В ночь на 29 февраля Американская киноакадемия вручит профессиональные награды в 24 категориях. Предлагаем поиграть в оракулов и отдать свой голос за претендентов в 13 избранных номинациях
Мы не рискнем делать ставки на победу в технических номинациях, хотя бы потому, что толком не понимаем, чем микширование звуковых эффектов отличается от их же монтажа. Переживать за гримеров и художников по костюмам тоже, честно говоря, не получается. Сосредоточимся лишь на основных пунктах соревнования, благо и их немало.
Лучший фильм года
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кадр из фильма «Бруклин»
Кадр из фильма «В центре внимания»
Кадр из фильма «Выживший»
Кадр из фильма «Игра на понижение»
Кадр из фильма «Комната»
Кадр из фильма «Марсианин»
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Из меня «оскаровский» Тиресий — никакой, даже не помню, когда в последний раз угадывал лучший фильм (вот и год назад до последнего не мог поверить, что такая высокомерная скучища, как «Бердман», победит), тем не менее рискну прокомментировать каждую из вошедших в этот текст номинаций. Начну с главной. Исходя из того, что «Оскары» часто достаются самым нелюбимым мною фильмам, победит унылая хроника журналистского расследования «В центре внимания». Вся интрига исчерпывается древним анекдотом о воззвании католической церкви к общественности: прекратите огульно называть католических священников педофилами — потому что те двое, которые не, очень обижаются. Частная жизнь героев — команды рубрики Spotlight из газеты Boston Globe — авторов не слишком интересует. Деталей — частной жизни героев — минимум; все, что не касается повседневной рутины, — это в основном диалоги с представителями духовной и светской власти, категорически не заинтересованной в раздувании скандала. Остается два блеклых часа летучек и встреч с повзрослевшими жертвами растлителей в сутанах. И диалоги в формате: «О боже, вчера мы знали о 13 таких священниках, а сегодня (т. е. спустя минут тридцать экранного времени) — уже о 90». Есть и еще один раздражающий момент — навязчивое звуковое сопровождение; закадровая музыка не утихает ни на минуту, что уже признак дрянного, не уверенного в иных средствах нагнетания напряжения фильма (на днях был у меня печальный опыт похода в далекий «Киномакс» на Пражской — на новый хоррор Хидео Накаты «Театр призраков», который только в окраинных кинотеатрах и шел. Сначала показалось, что все очень круто — огромный экран, удобные кресла, нормальная проекция. Но скоро выяснилось, что стены между залами будто из картона, и тихий, прибегающий к музыкальной поддержке только в избранных эпизодах, деликатный японский ужастик сильно страдал от симфонического и прочего грохота шедшего по соседству IMAX-опуса «И грянул шторм»). У «В центре внимания» немало поклонников; один из них, мой друг Максим Воловик, гражданин США, втирал, что я ничего не смыслю в американской жизни и «механизме американского страха», я возражал, что половина фильмов оскаровского пула — и о страхе в том числе (и даже роскошный мультфильм «Зверополис», который мы непременно встретим в оскаровском списке 2017 года, тоже о страхах, разъедающих американское общество и мешающих стать ему окончательно утопическим). Только все прочие претенденты на премию не такие нудные и очевидные. В общем, чую, что победит этот «Центр». А в нашей голосовалке я отмечу «Безумного Макса» — не просто так я включал его в первую десятку лучших за 2015-й, хотя для главного «Оскара» он слишком динамичный и развлекательный. Как и фантастическая патриотическая комедия «Марсианин». Как и виртуозная «Игра на понижение»: с «В центре внимания» ее роднит ориентация на реальные события, только здесь хроника ипотечного кризиса, сотрясавшего страну на исходе нулевых, превратилась в смачный, пенящийся фильм. Что выберут академики? Шампанское или прогорклое масло? Кто еще остается? Выдающийся «Шпионский мост», но Спилберг все-таки больше воспринимается фигурой из прошлого; слишком даже для архаичного, возрастного «Оскара». «Комната» и «Бруклин» — вряд ли, слишком маленькие, и не важно, что «Комната» толковая, а «Бруклин» немного безмозглый. «Выживший» мог бы запросто, если бы не прошлогодний триумф «Бердмана»; вряд ли «Оскар» достанется фильмам одного режиссера два раза подряд.
