Наталья Конрадова /

Школьная форма должна быть

Мы как-то обсуждали, нужна ли школьникам форма и какой она должна быть. Я попросила ответить на эти вопросы дизайнеров Дарью Разумихину, Филиппа Блау и Давида Кому. И представить, какую форму они бы разработали сами

Иллюстрация: Lalanа Brеnt
Иллюстрация: Lalanа Brеnt
+T -
Поделиться:

Классические аргументы за школьную форму: она делает всех равными, дисциплинирует, заставляет сконцентрироваться на учебе и воспитывает чувство принадлежности к школе. И есть только один аргумент против: форма — это запрет на выражение индивидуальности и на свободу самовыражения через внешний вид.

На вопрос, нужна ли школьная форма и какой она должна быть, Дарья Разумихина, Филипп Блау и Давид Кома, не сговариваясь, ответили, что британская традиция школьной формы — самая правильная. Форма должна быть консервативной и воспитывать чувство меры.

Дарья Разумихина:

Думаю, школьная форма должна быть. Она обозначает принадлежность к определенной школе, а внутри школы — к разным «домам» (командам), которые отличаются, например, цветом полоски на галстуке. Форма нужна, чтобы упростить всем жизнь — и детям, и родителям. Она создает представление о дисциплине и прививает школьный патриотизм.

В Англии в государственных школах дети ходят в чем есть, потому что форма — это дорого для «простых смертных». А во всех частных школах разные формы — от совсем простой до шикарной. Мою дочь, например, очень трудно «достать» из школьной формы вечером — она не хочет переодеваться. Видимо, форма удачная, ей в ней удобно, да и вообще ее этот вопрос не интересует. То же самое и с сыном: он так в форме и живет.

Мальчишечья форма мне нравится. Они каждый день носят черные полосатые брюки и бежевый твидовый пиджак, а парадный вариант — это просто мужской костюм, черный в полоску. Сын ходит в школу во взрослой одежде, и раньше у него костюмов никогда не было. Думаю, ему полезно. К тому же костюм ему идет. Мальчики приучаются менять рубашки и завязывать галстуки. Мода в школе бывает только на прически: они должны коротко стричься, поэтому единственное, что им остается, — это ставить гелем волосы ершиком, в разные стороны. Обувь тоже четко прописана: у сына в школе черные ботинки со шнурками, а у дочки — черные туфли с перемычками на лодыжках.

Девчачья форма мне совсем не нравится (хотя главное — чтобы она ей нравилась). Форма совсем простецкая: белая рубашка в синюю полоску, с круглым воротничком, юбка-шорты. К этому прилагается «сиротский» ватник вполне советского кроя. Зимой рубашка в сине-зеленую клеточку, тоже пролетарская. В общем, они имеют грустный вид.

Есть формы, которые мне кажутся очень красивыми: я вижу в Лондоне на улице школьниц, которым прививают стремление красиво одеваться. Их форма — серые сарафаны и серые пальто элегантного покроя, береты. Я бы, наверное, именно такое, элегантное отношение к одежде прививала, а не сиротско-наплевательское, как в школе у моей дочери.

А вообще мне очень нравилась советская форма, в которой я прожила 10 лет. Я ее очень любила. Там надо было менять кружевные воротнички, и я себе придумывала все время разные, и каждый раз пришивала по-новому. Мне это очень нравилось. Я тогда изобрела одну конструкцию, которую до сих пор иногда использую.

Филипп Блау:

Школьная форма в Израиле сейчас — это футболки блеклых цветов с уродливым логотипом школы. Мало того, что это непривлекательно, это еще и не вызывает гордости у учеников. А я считаю, что форма прежде всего должна помогать чувствовать детям принадлежность к какой-то общности, к единому целому.

Кто-то говорит, что это для того, чтобы уравнять учеников вне зависимости от материального достатка их родителей. Это чушь, будут одинаковые футболки — кроссовки будут разными; сделают кроссовки одинаковыми — разными станут рюкзаки.

Если бы я делал форму для кого-то, то я бы взглянул на форму английских колледжей. Это очень по-домашнему и строго в то же время. Только делать надо с поправкой на наш климат. Например, рубашки поло интересных цветов с полосками, которые отличают учеников разных школ. Почему бы и нет? А вообще, нужно смотреть на форму Гриффиндора из «Гарри Поттера». Вот она отвечает главной задаче: надевая ее, ученики чувствуют гордость и свое отличие от Слизерина. В спортивной форме сейчас есть цветовой код, который символизирует быстроту, реакцию, силу. Может быть, можно выдумать такой цветовой код, который будет символизировать усидчивость и тягу к знаниям?

Давид Кома:

Я бы отнесся к заказу на создание школьной формы очень серьезно. Школьная форма — это красиво. Это имиджевая составляющая школы и часть общей дисциплины.

