![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Итоги-2015. 50 самых важных фильмов года
![Кадр из фильма «Развлечение»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/51/24/5124e0dd299937b14c78f248d7ffb7aa41984c3aa33397a2cccd48cbc7750e91.jpeg)
Схема, отработанная в предыдущие годы, на этот раз подверглась корректировке: впервые список не замыкает десятка фильмов 2014-го, упущенных при составлении соответствующего топа. Здесь всего один «припозднившийся» фильм — «Американский снайпер» Клинта Иствуда, вышедший в России только весной 2015-го. Но, как и прежде, десять мест (с 41 по 50-е) отданы фильмам, которые я включаю в рейтинг не как человек, а как редактор, признавая, так сказать, их объективный резонанс. Да, и необходимо пояснить, почему в списке отсутствует замечательная картина Василия Сигарева «Страна Оз». В эмоциональной заметке для личного блога я высказал все раздражение тем русским кино, в котором вместо отдельных емких слов звучат «бипы», как того требует антиконституционный закон «про мат». В той «Стране Оз», что вышла в прокат, «бип» звучит непрерывно, а той, что показывали на «Кинотавре» и ММКФ, получается, и нет. Возможно, стоит по-христиански пожалеть кинематографистов, ставших жертвами депутатского произвола. Но включить в число важнейших работ года фильм, изувеченный цензурой, рука не поднимается.
1. «Все будет хорошо» (Every Thing Will Be Fine)
Вим Вендерс, Германия — США
![Кадр из фильма «Все будет хорошо»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/14/5f14e85fe8f329081ecd1fa2cd487269d1cf5b39b594efaf37f577780b4d2b71.jpg)
Любой пересказ этого фильма будет неточным и неадекватным; да и пересказывать-то толком нечего. Писатель Томас Элдан (Джеймс Франко), искавший творческого вдохновения в заснеженной морозной глуши, подальше от подруги (Рэчел Макадамс) и мира, сбил на дороге мальчишку, одного из двух сыновей отшельницы Кейт (Шарлотта Генсбур) — насмерть. Завязка не приводит к результату, услужливо подсказываемому ленивым мышлением: никакой драмы о мучительном изживании травмы не будет. Будет неторопливый — «жизнь — это долгая спокойная река» — простой, меланхоличный и светлый фильм, успевающий за два часа охватить 10 с лишним лет существования героев, чьи судьбы связал несчастный случай. Фильм, прозрачный до бесплотности, с удивительным использованием 3D-технологии — не для спецэффектов, но для пристального и ненавязчивого всматривания в трехмерную повседневность. Кажется, Вендерс, когда-то снявший фильм об ангелах, стал ангелом сам.
2. «Брат Дэян»
Бакур Бакурадзе, Россия — Сербия
![Кадр из фильма «Брат Дэян»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0e/b6/0eb6d410ffefed56529f9df5df0d1cd443657c6cf6bf3ea16ac66ecc1d2f2a9c.png)
Еще один сопротивляющийся пересказу фильм: хроника последних дней опального сербского генерала, военного преступника в бегах, обретает былинные черты и заставляет физически ощущать происходящее. И это при том, что Бакурадзе не устает повторять: «это всего лишь кино», разрывая ткань фильма вкраплениями фрагментов, показывающих «кухню» съемочного процесса. Подробнее о «Брате» — в репортаже с фестиваля в Локарно.
3. «Родина»
Петр Буслов, Россия
![Кадр из фильма «Родина»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/3c/1a3ce0d48ec38b1d4ee7a5fc0346c4bb76794db54e70c6ee64bc11d8bd61608e.jpg)
Свой профессиональный долг «Родине» я отдал в нескольких материалах: в отзыве сразу после появления первого трейлера, в репортаже после премьеры на «Кинотавре», в интервью с Петром Бусловым. Но и этого, конечно, недостаточно, чтобы выразить всю глубочайшую человеческую признательность фильму, к которому слово «важный» применимо с наибольшими основаниями. Если моих слов недостаточно, рекомендую вот этот текст о картине.
