Классические аргументы за школьную форму: она делает всех равными, дисциплинирует, заставляет сконцентрироваться на учебе и воспитывает чувство принадлежности к школе. И есть только один аргумент против: форма — это запрет на выражение индивидуальности и на свободу самовыражения через внешний вид.

На вопрос, нужна ли школьная форма и какой она должна быть, Дарья Разумихина, Филипп Блау и Давид Кома, не сговариваясь, ответили, что британская традиция школьной формы — самая правильная. Форма должна быть консервативной и воспитывать чувство меры.

Дарья Разумихина:

Думаю, школьная форма должна быть. Она обозначает принадлежность к определенной школе, а внутри школы — к разным «домам» (командам), которые отличаются, например, цветом полоски на галстуке. Форма нужна, чтобы упростить всем жизнь — и детям, и родителям. Она создает представление о дисциплине и прививает школьный патриотизм.

В Англии в государственных школах дети ходят в чем есть, потому что форма — это дорого для «простых смертных». А во всех частных школах разные формы — от совсем простой до шикарной. Мою дочь, например, очень трудно «достать» из школьной формы вечером — она не хочет переодеваться. Видимо, форма удачная, ей в ней удобно, да и вообще ее этот вопрос не интересует. То же самое и с сыном: он так в форме и живет.

Мальчишечья форма мне нравится. Они каждый день носят черные полосатые брюки и бежевый твидовый пиджак, а парадный вариант — это просто мужской костюм, черный в полоску. Сын ходит в школу во взрослой одежде, и раньше у него костюмов никогда не было. Думаю, ему полезно. К тому же костюм ему идет. Мальчики приучаются менять рубашки и завязывать галстуки. Мода в школе бывает только на прически: они должны коротко стричься, поэтому единственное, что им остается, — это ставить гелем волосы ершиком, в разные стороны. Обувь тоже четко прописана: у сына в школе черные ботинки со шнурками, а у дочки — черные туфли с перемычками на лодыжках.

Девчачья форма мне совсем не нравится (хотя главное — чтобы она ей нравилась). Форма совсем простецкая: белая рубашка в синюю полоску, с круглым воротничком, юбка-шорты. К этому прилагается «сиротский» ватник вполне советского кроя. Зимой рубашка в сине-зеленую клеточку, тоже пролетарская. В общем, они имеют грустный вид.

Есть формы, которые мне кажутся очень красивыми: я вижу в Лондоне на улице школьниц, которым прививают стремление красиво одеваться. Их форма — серые сарафаны и серые пальто элегантного покроя, береты. Я бы, наверное, именно такое, элегантное отношение к одежде прививала, а не сиротско-наплевательское, как в школе у моей дочери.

А вообще мне очень нравилась советская форма, в которой я прожила 10 лет. Я ее очень любила. Там надо было менять кружевные воротнички, и я себе придумывала все время разные, и каждый раз пришивала по-новому. Мне это очень нравилось. Я тогда изобрела одну конструкцию, которую до сих пор иногда использую.

Филипп Блау:

Школьная форма в Израиле сейчас — это футболки блеклых цветов с уродливым логотипом школы. Мало того, что это непривлекательно, это еще и не вызывает гордости у учеников. А я считаю, что форма прежде всего должна помогать чувствовать детям принадлежность к какой-то общности, к единому целому.

Кто-то говорит, что это для того, чтобы уравнять учеников вне зависимости от материального достатка их родителей. Это чушь, будут одинаковые футболки — кроссовки будут разными; сделают кроссовки одинаковыми — разными станут рюкзаки.

Если бы я делал форму для кого-то, то я бы взглянул на форму английских колледжей. Это очень по-домашнему и строго в то же время. Только делать надо с поправкой на наш климат. Например, рубашки поло интересных цветов с полосками, которые отличают учеников разных школ. Почему бы и нет? А вообще, нужно смотреть на форму Гриффиндора из «Гарри Поттера». Вот она отвечает главной задаче: надевая ее, ученики чувствуют гордость и свое отличие от Слизерина. В спортивной форме сейчас есть цветовой код, который символизирует быстроту, реакцию, силу. Может быть, можно выдумать такой цветовой код, который будет символизировать усидчивость и тягу к знаниям?

Давид Кома:

Я бы отнесся к заказу на создание школьной формы очень серьезно. Школьная форма — это красиво. Это имиджевая составляющая школы и часть общей дисциплины.

Если бы, предположим, у меня была своя школа, я бы ввел форму, чтобы все выглядело стильно и опрятно. Я бы сделал очень традиционную форму. Меня всегда вдохновляла строгость. Мне кажется, в школе не надо отвлекаться на всякие модные штучки, а нужно просто выглядеть опрятно и все свое время посвящать учебе. Поэтому я бы сделал школьную форму в стиле smart-casual: комфортную, но при этом достаточно классическую. С какими-нибудь интересными элементами, например, карманами для мобильных телефонов.

Важно, чтобы получился целостный образ и чтобы дети не отвлекались на то, кто в чем пришел, и просто учились.

У кого-то больше возможностей, у кого-то меньше, и это может разделять учеников. А если они в форме, они — одно целое, одна команда.