Если бы, предположим, у меня была своя школа, я бы ввел форму, чтобы все выглядело стильно и опрятно. Я бы сделал очень традиционную форму. Меня всегда вдохновляла строгость. Мне кажется, в школе не надо отвлекаться на всякие модные штучки, а нужно просто выглядеть опрятно и все свое время посвящать учебе. Поэтому я бы сделал школьную форму в стиле smart-casual: комфортную, но при этом достаточно классическую. С какими-нибудь интересными элементами, например, карманами для мобильных телефонов.

Важно, чтобы получился целостный образ и чтобы дети не отвлекались на то, кто в чем пришел, и просто учились.

У кого-то больше возможностей, у кого-то меньше, и это может разделять учеников. А если они в форме, они — одно целое, одна команда.

Комментировать Всего 82 комментария

да-да, это тот самый единственный аргумент против :)

Я с Вами совершенно согласна: он единственный, зато жизненно важный. Я думала, что советское прошлое не позволит нам тот аргумент игнорировать. И ответы дизайнеров меня сначала удивили. Но потом я поняла простую вещь: мужской деловой костюм, платье для коктейля или наряд "подружки невесты" - это точно такая же несвобода, как и школьная форма. Но никто почему-то не возмущается. Может быть, мы видим все в искаженном свете?

Александр, забавно и то, что носившие в детстве форму, гораздо чаще вырастают яркими личностями и с хорошим иммунитетом к проявлениям массовой и попкультуры. Парадокс. 

.

Насчёт пресловутого "равенства", которое якобы обеспечивает школьная форма - всё неправда. Именно школьная форма и предоставляет множество возможностей с помощью деталей и манеры носить вещь заявить о своей индивидуальности, а попутно и о достатке своей семьи. Девчонки в этом деле настоящие эксперты и мастерицы ньюансной игры. Единственным аргументов в пользу школьной формы для меня является воспитание в маленьком человеке чувства меры, скромности и, вместе с тем, обучение правилам дресс-кода. Совершенно очевидно, что в современном мире, одежда - это очень внятный способ передачи информации о себе окружающему миру. Человеку этот коммуникативный диалект следует осваивать в раннем детстве и позже на это не отвлекаться. Ибо нет ничего печальнее глубокого бытового инфантилизма, присущего пожившим гражданам бывшего СССР, которые по сей день демонстрируют феерическое отсутствие здравого смысла и вкуса. К слову сказать, ничего страшнее советской формы мне видеть не приходилось. Удивительно, что в то же самое время, в Латвии, например, школьницы носили весьма пристойные синие шерстяные сарафаны и белые сорочки с лаковыми туфлями. 

.

Анастасия, а Вы думаете, что отсутствие вкуса и бытовой инфантилизм у граждан бывшего СССР связаны с советской формой? Я пытаюсь понять, влияет ли вообще школьная форма на человека. Можно ли, например, с ее помощью воспитать вкус или, наоборот, отбить его.  

Безусловно, они связаны. Советская школьная форма является проявлением специфического образа мышления и безвкусицы, а не наоборот.

.

Форма, без всяких сомнений, влияет на формирование личности человека. Но совсем не так, как полагает Александр. И чем качественнее она (удобный крой, высокое качество ткани, эстетическая составляющая), тем лучше. Моё мнение таково: привить вкус школьной формой можно, а вот отбить  - вряд ли. Скорее, можно легко отбить желание носить деловую одежду. Я, собственно, отчасти являюсь подобной "жертвой". Несмотря на то, что я хорошо осведомлена о том, что деловая одежда бывает изумительно изысканной и стилистически разнообразной, я чувствую себя крайне неуютно в ней, даже если она на мне сидит отлично. Не в своей тарелке будто. Это - не что иное, как последствие отвращения к школьной форме. 

.

N.B. Но, согласитесь, какая красивая встречается форма в Великобритании и Японии. Целый культурный пласт. О японской можно слагать эротические поэмы. Вот даже среди иллюстраций есть летний, "матросский", вариант - ведь очень красиво, разве нет?

Тут надо, по-моему, учитывать, что школьники выглядят красивыми, когда их много - масса людей в одинаковой одежде. И в этой красоте есть, как мне кажется, опасный момент: все-таки форма - это результат искусственного "упорядочивания". А если мы возьмем одного школьника, форма вряд ли покажется нам такой уж красивой. 

"Культурный пласт" - это точно. В Японии и в Великобритании школьницы в форме - неотъемлемая часть городского пейзажа и даже фольклора. 