4. «Любовь» (Love)
Гаспар Ноэ, Франция
![Кадр из фильма «Любовь»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d5/99/d599204f1e1440dabf88b63be3b96c7c6abc9382d699e152682d53afeb74b28b.jpg)
О «Любви» на этих страницах тоже многое сказано — в репортаже после ночного каннского фурора, в отчете о событиях ММКФ, в серии текстов про цензурный произвол Минкульта и локальную победу над ним, одержанную кинотеатром «Пионер». Впрочем, лучше ничего не читать о «Любви» (как, впрочем, и обо всех других фильмах списка), лучше увидеть (и почувствовать) ее самостоятельно.
5. «Франкофония»
Александр Сокуров, Франция — Германия — Нидерланды
![Кадр из фильма «Франкофония»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e8/29/e829fad149bf2fcf3e21ecd047cb8275109d0e1ad384229cae0bbed26c36de66.jpg)
Революционное по степени свободы киноэссе и спиритический сеанс, устанавливающий прямую связь с культурно-историческим прошлым. Подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля и относительно обстоятельной рецензии для «Искусства кино».
6. «Детство лидера» (The Childhood of a Leader)
Брэди Корбет, Великобритания — Венгрия — Франция
![Кадр из фильма «Детство лидера»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7a/0c/7a0c0895071a28da2c15ee2c137496b19f97291a7e9e7687e0e8d9ad773ad927.jpeg)
Ошеломляющий режиссерский дебют американского актера Брэди Корбета — с леденящим кровь эффектом мистического ужастика вроде «Омена», только без мистики и ужасов. Подробнее — в репортаже из Венеции, где фильм покорил сразу два официальных жюри — дебютов и программы «Горизонта».
7. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk)
С. Крэйг Залер, США
![Кадр из фильма «Костяной томагавк»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/c6/08c6dbcbbb4627bb1e58a77d29a760d201ea4a91f81b0232c918c6d81119f27e.jpg)
Еще один грандиозный дебют, только здесь с ужасами все в порядке (настолько в порядке, что зрительницы кинотеатра «Цитадель» в Риге, где «Томагавк» смотрел я, буквально визжали). Формально — микс вестерна и хоррора («Искатели» встречаются с «Техасской резней бензопилой»), но Залер использует и страх перед непостижимым миром, заложенный в самой природе вестерна. Фильм, резко и парадоксально говорящий об относительности варварства и цивилизации — как, кстати, и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. И главную роль в обоих фильмах играет Курт Расселл, и чеховская цитата «голос сильный, но противный» применима к обоим (что не отменяет их потрясающей живописности) — сравнение неизбежно. По мне, так в этом заочном соревновании победил новичок Залер, а у Тарантино (при всей любви) слишком много «типичных», «фирменных» и, в конце концов, общих мест (но в списке важных кинодостижений года он, конечно, еще появится).
8. «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне») (Rak ti Khon Kaen; Cemetery of Splendour)
Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд
![Кадр из фильма «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне»)](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/e7/4ae7f589f7340fa7e940d0a323f73932d985ac8c7d513e652785a4c37898aa57.jpg)
Поэтичное киносновидение тайского сказочника; подробнее — в репортаже из Канна.
9. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)
Джордж Миллер, Австралия — США
![Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/99/87/9987d1f45385fd87531d5705aa4dc7ccb7ffe0a5c15121eabf26fbdf6af30dfa.jpg)
Самая горячая и живописная антиутопия всех времен. И необыкновенный пример возвращения режиссера из творческого небытия: за два предшествующих десятилетия Миллер напоминал о себе сиквелом сказки про говорящего вежливого поросенка и мультдуплетом про мимимишечных пингвинов. И вдруг — «Безумный Макс», инъекция адреналина прямо в сердце.
