у «Объятий» в среде прогрессивной американской кинообщественности большой резонанс, вот даже Джеймс Франко посвятил ему очередную шизофреническую колонку — диалог со своим внутренним двойником по имени Semaj (то есть Джеймс наоборот).

[poll id="428" align="left"]

 

Лучший короткометражный анимационный фильм

Тут все просто: есть правда великий фильм Константина Бронзита, который не только великий, но еще и наш, отечественный — все поводы болеть и поддерживать хотя бы в игровом голосовании. Не хочу выпендриваться, говоря, что соперники Бронзита слабее, хотя, по-моему, это так: есть замороченная экзистенциальная фантастика «Мир будущего» — нарочито примитивная анимация в контрасте с изощренной драматургией. Есть «История медведя», трогательная сказка из Чили с политическими аллюзиями на времена диктатуры Пиночета. Есть канадско-английский «Пролог» классика Ричарда Уильямса, который в американских кинотеатрах на оскаровских сеансах крутят последним, чтобы зрители успели увести детей: там кровища и голые мужики, спартанцы и афиняне, истребляют друг друга за много лет до нашей эры; это типа пролог ко всем грядущим войнам; ну-ну. И есть остроумный и эффектный мультфильм от студии Pixar «Суперкоманда Санджая» — о том, как религиозного папу и его помешанного на супергероях сына примиряет фантазия; основан, между прочим, на реальной биографии режиссера Санджая Пателя. Клевый мультфильм, с индуистскими богами, но без космических глубин и уникального юмора Бронзита.

[poll id="429" align="left"]

 

Лучший полнометражный анимационный фильм

Рискну поставить на «Аномализу», хотя для академиков он, пожалуй, слишком arty. И совсем не позитивный. Другое дело — «Головоломка», которая лично мне кажется довольно утомительным пережевыванием основ нейрофизиологии и психологии с надсадной пропагандой консервативных семейных ценностей. Но сборы у фильма огромные, так что я со своим брюзжанием в меньшинстве. О других претендентах мне сказать нечего: на «Барашка Шона» не пошел, узнав, что главный эксперт по детской анимации, четырехлетняя дочь куратора рубрики «Кино на “Снобе”» Агния Сазонова не досмотрела даже до середины, о бразильском «Мальчике и мире» и японских «Воспоминаниях о Марни» узнал только после попадания их в оскаровский список.

[poll id="430" align="left"] 

 

Лучший короткометражный фильм

Об этой номинации можно судить благодаря компании Utopia Pictures, оперативно выпустившей в прокат программу игровых оскаровских короткометражек (мультфильмы тоже выйдут, но уже в марте). Тут очевиден диктат темы. В условно прогрессивных, либеральных кругах принято поддерживать Косово и Палестину и осуждать Сербию и сионистсткое государство Израиль — и вот на «Оскар» претендуют снятый в Косово на албанском языке, но режиссером-англичанином, «Друг» (в оригинале Shok, но это отнюдь не аналог слова «Шок»), где звери-сербы унижают и истребляют косовских детей, и «Аве Мария» палестинца Базила Халила, в которой гротескная семья правоверных евреев попадает в затерянный на палестинской территории католический монастырь. Я, впрочем, за победу «Аве Марии» — это комедия, сделанная без всякого пафоса, но с хорошим чувством юмора и без всякого пиетета по отношению к провокационным темам. Не совсем, конечно, «Братья из Гримсби», новый фильм с Сашей Бароном Коэном, выходящий у нас в начале марта — там цинично обстебывается «символ мира на Ближнем Востоке», прикованный к инвалидной коляске мальчик, больной СПИДом сын араба и израильтянки. Но тоже смелое кино. Пафос изрядно портит «День первый», режиссерский дебют профессионального военного Генри Хьюза, навидавшегося в Афгане всякого — и историю о переводчице, вынужденной принимать роды у жены предполагаемого террориста, он почерпнул из рассказов собственной переводчицы. Два других фильма вне политики: немецко-австрийский фестивальный хит «Все будет хорошо» о воскресном папе, пошедшем на похищение крохи-дочери, и милая британская комедия о влюбленном заике, которая так и называется — «Заика».