[poll id="427" align="left"]
Лучший фильм на иностранном языке
Кадр из фильма «Война»
Кадр из фильма «Волчонок»
Кадр из фильма «Мустанг»
Кадр из фильма «Объятия змея»
Кадр из фильма «Сын Шауля»
Странноватый список, в котором очевидно не хватает итальянской «Молодости» — подвело то, что это англоязычный фильм. В предыдущие годы «Оскар» часто дублировал решения коллег из Евроакадемии — так было и с «Великой красотой» того же Соррентино, и с перебежавшей дорогу тормозному «Левиафану» «Идой». А в этом году американцы были вынуждены проигнорировать европейского кумира, что несколько усложняет прогнозы. Я думаю, что выиграет «Сын Шауля», которому на Каннском фестивале возглавлявшие жюри братья Коэны отдали второй по значению приз. Если не он, то датская «Война» — актуальная, гуманистическая и задающая неудобный (с точки зрения воспитанных левых интеллектуалов) вопрос: где кончается героизм и начинается преступление? Вряд ли победит двухлетней давности детский, по сути, фильм «Волчонок» — копродукция ОАЭ, Иордании и Катара о приключениях мальчишки в аравийской пустыне во время Первой мировой. Или колумбийский номинант — этнографическая биография «Объятия змея» об ученых и амазонских аборигенах на заре ХХ века. Хотя у «Объятий» в среде прогрессивной американской кинообщественности большой резонанс, вот даже Джеймс Франко посвятил ему очередную шизофреническую колонку — диалог со своим внутренним двойником по имени Semaj (то есть Джеймс наоборот).
[poll id="428" align="left"]
Лучший короткометражный анимационный фильм
Тут все просто: есть правда великий фильм Константина Бронзита, который не только великий, но еще и наш, отечественный — все поводы болеть и поддерживать хотя бы в игровом голосовании. Не хочу выпендриваться, говоря, что соперники Бронзита слабее, хотя, по-моему, это так: есть замороченная экзистенциальная фантастика «Мир будущего» — нарочито примитивная анимация в контрасте с изощренной драматургией. Есть «История медведя», трогательная сказка из Чили с политическими аллюзиями на времена диктатуры Пиночета. Есть канадско-английский «Пролог» классика Ричарда Уильямса, который в американских кинотеатрах на оскаровских сеансах крутят последним, чтобы зрители успели увести детей: там кровища и голые мужики, спартанцы и афиняне, истребляют друг друга за много лет до нашей эры; это типа пролог ко всем грядущим войнам; ну-ну. И есть остроумный и эффектный мультфильм от студии Pixar «Суперкоманда Санджая» — о том, как религиозного папу и его помешанного на супергероях сына примиряет фантазия; основан, между прочим, на реальной биографии режиссера Санджая Пателя. Клевый мультфильм, с индуистскими богами, но без космических глубин и уникального юмора Бронзита.
[poll id="429" align="left"]
Лучший полнометражный анимационный фильм
Кадр из мультфильма «Аномализа»
Кадр из мультфильма «Барашек Шон»
Кадр из мультфильма «Воспоминания о Марни»
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Кадр из мультфильма «Мальчик и мир»
Рискну поставить на «Аномализу», хотя для академиков он, пожалуй, слишком arty. И совсем не позитивный. Другое дело — «Головоломка», которая лично мне кажется довольно утомительным пережевыванием основ нейрофизиологии и психологии с надсадной пропагандой консервативных семейных ценностей. Но сборы у фильма огромные, так что я со своим брюзжанием в меньшинстве. О других претендентах мне сказать нечего: на «Барашка Шона» не пошел, узнав, что главный эксперт по детской анимации, четырехлетняя дочь куратора рубрики «Кино на “Снобе”» Агния Сазонова не досмотрела даже до середины, о бразильском «Мальчике и мире» и японских «Воспоминаниях о Марни» узнал только после попадания их в оскаровский список.
[poll id="430" align="left"]
Лучший короткометражный фильм
Об этой номинации можно судить благодаря компании Utopia Pictures, оперативно выпустившей в прокат программу игровых оскаровских короткометражек (мультфильмы тоже выйдут, но уже в марте). Тут очевиден диктат темы. В условно прогрессивных, либеральных кругах принято поддерживать Косово и Палестину и осуждать Сербию и сионистсткое государство Израиль — и вот на «Оскар» претендуют снятый в Косово на албанском языке, но режиссером-англичанином, «Друг» (в оригинале Shok, но это отнюдь не аналог слова «Шок»), где звери-сербы унижают и истребляют косовских детей, и «Аве Мария» палестинца Базила Халила, в которой гротескная семья правоверных евреев попадает в затерянный на палестинской территории католический монастырь. Я, впрочем, за победу «Аве Марии» — это комедия, сделанная без всякого пафоса, но с хорошим чувством юмора и без всякого пиетета по отношению к провокационным темам. Не совсем, конечно, «Братья из Гримсби», новый фильм с Сашей Бароном Коэном, выходящий у нас в начале марта — там цинично обстебывается «символ мира на Ближнем Востоке», прикованный к инвалидной коляске мальчик, больной СПИДом сын араба и израильтянки. Но тоже смелое кино. Пафос изрядно портит «День первый», режиссерский дебют профессионального военного Генри Хьюза, навидавшегося в Афгане всякого — и историю о переводчице, вынужденной принимать роды у жены предполагаемого террориста, он почерпнул из рассказов собственной переводчицы. Два других фильма вне политики: немецко-австрийский фестивальный хит «Все будет хорошо» о воскресном папе, пошедшем на похищение крохи-дочери, и милая британская комедия о влюбленном заике, которая так и называется — «Заика».