Когда форма и вправду красивая, тогда всё равно: хоть один, хоть сто человек, на мой взгляд. Особого какого-то вреда от ношения школьной формы я не наблюдала. После окончания школы, где пришлось носить десять лет подряд этот "костюм зайчика под ёлкой", возникло острое желание потом сменить его на исключительно противопложное что-нибудь - и цветом, и фасоном. Кстати, свободная форма одежды - далеко не столь свободна. В московских школах, где обходятся без формы, дети одеты одинаково. Вы не заметили? По-моему, есть о чём задуматься.

Да, это правда. Но тут, по-моему, дело не только в дресс-коде, который в некоторых школах существует (в нашей, например, его нет). А и в том, что люди вообще одинаково одеваются. Улицы, общественный транспорт, учреждения - там везде ходит такая серо-бурая масса. Без фасонов. 

Я рискну высказать предположение, что школьная форма в России (и бывшем СССР, конечно) приносит, скорее, вред, чем пользу. Жизнь настолько нестабильна и трудна в нашей стране, что взрослый человек подсознательно ищет безопасности посредством того, что сливается с толпой - как в детстве, будто бы мы все одинаковы в этих дешёвых сандалиях и пионерских лагерных трусах, равны перед выбором, в своём праве на светлое будущее. И эта иллюзия отчётливо видна на улицах серых городов в облике "серо-бурой массы". И дело совсем не в скудном достатке - для сравнения, сразу на ум приходит цветовое буйство в нищих мексиканских и кубинских кварталах.

Вот-вот. Я только что ниже написала, что есть российская государственная школа, а есть английская частная. И между ними еще масса разновидностей: российская спецшкола, российская частная всех мастей, английская государственная и т.п. И у них у всех немного разные задачи (если мы не берем в расчет "разумное-доброе-бла-бла"). Я бы предположила, что задача взращивания школьного патриотизма действительно требует формальных приемов. Другое дело, что я в школу с патриотизмом своих детей бы не отдала. 

"Без цветовой дифференциации штанов общество лишено цели."

Александр, я понимаю этот Ваш порыв проиллюстрировать своё неприятие школьной формы, но всё-таки самое ценное в общении - это оригинальная и уникальная формулировка взгляда на предмет оппонента. Мы здесь не судьбу этих штанов решаем, мы говорим о тех точках опоры, на которых основывается наше мировоззрение. Кстати, что Вы скажете по поводу окраса шерсти партнёров по стае или одинаковость фраков дельфинов и акул? Я очень против буквального прочтения проблемы. 

причём тут цвет партнеров по стае? вы про школу где детей и так массово штампуют под одинаковый макет или про армию или тюрьму где форма действительно нужна?

Может тогда запретить имена и давать порядковые номера и нашивать их на форму? Ещё меньше различий и дисциплины. Ребёнок должен видеть и понимать разнообразие, а не со школьных годов видеть тоскливое однообразное окружение.

Я картинками комментил потому, что тема, при своей внешней пустяшности, по касательной затрагивает фундаментальные основы. А там, где фундамент – говорить можно только индивидуально. Ясно же, что дело не в детях, а в нас самих и в нашем отношении к жизни. Поэтому – картинки. Или вот история:

Однажды великого поэта пригласили на обед к императору. Было приглашено много гостей, должен был состояться великолепный пир. Когда поэт  подошел к дворцу, стража отказалась его впустить: «иди отсюда, видишь, у нас гости, а ты тут в своем старом халате испортишь нам весь праздник». Поэт не верил своим ушам: «как же так, меня пригласил сам император, я нужен ему, идите и спросите», стража ответила, что не намерена ради каждого нищего ходить, и вытолкала поэта вон. Поэт был обязательным человеком, и не мог не придти, поэтому переодевшись, он вернулся. Его пропустили, а император, завидев поэта, усадил его рядом с собой, как самого почетного гостя. Когда все начали пировать, поэт стал кормить свой халат: «ешь, мой халат, ведь это тебя впустили сюда». Император испугался за здоровье поэта, но поэт успокоил его: «я уже приходил сюда, но меня не впустили, теперь пришел этот халат, а я лишь принес его на себе».

почему это не возмущаемся? Те же люди, кого бесит школьная  форма презирают костюмы, одинаковые наряды "подружки невесты" и вообще эти совково-стереотипные подходы.

Не, ну тогда давайте доведем до логического (бес)предела. И скажем, что любой дресс-код - это зло. В этот самый момент умрет социальная коммуникация. Потому что одежда - очень важный носитель информации. 

В том-то и дело, что школьная форма затрагивает фундаментальный вопрос: до какой степени мы готовы жертвовать индивидуальным в пользу социального? В какой момент наступает предел? Поход в театр, скажем - там не нужно соблюдать дресс-код? Если нужно, то почему бы тогда в офисе его не соблюдать? 