[poll id="431" align="left"]

 

Лучший документальный фильм

Не обессудьте, но номинацию «Лучший неигровой короткометражный фильм» оставляю без внимания: эта пятерка у нас совершенно неизвестна, до такого прогресса, как выпуск в прокат сборника документальных короткометражек, может, только наши внуки и доживут. А вот с полным метром дела чуть лучше: в относительно широкий прокат выходил посмертный портрет Эми Уайнхаус «Эми», в документальном конкурсе ММКФ победила «Земля картелей» — за этот жесткий и парадоксальный фильм об откровенном слиянии политики и преступности на колумбийской земле я и буду болеть. Много поклонников у «Взгляда тишины» Джошуа Оппенгеймера, второй (после «Акта насилия») части его дилогии, посвященной геноциду в Индонезии: призер позапрошлогодней Венеции и участник внеконкурсной программы ММКФ у нас относительно известен; меня смущает очевидная эксплуатация темы и убогий телевизионный стандарт, в котором «Взгляд» выполнен. Вряд ли в соревновании с «Картелями» и «Взглядом» победят биографический док опытнейшего режиссера Лиз Гарбус «Что случилось, мисс Симон?» (о Нине Симон) или агитка «Зима в огне: Борьба Украины за свободу» израильского режиссера Евгения Афинеевского, до этой поделки известного разве что никчемной комедией с бодрым названием «Ой-вей, мой сын — гей».

[poll id="432" align="left"] 

 

Лучший актер

Кто, если не «Выживший» Ди Каприо? Эдди Редмейн побеждал год назад, да и вряд ли его роль «Девушки из Дании», первого транссексуала в мировой истории, добавляет что-то существенно новое в киноантологию сексуальных девиаций. «Марсианин» Мэтт Дэймон румян и обаятелен, но все его усилия по созданию жизни на Марсе меркнут рядом со снежным шоу Ди Каприо. Сериальный профи Брайан Крэнстон в роли Трамбо — ок, но ничего выдающегося. Остается Майкл Фассбендер, герой еще одного биографического фильма — не знаю, меня не впечатлил ни фильм, ни Фассбендер (хотя, один раз попробовав Mac, к PC уже не притронешься).

[poll id="433" align="left"] 

 

Лучший актер второго плана

На редкость сильный список: и британский театральный актер Марк Райлэнс, сыгравший жутко необаятельного, но образцово благородного и стойкого советского шпиона Рудольфа Абеля, и Кристиан Бейл, то смешно, то пугающе перевоплотившийся в миллионера-аутиста Майкла Берри, первым решившего сыграть на грядущем ипотечном кризисе, и брутальный Том Харди, подонок-антагонист «Выжившего», достойны любых наград. Но победа просто должна быть за Сталлоне, вернувшимся в любимом образе Рокки — пусть и в фильме про другого боксера, Крида. Вот будет неприятный сюрприз, если статуэтка отойдет к Марку Руффало, невыносимо однообразно пользующему образ увальня-эксцентрика.

[poll id="434" align="left"]

 

Лучшая актриса

У Бланшетт, сыгравшей в безупречной (настолько, что безупречность начинает казаться изъяном) мелодраме о влюбленных женщинах «Кэрол», уже есть два «Оскара» (за второплановую роль в «Авиаторе» и главную в «Жасмине»). У Лоуренс, звезды упоительной комедии об изобретательнице чудо-швабры «Джой», — один, за роль в другом фильме того же Дэвида О. Расселла «Мой парень — псих». Вообще-то, обеим надо снова давать по награде, как бы ни была хороша великая Шарлотта Рэмплинг в аскетичной драме о позднем кризисе супружеской жизни. Бри Ларсон — хорошая актриса, но ее попадание в пятерку кажется случайным. О Сиорше Ронан говорить не хочу — это, наверное, непрофессионально, но у каждого есть право на нелюбовь.