10. «Горы могут отступить» (Mountains May Depart)
Цзя Чжанке, Китай — Франция
![Кадр из фильма «Горы могут отступить»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e1/78/e1788a02d6c0ab8478fc3376421f1a8e9ce9ec893ae68a42dde7aee9bae070ad.jpg)
Мозаичный, полистилистичный кинороман с финальным фантастическим броском в будущее; подробнее — в каннском отчете.
11. «Шпионский мост» (Bridges of Spies)
Стивен Спилберг, США
![Кадр из фильма «Шпионский мост»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bc/90/bc904add3190e15d2a6aa987e888a054fc775634d2036819f854cae14f046b60.jpg)
Безупречный исторический триллер — об обмене советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в США, на американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, сбитого над Свердловском, случившемся на берлинском Глиникском мосту 10 февраля 1962 года. Шедевр нефальшивого гуманизма: главным героем здесь оказывается штатский, Джеймс Донован, адвокат из Бруклина, для которого — в отличие от государственных людей по обе стороны железного занавеса — ценность человеческой жизни превыше всего. В главной роли — Том Хэнкс, он хорош, но, будем надеяться, при раздаче «Оскаров» не будет обойден вниманием и выдающийся британский театральный актер и режиссер Марк Райлэнс, лаконично сыгравший Абеля.
12. «Американский снайпер» (American Sniper)
Клинт Иствуд, США, 2014
![Кадр из фильма «Американский снайпер»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/70/18/701885abdfed65afea4187f595f94ce2a1f19f126930ca01129d2937e82dbd16.jpg)
Подлинная история Криса Кайла, снайпера, поставившего за время службы в Ираке рекорд по числу убитых солдат противника, — мощнейшее высказывание стального старика Иствуда на тему: «что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки». И оспорить Иствуда с противоположных идеологических позиций практически невозможно — так тверда и профессиональна его режиссерская рука.
13. «Аномализа» (Anomalisa)
Дьюк Джонсон, Чарли Кауфман, США
![Кадр из фильма «Аномализа»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/21/b2/21b2004627169bfbaf1e58bba1df0d97d8b04477ebc63e56564a6e9eca6c71e7.jpg)
Мрачная и грустная анимация про ускользающую — иной и не бывает — любовь. Чуть подробнее — в репортаже из Венеции.
14. «Я, Эрл и умирающая девушка» (Me and Earl and the Dying Girl)
Альфонсо Гомес-Рехон, США
![Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/52/f5/52f5b147e2fec947fe0f4fc2bae4893e5cc8c47676db9ce1c854e5ea33797da8.jpeg)
Победитель Санденс-фестиваля, молодежная синефильская трагикомедия, слез на которой не приходится стыдиться. Чуть подробнее — в репортаже из Локано.
15. «Кобейн: Чёртов монтаж» (Cobain: Montage of Heck)
Бретт Морген, США
![Кадр из фильма «Кобейн: Чёртов монтаж»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/96/0b/960b3c564f1924d03c8bbbe753a323f918c7fa294e8cc2364c0a16e177fd802e.jpg)
Документальный фильм, микширующий хронику, home video и сюрреалистическую анимацию, превращается в интимный портрет музыканта. Подробнее — здесь.
16. «Лобстер» (Lobster)
Йоргос Лантимос, Великобритания — Ирландия — Франция — Греция
![Кадр из фильма «Лобстер»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/cd/1acd046adab329c8b0ccad2b68afc86b7d652e2d0f3e41dafe82a1e477eb3a4a.jpg)
Абсурдистская фантасмагория, ставшая главным событием осеннего «Бритфеста»; подробнее — здесь.
17. «11 минут» (11 minutes)
Ежи Сколимовский, Польша — Великобритания
![Кадр из фильма «11 минут»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5c/d8/5cd89e5dc3f5df29a3554e8b5a72074ae1a4f66d8e46e6d5d273c5f0c538c8ff.jpg)
Если бы не «Безумный Макс», то на титул самого стремительного фильма года могли бы претендовать «11 минут», хотя это не экшн, а городская панорама «этого безумного, безумного, безумного, безумного» мира. Немного подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля, жюри которого Сколимовского из зависти прокатило.