Наташа, трудно разговаривать о таких вещах с людьми, которые по-прежнему живут плохо и чьи воспоминания об ужасах Совка столь свежи. Обсуждение ньансов, особенностей и необходимости дресс-кода - это, наверное, привелегия жителей цивилизованных стран, людей сытых, спокойных, реализовавших свои профессиональные и личные амбиции, с крепкими семьями. По-моему, с русскоязычными рано об этом говорить. Может, через сотню-другую лет?

Я затеяла этот разговор, потому что сейчас, мне кажется, самое время - еще свежи ужасы совка, но уже знакомы прелести цивилизации. Теперь как раз пора определяться по отношению к тем "несвободам", которые несет в себе цивилизованная коммуникация. И я не думаю, что это так просто - привыкнуть к новым правилам и все тут. Например, мне самой идея формы не нравится (относительно моих детей), но я понимаю важность дресс-кодов. Как-то приходится балансировать между. Как Стас Жицкий сказал: "выглядеть адекватно своему статусу и при этом не банально". Я вот не знаю, это возможно?

И по-моему, обсуждение удалось. Согласны?

В общем, согласна. В том смысле, что комментариев достаточно и они внятно иллюстрируют отношение к вопросу. Но в том смысле, о котором произносят речи снобовские редактора - наверное, нет. Диалог крайне труден, на грани отсутствия. Но будем надеяться, что Вы правы в том, что уже пора говорить обо всём и "определяться" с несвободами.

Перегиб в советской школе относительно  формы был лишь один, и то не в последние годы ее существования, а гораздо раньше - требование ее ношения на всех школьных мероприятиях и вечерах, где хотелось, естественно, индивидуальности. А в остальном прекрасная идея и, как видно выше, способы ее исполнения. Любой образовательный процесс (как отличный от бытового) требует определенного настроя и атмосферы, и форма как нельзя лучше его создает - одевая одежду ты всегда одеваешь некий образ.

Поэтому все эти истерики по поводу несвободы как-то выдуманы. Обыкновенный дресс-код. Да здравствует красивая элегантная школьная форма!

Да, конечно, дресс-код. Когда у нас была школьная форма, дресс-кода больше нигде не было. Потом, наоборот, возникли разные дресс-коды, а форма практически исчезла. Сейчас протокольная одежда воспринимается как норма, но идея одевать школьников одинаково все еще пахнет советской системой подавления. У Вас нет таких ассоциаций?

Просто однажды идея о том что школьная форма подавляет всем очень понравилась, это было в пер. половине 90-х на волне всеобщих свобод и надежд. Ей, несчастной, досталось за те грехи, которые несла в себе советская уравнительная система в принципе. И факт, что каждое утро в течение 10-и лет я одевала привычное коричневое платье не мешал моим учителям раскрывать мою индивидуальность и не затмевал последнюю перед одноклассниками :) Ну, право же - о чем спор...

Спор (не наш с Вами, разумеется, а тот, который по сей день существует в разных странах) не вообще об индивидуальности, а о свободе выражать себя через одежду. В классе у моей дочери, например, некоторые девочки начали носить мужские рубашки, смешивая их с галстуками-поясами-цепочками и прочими аксессуарами - mix&match. Они учатся порождать тенденции и обмениваться ими. Точно так же, как потом они будут общаться с помощью одежды во взрослых сообществах. По-моему, это здорово. Хотя и не отменяет необходимости выработать свое отношение к дресс-коду. 

Так, Наталья - о чем и речь! Привнести индивидуальность возможность всегда есть, если хочется. Насколько я помню в моем классе не было ни одного абсолютно похожего школьного платья - вариантов фартуков, кружевных воротничков, общего покроя  было столько, что глаза разбегались. И во всем сквозила та самая свобода выражать себя через одежду. То, что происходит в классе Вашей дочери говорит о том же. Поэтому и спор (конечно же не наш с Вами) об этом весьма надуман... Хотя, сколько людей столько и мнений

Вроде бы в заявлении, что школьная форма дисциплинирует, логика есть. Да вот только жизнь эту логику опровергает. Давайте вспомним наши школьные годы, когда мы все в обязательном порядке носили синие костюмчики (а кое-кто и серые – я, например, застал) и коричневые платьишки с фартучками. Были хулиганы, на которых форма никакого успокаивающего действия не оказывала. и были тихони, которые и без формы веля бы себя ровно так же.

Я за естественность и неподавление свобод. Ну ее, эту уравниловку. Школа – это все-таки не армия, и вместо принудительной дисциплинизации надо бы лучше раскрывать уникальную индивидуальность каждого ребенка.

К сожалению, свою "уникальность" в школьном возрасте (особенно, в начальной школе) ребёнок с помощью одежды выразить особо и не может, поскольку денег не зарабатывает и потому носит, что мама укажет. А вкусы мам - это отдельная народная беда. 