[poll id="435" align="left"] 

 

Лучшая актриса второго плана

Все достижения Макадамс сводятся к сострадательному взгляду, которым она смотрит на несчастных сломленных людей, переживших в детстве сексуальное насилие. Викандер подкупила академиков тем же печальным пониманием — только по отношению к своему экранному мужу, обладателю женской души. Партнерша Кейт Бланшетт по «Кэрол» Руни Мара (именно ей на Каннском фестивале отдали приз за главную роль — чтобы обидеть Кейт Бланшетт, не иначе) — очень славная, трепетная девушка, наблюдать за ней интереснее, чем за Макадамс и Викандер, вместе взятыми, но есть актрисы и посильнее. Вот Кейт Уинслет — она в иной, высшей лиге, впрочем, рядом с ролью в фильме «Чтец», принесшей ей «Оскара», новая работа — бессменной конфидентки Стива Джобса — выглядит не так значительно. А лучшая — что бы там в итоге ни нарешали академики — Дженнифер Джейсон Ли, цветок зла из клаустрофобического вестерна Тарантино. Триумфальное возвращение одной из главных актрис 1990-х.

[poll id="436" align="left"]

 

Лучший оригинальный сценарий

Вот интересная номинация, получившая неофициальное название «имени Орсона Уэллса»: в фильмографии этого титана есть только один «Оскар» — за сценарий «Гражданина Кейна». Согласно устойчивому мнению, в этой категории побеждают анфан террибли вроде Тарантино, оба «Оскара» которого — за оригинальные сценарии, к «Криминальному чтиву» и «Джанго освобожденному». На этот раз никаких гениальных маргиналов в списке нет, если не считать за такового британского писателя Алекса Гарланда, дебютировавшего в режиссуре эстетской камерной фантастикой «Из машины». Возможно, наградят отменное и старомодное драматургическое качество «Шпионского моста». Но рискну поставить на «Голос улиц» — кто знает, может нелепый скандал вокруг отсутствия афроамериканских актеров в номинациях заставит академиков «обелить» себя вручением приза им. Уэллса и Тарантино бойкой рэперской биографии.

[poll id="437" align="left"]

 

Лучший сценарий — адаптация литературного произведения

Самое сложное гадание. По мне, так нет ничего лучше «Игры на понижение» с ее ловкой игрой на стыке фарса и национальной трагедии, переплетением десятка судеб и историй, наглыми вторжениями экспертных комментариев в повествование. За «Бруклином» (где отношения героини с двумя ее любимыми мужчинами иначе как идиотскими я назвать не могу) — имя видного британского беллетриста Ника Хорнби. «Кэрол» подкупает почтительным отношением к выстраданному творчеству Патриции Хайсмит. «Марсианин» и «Комната» профессиональны, но на их месте легко представить еще пару десятков фильмов. И только «Игра» уникальна.

[poll id="438" align="left"]

 

Лучший режиссер

Самая интригующая номинация. Собственно, о каждом из фильмов, я уже высказался. Здесь отмечу только нестандартность пятерки: только Иньярриту расположился в ней вальяжно, как завсегдатай, все остальные — новички. У Миллера, чье адреналиновое возвращение — чудо чистой воды, есть «Оскар», но за мультик «Делай ноги», на значительный режиссерский приз он претендует впервые (биография вежливого поросенка «Бейб» номинировалась как лучший фильм — награда достается продюсерам — и за лучший сценарий). Ирландец Ленни Абрахамсон и экс-комедиограф Адам Маккей, до «Игры на понижение» знаменитый в первую очередь дилогией про Рона Бургунди и «Копами в глубоком запасе», — стопроцентные новички, Том Маккарти фигурировал в оскаровской гонке со сценарием к мультику «Вверх». Одна надежда, что академики не растеряются среди такого многообразия и не проголосуют за проверенного Иньярриту. Но лучше уж он, чем тоскливый Маккарти. Болею же за Миллера и Маккея.

[poll id="439" align="left"]