18. «Клан» (El clan)
Пабло Траперо, Аргентина — Франция
![Кадр из фильма «Клан»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/57/cc/57cc414e9b91101837ebed0582aae5269fc7cd9c9e72a127d6681d8dd483a243.jpg)
Почти как «Груз 200» Алексея Балабанова, «Клан» рифмует распад на частном уровне (говоря метафорически, жирных зеленых мух, слетающихся на гнилостное зловоние из семейных шкафов и подвалов) с диктатурой в стране: герои этой семейной саги — династия, похищающая людей, точь-в-точь как тайная полиция, только ради наживы. Только латиноамериканец Траперо сохраняет национальную страстность в любых обстоятельствах, и его фильм не только жуткий, но и витальный; никакой мертвенной бледности.
19. «Самый лучший день»
Жора Крыжовников, Россия
![Кадр из фильма «Самый лучший день»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e4/04/e404db3503410205822f1fd021eacdf015a5a43d0f59eadda44cb0dc6e4540d5.jpg)
Вольная экранизация не самой известной пьесы Александра Островского «Старый друг лучше новых двух» — довольно радикальный шаг автора дилогии «Горько» в сторону киноэксперимента. Эта народная новогодняя комедия отличается от многочисленных товарок по жанру: большинство из них убого и невыносимо даже в формате полутораминутного трейлера, фильм Крыжовникова снят с почти немыслимыми в российском кино режиссерским шиком и виртуозностью; а эпизод в котором «королева бензоколонки» Оля (Юлия Александрова) победно шествует по городу N, исполняя I Will Survive, — просто фантастика; хоть Басби Бёркли, хоть Боб Фосс — все отдыхают. У фильма первоклассный сценарий с уймой отменных запоминающихся фраз. «Самый лучший день» не стесняется и прямого обращения к зрителю: в отдельных музыкальных номерах (их, правда, могло бы быть и побольше) фильм становится «караоке-комедией», предлагая залу стать единым поющим коллективом — и лично я с удовольствием пел вместе с героями и соседями. Крыжовников, работая с постоянным кругом артистов, умело создает персональную режиссерскую вселенную — и в этот «День» в нее органично вливаются Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева (исполнитель главной роли Дмитрий Нагиев, на мой вкус, перебирает с эстрадным гротеском, но это чисто субъективное замечание). И главное, какие бы фантасмагорические ситуации ни придумывал режиссер, какой бы отвязный мюзикл не разыгрывался, фильм не теряет достоверности: это не на Луне, это на Земле.
20. No Home Movie
Шанталь Акерман, Бельгия
![Кадр из фильма No Home Movie](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/71/ff/71ff69621360940f39043601291aaf299538c49c054c6a13a830020578bbb8e6.jpeg)
Неигровой фильм великой Шанталь Акерман, посвященный последним дням матери режиссера, оказался ее завещанием: 5 октября 2015 года, через два месяца после премьеры No Home Movie в Локарно, Акерман покончила с собой. Последний кадр фильма — пустой дом — говоривший о смерти героини лучше любого прямого текста, теперь воспринимается трагичным вдвойне. Чуть подробнее о фильме — в моем локарнском репортаже, интервью Петра Шепотинника с Акерман — здесь.
21. «Развлечение» (Entertainment)
Рик Алверсон, США
![Кадр из фильма «Развлечение»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/51/24/5124e0dd299937b14c78f248d7ffb7aa41984c3aa33397a2cccd48cbc7750e91.jpeg)
Американское независимое кино живо! Доказательство — исступленная экзистенциальная трагикомедия о потном роуд-трипе катастрофически несмешного стэндапера (Грегг Теркингтон) по калифорнийской пустыне Моджави. Развлечение как пытка — своеобразный взгляд, подкрепленный выдающимися операторскими достижениями.