Совсем крошечный ребенок не может, спору нет. Но лет эдак с десяти у них уже появляется какое-то отношение к одежде. Если мама нормальная, то указывать она будет все-таки с осторожностью. Я не мама, но если моему ребенку будет комфортно ходить в школу в костюме Бэтмена, я против не буду.

Ха, ещё как будете против. В костюме Бэтмена в такую погодку можно отморозить себе абсолютно всё. Но Ваша точка зрения мне тоже близка. Я думаю, это хорошо, когда ребёнку можно выбрать школу, в которой носят форму, и в которой - не носят. И тот, и другой способ отношения к облику имеет и преимущества, и недостатки - чуть ли не в равном количестве. 

У меня мальчик уже взрослый, сообразительный и самостоятельный – он зимой в утепленный бы оделся.

Я ж вовсе не за то, чтобы запретить. Я ж просто своим мнением поделился. И да, не отдал бы своего ребенка в школу, где нужно форму носить. Потому что это ущемило бы свободу этого ребенка. А вырастет – пусть сам решает в каком костюме ему, взрослому, ходить: Бэтмена, Супермена или Ermenegildo Zegna.

Отлично. Мы всё же поняли друг друга. 

Мне кажется, что Ирина права, и этот вопрос действительно выходит за рамки школьного обучения - он вообще про дресс-коды. Как Вы относитесь к офисному костюму, например? Вряд ли Вам приходится его носить, поэтому я спрашиваю про сам принцип. 

Мне кажется, и офисный костюм – это тоже несвобода и подавление. Есть, конечно, люди, которые умеют выглядеть в костюме элегантно, но подавляющее большинство выглядит НИКАК. А самый ужас в этом наборе – галстук. Ничего более бессмысленного и бесполезного в мужском гардеробе не придумано.

Стас, вот Вам пример: в нотариальных конторах белокаменной (не скажу за всю Россию, правда) сидят фантастически одетые клерки. Это, как правило, перезрелые девушки, с хорошо развитыми вторичными половыми, одетые так, будто клиентура состоит исключительно из жаждущих самцов. Выглядит это и комично, и жалко. Чес-слово, не могу понять, в чём там секрет. Нотариальная контора летом - это натуральный бордель, с доходом ниже среднего. Кофтусечки со стразами, бельевые маечки нежно-пижамных оттенков открывают взору такие закрома и богатые жировые прослойки, что ой, мамо, не горюй. Я бы порадовалась, если бы они перешли на костюмы Бэтмена - я согласна на мужиков в трико. Всё же, деловой костюм - штука не столь плохая. Смотря с какого боку на неё глядеть. 

.

P.S. Галстух езмь зерцало дневного меню боевого менагера. Рудиментарный слюнявчик. 

Если у девушек половые развиты, а мозговые – нет, то, конечно, их гардероб надо регламентировать насильственно. Но вот почему человек с пониманием и вкусом обязан нивелироваться с толпой – нет, не могу понять. Наверное, банкиру не стоит ходить на работу в рваных шортах, но, если обойтись без крайностей, то можно выглядеть адекватно своему статусу и при этом не банально. 

Здесь мы ступили на территорию матлогики: чтобы знать, что не банально, нужно знать, что есть банальность. Речь ведь о расстановке координат, которая должна произойти в детстве. Но, честно, не пойму о чём спорим. Я тоже против нивелирования индивидуальности в толпе. 

Да мы, кажется, и не спорим.

Поменял точку зрения

Я был первым учеником в нашей школе, отказавшимся от школьной формы.

На самом деле это было сделано с согласия родителей, и тогда 1990 году - еще было вызовом.

В 1991 году это стало просто модно. В 1992 все стали ходить без формы. Точнее детей в форме в нашем классе уже почти не осталось.

Для меня - отсутствие формы было равнозначно сорванному советскому флагу, да и самому духу свободы. На контрасте это было необходимо.

Сейчас я понимаю, что форма все-таки должна быть.

Я голосую за форму.

Только надо, чтобы каждая школа определяла выбор формы самостоятельно.

Я полностью согласна с Вами. Отношение к подобным правилам общественной этики меняется в соответствии с временами. Когда я была ребенком, отсутствие формы иначе как выставление напоказ своей свободы, независимости и раскованности не воспринималось. Сейчас социальная среда в Москве представляет собой ярмарку понтов, я не хотела бы пускать подобного рода мысли в голову своего ребенка раньше времени.  Достаточно и просто айподов макбуков телефонов.

Вот мне тоже вспомнилось как мы в 91-ом или 92-ом доказывали в актовом зале учителям и директриссе что школьная форма ущемляет и носить мы ее не собираемся. Очень точное сравнение с сорванным советским флагом - это был БУНТ нашего поколения. 