[poll id="431" align="left"]
Лучший документальный фильм
Кадр из фильма «Взгляд тишины»
Кадр из фильма «Земля картелей»
Кадр из фильма «Зима в огне: Борьба Украины за свободу»
Кадр из фильма «Что случилось, мисс Симон?»
Кадр из фильма «Эми»
Не обессудьте, но номинацию «Лучший неигровой короткометражный фильм» оставляю без внимания: эта пятерка у нас совершенно неизвестна, до такого прогресса, как выпуск в прокат сборника документальных короткометражек, может, только наши внуки и доживут. А вот с полным метром дела чуть лучше: в относительно широкий прокат выходил посмертный портрет Эми Уайнхаус «Эми», в документальном конкурсе ММКФ победила «Земля картелей» — за этот жесткий и парадоксальный фильм об откровенном слиянии политики и преступности на колумбийской земле я и буду болеть. Много поклонников у «Взгляда тишины» Джошуа Оппенгеймера, второй (после «Акта насилия») части его дилогии, посвященной геноциду в Индонезии: призер позапрошлогодней Венеции и участник внеконкурсной программы ММКФ у нас относительно известен; меня смущает очевидная эксплуатация темы и убогий телевизионный стандарт, в котором «Взгляд» выполнен. Вряд ли в соревновании с «Картелями» и «Взглядом» победят биографический док опытнейшего режиссера Лиз Гарбус «Что случилось, мисс Симон?» (о Нине Симон) или агитка «Зима в огне: Борьба Украины за свободу» израильского режиссера Евгения Афинеевского, до этой поделки известного разве что никчемной комедией с бодрым названием «Ой-вей, мой сын — гей».
[poll id="432" align="left"]
Лучший актер
Леонардо ДиКаприо, «Выживший»
Мэтт Дэймон, «Марсианин»
Брайан Крэнстон, «Трамбо»
Эдди Редмейн, «Девушка из Дании»
Майкл Фассбендер, «Стив Джобс»
Кто, если не «Выживший» Ди Каприо? Эдди Редмейн побеждал год назад, да и вряд ли его роль «Девушки из Дании», первого транссексуала в мировой истории, добавляет что-то существенно новое в киноантологию сексуальных девиаций. «Марсианин» Мэтт Дэймон румян и обаятелен, но все его усилия по созданию жизни на Марсе меркнут рядом со снежным шоу Ди Каприо. Сериальный профи Брайан Крэнстон в роли Трамбо — ок, но ничего выдающегося. Остается Майкл Фассбендер, герой еще одного биографического фильма — не знаю, меня не впечатлил ни фильм, ни Фассбендер (хотя, один раз попробовав Mac, к PC уже не притронешься).
[poll id="433" align="left"]
Лучший актер второго плана
На редкость сильный список: и британский театральный актер Марк Райлэнс, сыгравший жутко необаятельного, но образцово благородного и стойкого советского шпиона Рудольфа Абеля, и Кристиан Бейл, то смешно, то пугающе перевоплотившийся в миллионера-аутиста Майкла Берри, первым решившего сыграть на грядущем ипотечном кризисе, и брутальный Том Харди, подонок-антагонист «Выжившего», достойны любых наград. Но победа просто должна быть за Сталлоне, вернувшимся в любимом образе Рокки — пусть и в фильме про другого боксера, Крида. Вот будет неприятный сюрприз, если статуэтка отойдет к Марку Руффало, невыносимо однообразно пользующему образ увальня-эксцентрика.
[poll id="434" align="left"]
Лучшая актриса
Кейт Бланшетт, «Кэрол»
Бри Ларсон, «Комната»
Дженнифер Лоуренс, «Джой»
Сиорша Ронан, «Бруклин»
Шарлотта Рэмплинг, «45 лет»
У Бланшетт, сыгравшей в безупречной (настолько, что безупречность начинает казаться изъяном) мелодраме о влюбленных женщинах «Кэрол», уже есть два «Оскара» (за второплановую роль в «Авиаторе» и главную в «Жасмине»). У Лоуренс, звезды упоительной комедии об изобретательнице чудо-швабры «Джой», — один, за роль в другом фильме того же Дэвида О. Расселла «Мой парень — псих». Вообще-то, обеим надо снова давать по награде, как бы ни была хороша великая Шарлотта Рэмплинг в аскетичной драме о позднем кризисе супружеской жизни. Бри Ларсон — хорошая актриса, но ее попадание в пятерку кажется случайным. О Сиорше Ронан говорить не хочу — это, наверное, непрофессионально, но у каждого есть право на нелюбовь.