22. «Тщеславие» (La Vanité)
Лионель Байер, Швейцария
![Кадр из фильма «Тщеславие»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3f/98/3f98fb57dfaea9d26c7829f7581e184a378fa7250ff266c81dfb39f8d1c97724.jpeg)
Почти водевиль об эвтаназии — и предельно личное (как всегда у Байера) высказывание о родных и родине. Немного подробнее — в репортаже из Локарно, хотя мировая премьера фильма прошла в параллельной секции Каннского фестиваля ACID.
23. «Спасение»
Иван Вырыпаев, Россия
![Кадр из фильма «Спасение»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/79/2c7981ebf69594704625c2b3afca7cd4127fe01916cd6dff2cb7628b206463af.jpg)
Умиротворяющая аскетичная комедия о том, что бог мало того что есть, так он еще и везде. Подробнее — здесь.
24. «Звездные войны: Пробуждение силы» (Star Wars: The Force Awakens)
Джей Джей Абрамс, США
![Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/78/c1/78c1239e928c0bb7fcd5fed05d98574d2633474ad21fe60e4c7f2f58c124d87f.jpg)
Эпизод VII. Не просто фильм, но средство коммуникации (а рядом с этим фактом даже золотые горы кассовых сборов — пустяк). Подробнее — в рецензии Егора Москвитина.
25. «Дипан» (Dheepan)
Жак Одиар, Франция
![Кадр из фильма «Дипан»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d0/1a/d01af4e62ea453822ade45c48d35168e74d43a3f88e49793501d867472d5f399.jpg)
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля — самая неожиданная за последние лет 15 точно. Подробнее о фильме — здесь.
26. «Шевалье» (Chevalier)
Афина Рэчел Цангари, Греция
![Кадр из фильма «Шевалье»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f5/76/f57604fd7aa60cb51959d8e99ef0678fbc30b18d8a0b8f8b5ac9428408ffca15.jpeg)
Причудливая комедия о мужчинах, которым не важно чем, главное — мериться. Постоянно, даже во сне и на отдыхе, в тщетной надежде превзойти всех соперников. Подробнее — в тексте из Локарно.
27. «Визит» (The Visit)
М. Найт Шьямалан, США
![Кадр из фильма «Визит»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/83/d3/83d3a58094d94a45c000c9842e575bcab5e490b919dac4a201bb5835dab323ce.jpg)
По меркам автора «Шестого чувства», «Таинственного леса» и «Девушки из воды» финальный сюжетный твист «Визита» так себе, может вызвать физиологическую неприязнь, но чтобы удивить — это вряд ли. Да и черт с ним, с твистом: под маской комедийного хоррора с хеппи-эндом скрывается бескомпромиссное высказывание о старости, которая гадость — и только. Ничего достойного, ничего отрадного в ней не найти. Чернота и безысходность; а реальным твистом-сюрпризом оказывается неестественное благолепие хеппи-энда.
28. «Моя мама» (Mia madre)
Нанни Моретти, Италия
![Кадр из фильма «Моя мама»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4c/d4/4cd439ac9ffab53e6fa9d0a5ed2a4ed7a1257caf8d152632621175f1aa7db50b.jpg)
Про жизнь, слезы, любовь и кино — так пронзительно, как умеет только Моретти. Чуть подробнее — в Каннском репортаже.
29. «Лед и небо» (La Glace et le ciel)
Люк Жаке, Франция
![Кадр из фильма «Лед и небо»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/56/dc/56dc80db0d45b33ceb522dbf6b60b35d8a5089d52d94f4626c8c9e1951864231.jpg)
В экологическую пропаганду этот док о легендарном гляциологе Клоде Лориусе, ученом, в числе первых забившем тревогу по поводу глобального потепления, превращается только в последние 10 минут. Все остальное время это потрясающее приключенческое кино, в котором нет ни одного постановочного кадра, только архивная хроника экспедиций одержимого исследователя в Антарктику.