Я недавно читала статью про то как американские подростки совершенно не в состоянии понять состояние бунта. Для них 'Над пропостью во ржи', которую проходят почти в каждой школе - книга совсем непонятная. Им не о чем бунтовать... Интересно, а как у Российских подростков?

Тем подросткам, которых вижу я, бунтовать явно не о чем.

Меня в возрасте 10-18 лет (90-ые годы) политика и история интересовали очень сильно.

Сейчас мне не охота даже говорить об этом.

А вот тут интересная дисскусия идет об естетике неофашистов у молодежи. Это же бунт... Да еще какой...

Дети в своём большинстве чувствуют себя намного спокойнее, когда их соученики в форме. В тяжелом подростковом возрасте, когда и так проблем полно, и они, как выясняется трудно разрешимы для подростков, жизнь в школе облегчает ношение формы. Раздражителей меньше.

Согласен с Вами. Вспоминаю школьные годы и думаю, было ли что-то мерзее чем то, когда дети начинали обсуждать, кто как одет.

Чем больше сходства внешнего, тем больше различий внутренних. И вообще, в школе должен быть культ знаний, а не денег.

"Чем больше сходства внешнего, тем больше различий внутренних"

А я, Евгений, в свою очередь согласна с Вами! Я училась в школе, классы которой были представлены детьми из "ведомственных" домов и детей из бывших заводских бараков и остатков частного сектора. Это не запредельная территория, но проспект Мира конца шестидесятых- начала семидесятых годов. Тогда уже наши соученики болезненно относились к тому, если учитель остановливался около твоей парты и рассматривал ручки в пенале, которые папа тебе захватил перед отлётом из "капиталистической страны". А что уж говорить "про теперь". Вы очень правы, когда говорите, что "чем больше сходства внешнего, тем более различий внутри". И нельзя искусственно подогревать конкуренцию имущественного ценза таким безобидным делом, как неношение формы. Вы правы, и я с Вами согласна!

Дмитрий Гороховский Комментарий удален

Дмитрий Гороховский Комментарий удален

Я полностью согласен с доводом о свободе самовыражения и о вкусе в одежде, но вот в чем вопрос - на мой взгляд, и вкус и способность самовыражения развиваются вместе с личностью. Сомневаюсь, что бы большинство подростков было способно красиво и со вкусом одеваться. Всё заканчивается банальной покупкой самых дорогих вещей.

.

Так что я скорее за форму, но за удобную, стильную и сделанную со вкусом. И, конечно, разную для каждой школы.

Milena Vilnitskaya Комментарий удален

Замечательно. Очень красиво, правда. 

мне думается что это очень плохо: считать что дети именно из твоей школы особенные, а тем более исходя из формы. Так до фашизма недалеко.

нужно ребёнку объяснить что везде дети особенные и хуже всего делить людей по внешнему виду.

Здесь Вы не правы, по-моему. Считать свою школу лучше других - это фундаментальная потребность ребенка. Любить школьную форму - тоже. Дети, как известно, гораздо более "социальные" существа, чем взрослые. И им гораздо труднее быть не такими, как их сообщество. Поэтому гордость первоклашки очень понятная и трогательная. Другое дело - 11-13 лет, когда им уже хочется (и нужно) выпендриваться, а форма у них все та же. 

Согласен, наверное я плохо разбираюсь в градациях возраста детей.

Я всегда была противницей школьной формы (чувство стиля развивается в детстве, юности), а сейчас даже не знаю, школьная форма очень часто бывает вполне эстетичной (во всяком случае дурной вкуc не разовьётся). А потом очень важно научиться играть деталями, внимательно относиться к аксессуарам и т.д. Наверное, я всё же за форму.

Я за форму. И за содержание. Форма уравнивает и выравнивает и в школе, как в месте обязательных ритуалов это не плохо. Я за строгую школьную форму и либеральное содержание учебного процесса. Кстати, у школьников, как впрочем и любой корпоративной структуры всегда есть своя форма одежды. Если это не навязанная им школьная форма, то свой  особый стиль. Приглядитесь, подростки без формы всегда одеты одинаково.

В вопросе, нужна ли форма в школе, есть один нюанс, который мы пропустили: в какой именно школе? Если речь идет о "массовой" государственной, то форма, очень может быть, нужна. Потому что там основная задача учителя - произвести стандартную деталь, а любое отклонение - брак. И может быть школьная форма помогает чувствовать себя частью большого механизма. Частная школа в Европе? Совсем другая история. Они вынуждены подчеркивать школьную идентичность, потому что это пиар. Ну, тут Вы лучше меня понимаете. Мне бы, например, не очень хотелось, чтобы мой ребенок был носителем их рекламы и проводником их пиара. Но это мое личное мнение, да и дочь моя учится в московской частной школе, где формы не будет никогда. 