[poll id="435" align="left"]
Лучшая актриса второго плана
Все достижения Макадамс сводятся к сострадательному взгляду, которым она смотрит на несчастных сломленных людей, переживших в детстве сексуальное насилие. Викандер подкупила академиков тем же печальным пониманием — только по отношению к своему экранному мужу, обладателю женской души. Партнерша Кейт Бланшетт по «Кэрол» Руни Мара (именно ей на Каннском фестивале отдали приз за главную роль — чтобы обидеть Кейт Бланшетт, не иначе) — очень славная, трепетная девушка, наблюдать за ней интереснее, чем за Макадамс и Викандер, вместе взятыми, но есть актрисы и посильнее. Вот Кейт Уинслет — она в иной, высшей лиге, впрочем, рядом с ролью в фильме «Чтец», принесшей ей «Оскара», новая работа — бессменной конфидентки Стива Джобса — выглядит не так значительно. А лучшая — что бы там в итоге ни нарешали академики — Дженнифер Джейсон Ли, цветок зла из клаустрофобического вестерна Тарантино. Триумфальное возвращение одной из главных актрис 1990-х.
[poll id="436" align="left"]
Лучший оригинальный сценарий
Вот интересная номинация, получившая неофициальное название «имени Орсона Уэллса»: в фильмографии этого титана есть только один «Оскар» — за сценарий «Гражданина Кейна». Согласно устойчивому мнению, в этой категории побеждают анфан террибли вроде Тарантино, оба «Оскара» которого — за оригинальные сценарии, к «Криминальному чтиву» и «Джанго освобожденному». На этот раз никаких гениальных маргиналов в списке нет, если не считать за такового британского писателя Алекса Гарланда, дебютировавшего в режиссуре эстетской камерной фантастикой «Из машины». Возможно, наградят отменное и старомодное драматургическое качество «Шпионского моста». Но рискну поставить на «Голос улиц» — кто знает, может нелепый скандал вокруг отсутствия афроамериканских актеров в номинациях заставит академиков «обелить» себя вручением приза им. Уэллса и Тарантино бойкой рэперской биографии.
[poll id="437" align="left"]
Лучший сценарий — адаптация литературного произведения
Самое сложное гадание. По мне, так нет ничего лучше «Игры на понижение» с ее ловкой игрой на стыке фарса и национальной трагедии, переплетением десятка судеб и историй, наглыми вторжениями экспертных комментариев в повествование. За «Бруклином» (где отношения героини с двумя ее любимыми мужчинами иначе как идиотскими я назвать не могу) — имя видного британского беллетриста Ника Хорнби. «Кэрол» подкупает почтительным отношением к выстраданному творчеству Патриции Хайсмит. «Марсианин» и «Комната» профессиональны, но на их месте легко представить еще пару десятков фильмов. И только «Игра» уникальна.
[poll id="438" align="left"]
Лучший режиссер
Ленни Абрахамсон, «Комната»
Алехандро Г. Иньярриту, «Выживший»
Том МакКарти, «В центре внимания»
Адам МакКэй, «Игра на понижение»
Джордж Миллер, «Безумный Макс: Дорога ярости»
Самая интригующая номинация. Собственно, о каждом из фильмов, я уже высказался. Здесь отмечу только нестандартность пятерки: только Иньярриту расположился в ней вальяжно, как завсегдатай, все остальные — новички. У Миллера, чье адреналиновое возвращение — чудо чистой воды, есть «Оскар», но за мультик «Делай ноги», на значительный режиссерский приз он претендует впервые (биография вежливого поросенка «Бейб» номинировалась как лучший фильм — награда достается продюсерам — и за лучший сценарий). Ирландец Ленни Абрахамсон и экс-комедиограф Адам Маккей, до «Игры на понижение» знаменитый в первую очередь дилогией про Рона Бургунди и «Копами в глубоком запасе», — стопроцентные новички, Том Маккарти фигурировал в оскаровской гонке со сценарием к мультику «Вверх». Одна надежда, что академики не растеряются среди такого многообразия и не проголосуют за проверенного Иньярриту. Но лучше уж он, чем тоскливый Маккарти. Болею же за Миллера и Маккея.