30. «Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight)
Квентин Тарантино, США
![Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ee/d9/eed91e4c72e22eac737bb9f2f20ec37dc7f5009d16d3a66aba81dfe7c9cb3c4b.jpg)
Самый неприятный и мизантропичный фильм Тарантино, фильм-клаустрофобия, переполненный словами и уже даже не бесславными, а кончеными ублюдками: едва ли не единственный положительный участник первого раунда — и примерно четырех глав — возница, доставивший пеструю компанию из изгоев и охотников за изгоями в продуваемый снежным бураном салун. Но и ему не поздоровится — все в соответствии со слоганом к отечественному фильму с похожим названием «Сволочи»: «Ни любви, ни тоски, ни жалости». Говоря о включенном в первую десятку «Костяном томагавке», я попенял Тарантино на повторяемость — возможно, она оправдывает теорию моего товарища Леонида Александровского о различии между талантом и гением. Талант может и так, и сяк, гений — только так и не иначе, а Тарантино, конечно же, гений. Но ничего не поделаешь: если в первом его экранизированном (Тони Скоттом) сценарии «Настоящая любовь» от монолога Клиффорда Уорли (Деннис Хоппер), оскорбительного по отношению к итальянцу-палачу Винченцо Кокотти (Кристофер Уокен), шли мурашки, то схожий (да еще и визуализированный) монолог Маркиза Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон), офицера армии северян, провоцирующего старого генерала-конфедерата Сэнфорда Смизерса (Брюс Дерн) взяться за пистолет, ни страшен, ни смешон (а рассказывает Уоррен ужасные вещи — как убивал, выгнав голым на мороз, сына генерала, подвергнув его перед смертью оральному изнасилованию). В общем, много чего сделано «на автопилоте», и театральщина зашкаливает (Тарантино почувствовал вкус к ней, устраивая публичные читки сценария «Восьмерки» по ролям), что выглядит дико, учитывая формат фильма: он снят на 70-миллиметровую пленку и в идеале должен идти только в избранных кинотеатрах, сохранивших кинопроекторы (в Москве киноверсию можно будет увидеть только в 1-м зале «Октября»; если верить IMDB, она длиннее цифровой на 20 минут, а с чем это связано — с техническими особенностями или с особыми сценами, существующими только на пленке, — я пока не знаю). Смотреть «Восьмерку» не просто, но и застревает она в голове надолго, и возвращаться к ней хочется. Не исключаю, что годы спустя я назову этот жестокий гибрид вестерна с детективом в замкнутом пространстве и издевательским упражнением на тему «беспристрастный суд — существует ли он?» самым недооцененным фильмом Квентина.
31. «Убийца» (Sicario)
Дени Вильнёв, Канада
![Кадр из фильма «Убийца»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/16/e9/16e95bbb4d50b327682261b0fad329389eae74dfc459c984faaa6ec214474e1f.jpg)
Величественный политический триллер о борьбе американских спецслужб с мексиканскими наркокартелями — часто всем людским законам вопреки. Впрочем, для меня морально-этическая сторона картины остается на втором плане: чертовски разные фильмы канадского режиссера Вильнёва цепляют в первую очередь формальной изобретательностью. И оглушительный широкоформатный проезд бронированного кортежа через границу восхищает сам по себе, безотносительно того, куда и зачем эти металлические монстры мчат и чья кровь прольется первой.
32. «Молодость» (Youth)
Паоло Соррентино, Италия — Великобритания
![Кадр из фильма «Молодость»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cd/9a/cd9aa12a81972c5a4da6f3deaa83510e992a0eee1c0e518ef63879e9a5ce78a0.jpg)
Убедительная драма о старости, снятая на английском языке самым титулованным итальянцем современности. Подробнее — здесь.