А что касается одинаково одетых подростков - я там выше уже написала, что взрослые тоже одинаково одеваются. Я думаю, это большая проблема. Глобальная. 

Ох, кстати да! Я только сегодня слышала за соседним столиком в ресторане разговор двух женщин лет под 40 , которые (не помню уже в каком контексте) говорили о том, что "вот эти же все подростки абсолютно одинаково выглядят" Это очень интересное наблюдение - и впрямь, подростковые модные тенденции гораздо более массовые, стремление подчеркнуть индивидуальность проявляется, в основном, уже ближе к институту. Более того, современная молодежная мода - это еще и явное гендерное смешение, то есть и парни, и девушки выглядят одинаково! 

Елена Лядова Комментарий удален

Я за форму! Очень понравились высказывания дизайнеров. Особенно то, что сказал Филипп Блау о том, что форма должна быть красивой и вызывать гордость за учебное заведение.

Моя дочка пошла в 1й класс в этом году в школу "с формой".  Вот так она выглядела по пятницам летом.  В остальные дни недели строго темно-синяя юбка (или сарафан) и жилет с эмблемой школы.

Не вижу на этом фото никакого подавления личности. По-моему наоборот: самовыражение.

верно сказано! мне тоже кажется, что когда дети пребывают в таком нежном возрасте о подавление личности еще рано дискутировать..меня наоборот пугает (вернее настораживает) когда 7-8ми летние козявки рассуждают о всяких разных 'дольчегабаннах' и пр.

Мне кажется, отношение к школьной форме для наших детей, увы, напрямую зависит от собственного школьного опыта. Ты, Милена, насколько я знаю, чувствовала себя в школе более или менее комфортно, вот сейчас и умиляешься)) Я школу ненавидела, со всей ее формой, и коричневым платьем и синим костюмом (застала и то и другое). Так что я однозначно "против", хоть тресни. Пример ситуации, когда "личное" побеждает здравый смысл. 

Интересная версия. И похоже на правду. Только тогда получается, что отношение к школьной форме никак не связано с отношением к другим дресс-кодам. 

Очень удивило отсутствие в разговоре исторической перспективы, и странная зацикленность на советстких временах. Значение дресс-кода падает, если рассматривать ход европейской цивилизации (и включать сюда российскую), несмотря на все флуктуации. В царской России 90 процентов мужчин носили мундир. А в средневековье люди даже по полу и соц.положению друг друга отличали только в соотвествии с костюмом (отсюда все комедии переодевания, принцы-нищие и т.д. - литература отражает жизнь, как ни крути. Переодетого брата от сестры не отличали даже те, кто с ними выросли!) Костюм определял вообще все! На долю личности почти ничего не оставалось.

Школьная форма красива тогда (кто-то об этом в дискуссии упомянул), когда встречается в местах массового скопления школьников (и советская форма - особенно парадная - была в этом отношении ничуть не хуже лучших европейских образцов. Алые шелковые галстуки ее очень оживляли). А для индивидуального употребления она и не предназначена, по-моему. Маленькие дети просто не любят и забывают переодеваться :)

Другое дело галстуки престижных школ и университетские значки. Там и послание кардинально другое...

Точно, представления об индивидуальности у человечества сравнительно недавно появились. И обратного пути нет, по-моему. 

А что касается престижных школ, то это ведь тоже архаическая история - знаки отличия.

Наташа, Вы полагаете, что обратного пути нет? А у меня есть смутное ощущение, что пик индивидуации был пройден в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. И, осознав и прочувствовав все опасности полной и окончательной индивидуализированности, люди евр. цивилизации начали опять стремиться в толпу, в стаю, к "своим", чтобы не потерять эти ресурсы. Но это, конечно, отдельная тема, не имеющая отношения к школьной форме.

Да, мне кажется, обратного пути нет. Любые попытки снова объединиться и забыться в коллективном будут сильно отличаться от средневекового и прочих типов социальной коммуникации. Но мне кажется, что это как раз имеет прямое отношение к школьной форме, потому что она поднимает самый главный вопрос (я тут где-то выше его упоминала) - где границы индивидуального и коллективного? У всех они немного в разных местах. Кому-то форма кажется опасным прямым вмешательством социума (государства, корпорации), кому-то все равно, что носят их дети - лишь бы мозги не компостировали, а кто-то, наоборот, считает форму знаком высокого статуса ученика хорошей школы. Я не думаю, что тут может быть единство мнений (в отличие от средневековья, опять же), но каждое мнение основывается на отношении к обществу. Форма - это индикатор. 