33. «Каникулы» (Vacation)
Джон Фрэнсис Дэйли, Джонатан М. Голдштейн, США
![Кадр из фильма «Каникулы»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8e/28/8e280a4a3650d9e15b8fb7870c4f94d6f4e8827ad724df47d43f72b2320df39c.jpg)
На мой личный вкус, лучшая комедия года — бесстыдная, нахальная, неполиткорректная, но, как ни странно, защищающая нормальные семейные ценности. Подробнее — здесь.
34. «Пиксели» (Pixels)
Крис Коламбас, США
![Кадр из фильма «Пиксели»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0a/14/0a1411432866fcc3a3185a594e9056e2f1cfd904b140248a01a00f4fcc47ff93.jpg)
Бодрящее возвращение Голливуда в 1980-е. Подробности — в этой рецензии.
35. «Убей своих друзей» (Kill Your Friends)
Оуэн Харрис, Великобритания
![Кадр из фильма «Убей своих друзей»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/58/ef/58efd27234a5a328ba5bcaed3932eb87265147b624443fb679e06b5c66378e74.jpg)
Живительная доза кристально чистого цинизма из 1990-х. Подробности — тут.
36. «Прогулка» (The Walk)
Роберт Земекис, США
![Кадр из фильма «Прогулка»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3b/25/3b25280f2786744d21aa73a7ed84ab101dc03932f2ee27902209d07e4b0a9739.jpg)
Важное кино о мечте и Америке. Подробная рецензия — здесь.
37. «Рики и Флеш» (Ricki and the Flash)
Джонатан Демме, США
![Кадр из фильма «Рики и Флеш»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/84/7f/847f4ddec41d81fb963ec01cc42a446f6c19af233750c59caece199b90d3766f.jpeg)
Обаятельно старомодный рок-н-ролл-фильм с огневой Мерил Стрип. Подробнее — в репортаже из Локарно.
38. «Безродные звери» (Beasts of No Nation)
Кэри Фукунага, Великобритания — США
![Кадр из фильма «Безродные звери»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2f/1c/2f1ce3e947e372c266a83979c489fc58aa8907005c5e54f2d49385ac8b1920f3.jpg)
Кровавая красота войны. Подробнее — в отчете о Венецианской кинобиеннале.
39. «Жертвуя пешкой» (Pawn Sacrifice)
Эдвард Цвик, США
![Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9f/be/9fbe3f3a3eb5227a86657d1ec6b0581603e4f85f4d3261ced6b4e28c6b16892e.jpg)
Биография Бобби Фишера (возможно, лучшая на сегодня роль экс-Спайдермена Тоби Мэгуайра), изложенная как болезненный параноидальный триллер; шахматная лихорадка — лишь часть глобального недуга, не щадящего ни гениев, ни посредственностей. Лив Шрайбер тяжеловесно убедителен в роли советского соперника Фишера — Бориса Спасского.
40. «Легенда» (Legend)
Брайан Хельгелэнд, Великобритания
![Кадр из фильма «Легенда»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e8/ee/e8eeb6fda7f4144345d74f1203941b4669806c6b3a7e533858d122b96ce5880a.jpg)
Феерический гангстерский байопик и двойной бенефис Тома Харди. Подробнее — здесь.
41. «Черная месса» (Black Mass)
Скотт Купер, США
![Кадр из фильма «Черная месса»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/67/42/6742ba8ba18481917bd9d437ec55a5dd08419c0c10c08fa30c504ccb879aa78c.jpg)
Гангстерская драма, в которой главный аттракцион — преображенный до дьявольской неузнаваемости Джонни Депп: он играет Джеймса «Уайти» Балджера, мафиози, купавшегося в крови и при том ухитрявшегося десятилетиями состоять на секретной службе у ФБР. Отсутствие особых режиссерских изысков фильму только на пользу: позволяет сосредоточиться на главном — способном довести до нервного приступа осознании того, насколько прозрачны границы между законом и произволом.
42. «Сын Шауля» (Saul fia; Son of Saul)
Ласло Немеш, Венгрия
![Кадр из фильма «Сын Шауля»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2d/c1/2dc1979a0348663acdbc9361367767b47772cd71835e817f7a85a42ef424bc6f.jpg)
Опыт погружения в ад Холокоста — один из наиболее вероятных претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Подробнее — в каннском репортаже.
43. «Кэрол» (Carol)
Тодд Хейнс, США
![Кадр из фильма «Кэрол»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cb/71/cb71f3c9dced9db3bf48eefb95a585bad1fc7ff30ebcac3cf2300a13086534e2.jpg)
Сделанная с неземным визуальным совершенством ретродрама о влюбленных (друг в друга) женщинах, чьи отношения разрушаются — не столько из-за социальной неприемлемости таких чувств в пуританской Америке 1950-х, сколько из-за онтологической обреченности любви. Кейт Бланшетт и Руни Мара безупречны, как и почти всё в этом фильме. То, что в этом списке фильм не в первой десятке, а только на 43-м месте, можно списать на индивидуальное недоверие вашего обозревателя к совершенству.
44. «Стив Джобс» (Steve Jobs)
Дэнни Бойл, США
Трехактная биография Apple-божества, переполненная драматургическими банальностями. Но нельзя не отметить бесноватость Майкла Фассбендера и режиссерский радикализм, делающий ставку на театральность, так контрастирующую с технологическими прорывами героя.
45. «Марсианин» (The Martian)
Ридли Скотт, США
Страшно увлекательное, хотя и одноразовое, без послевкусия зрелище о чудесах выживания, проявленных ботаником в космосе. Подробнее — здесь.
46. «Так хорошо, в другой раз — плохо» (Right Now, Wrong Then)
Хон Сансу, Республика Корея
![Кадр из фильма «Так хорошо, в другой раз — плохо»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/87/b9/87b94fde25a315591c10b31c03a598cfb2827068190e4613608e52cd22c7f287.jpg)
Легкая алкогольно-моралистичная драма, принесшая культовому корейскому режиссеру «Золотого леопарда» Локарно. В репортаже оттуда я переводил название как «Сейчас правильно, а тогда — нет»; в этом тексте я использую тот вариант, под которым фильм был показан в России, но вообще лучше всех смысл Хона передал обозреватель «КП» Стас Тыркин: «Что такое хорошо и что такое плохо».
47. «Милый Ханс, дорогой Петр»
Александр Миндадзе, Россия — Германия
![Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/56/0b/560b03d3fb625cbe456ed7df7068e2f2da33944f30187776938ccd266fb67cf8.jpg)
Заковыристое произведение о советской России и фашистской Германии. Подробнее — в репортаже с ММКФ.
48. «Про любовь»
Анна Меликян, Россия
![Кадр из фильма «Про любовь»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4c/e9/4ce995427d4834058126e394a7a7ab4984baef9d5294da2206bdf2025da0340c.jpg)
Пять новелл (от гениальной, с Ренатой Литвиновой и Михаилом Ефремовым, до совсем посредственной, с Владимиром Машковым и Юлией Снигирь) понятно про что. Подробнее о фильме — в репортаже с «Кинотавра», где эта радужная комедия получила главный приз. Интервью с Анной Меликян — здесь.
49. «Мустанг» (Mustang)
Дениз Гамзе Эргювен, Турция
![Кадр из фильма «Мустанг»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/98/6c/986c2f8f7ac370b4b4d2a0c7c5d32535f57aab226f4ded8acb31bb648a8264cd.jpg)
Один из еврохитов года — про безрадостные условия, в которых существуют бесправные турецкие женщины. Кино крайне тенденциозное, но смотреть на цветник актрис — роскошь и нега.
50. «Новейший завет» (Le tout nouveau testament)
Жако Ван Дормель, Бельгия
![Кадр из фильма «Новейший завет»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/38/fe381238b6957252e181ac63b35fdc139351c13abdba7487c6e7d6d7cee2a6e2.jpg)
Грешащая дурным вкусом комическая фантазия на божественные темы. Многим нравится, о чем я сообщал здесь. Да пребудет с нами Сила.