Давайте вообще всех оденем в форму

Школьников - в свою, студентов - в свою, инженеров - в свою, журналистов - в свою, художников - в свою, фермеров - в свою и т.д.  Наденем форму на учителей и рабочих, программистов и ученых. Своя форма, конечно, должна быть у пенсионеров. Специальный проект - форма для безработных. Вот будет раздолье для раскрытия индивидуальностей и личных способностей! И сразу будет видно, кто есть кто и откуда.

И каждому повесим на грудь табличку с именем и адресом!

"Форма для безработных" - надо объявить тендер :)

А если серьезно, то школьников, наверное, проще сравнивать не с профессиональными группами вроде инженеров или художников, а с работниками корпораций. МакДональдса, например, или BP.

Форму - по национальности

Точно. А можно вообще ввести форму по национальностям. Ходить всем в осовремененных национальных костюмах. Вот крастота то будет! И дизайнерам работка

Вами не охвачены только половые различия. Но для них все уже придумано: мальчикам - голубое, девочкам - розовое. 

точно! или еще можно по возрасту.

Но на самом деле надо ввести только одну форму одежды для всех-всех. И менять ее по указу президента, скажем раз, в месяц. Это и будет модернизация страны!

Форма, если уж она есть в конкретной школе должна быть прежде всего практичной, удобной и эстетически приемлимой как для детей, так и для родителей. А то, мы как-то забываем о том, что дети в школе не только получают знания, но еще и социально адаптируются (или становятся стойкими социопатами - что не редкость), и после уроков тоже не сразу домой идут.

Выделиться при помощи дорогой одежды или аксессуаров, они конечно в классе могут, но как правило у школьников в России  разделение идет по трем направлениям - сила, ум, сексуальность (в старших классах). И если кого-то в школу привозят на бентли, а кто-то приезжает на метро, это не так важно для взаимоотношений внутри класса, как то, - можно у человека списать или нет))

Конечно нельзя пускать ребенка в школу в карнавальном костюме, но и "дисциплинировать" его при помощи однообразной, далеко не на всех хорошо сидящей формы тоже не лучший вариант. Должен быть определенный "корридор" - что возможно носить в различных сочетаниях, а что - нет.

Вы говорите как раз о дресс-коде, который и так существует в большинстве школ, если в них нет формы. Например, девочки не надевают короткие юбки, а мальчики не носят длинные волосы (раньше запрещались не только украшения и косметика для девочек, но и вообще "посторонние предметы" - игрушки и т.п.) Но мне кажется, что и дресс-код должен быть минимальным. 

В старших классах я училась в лицее, где школьная форма была . Но одевать ее требовалось лишь на официальные школьные мероприятия.  В обычные дни она была рекомендована, но не обязательна. Подавляющее большинство школьников, тем не менее, ходило в ней каждый день. Правда, я училась в уникальной школе, у нас даже курениев старших классах было разрешено в специально отведенном месте, и с письменного согласия родителей. За 2 дня до какой-либо проверки, "курилку" закрывлаи, чтобы запахи выветрились.

Очень интересно. А что за школа, если не секрет? 

Наталья, эта школа заслуживает отдельной статьи. Если бы  в том виде, как 10 лет назад,  она существовала и сейчас, я бы могла ее рекомендовать всем!  Школа №627 с лицейскими классами при Институте телевидения и радиовещания, находится на Дубиниской улице, прямо напротив бывшего здания "Юкоса". То о чем я пишу, сейчас, увы, легенда.  Уникальный проект создали профессиональные педагоги, во главе с ныне покойным Александром Васильевичем Крысовым. Старшие классы - только профильные. Конкурс  - 20 человек на место. (Не так мало, для школы, согалситесь). Была и практика отчисления тех, кто не справляется после каждого семестра (именно семестра, а н четверти). В итоге к 11 классу , стандартная группа - 10-15 человек учащихся. Гуманитарные , физико-математические и психолого-педагогические классы. Обучение - 6 дней в неделю.Успехи выпускников были заменчены управами и т.д. В 2000 году школа получила новое прекрасное здание и СУПЕР оснащение. Свое внутреннее телевидение, профессиональные монтажные, радио,  и много другого. Главными были  - уникальные методики обучения. Но, увы,   в 2001 году  умер директор. На его место пришла дама, муж которой трудился в Совете Федерации. И место ей досталось " по блату".  И началась новая жизнь. Все преподаватели, которыми школа гордилась, разбежались. Осталось прекрасное здание.. на какое-товремя сохранилась и репутация. 

p.s. Хотя, думаю, многие  принципы могли быб быть удачно применены и в других школах, в частности как свободный выбор  -носить форму или нет.

Впечатляющая история. Например о том, как все зависит от конкретного директора. А "профильные классы" - по теле- и радиожурналистике?

Профильные по  "теле и радиожуранлистике" в том числе. Еще физмат и  психологопедагогический.. В одних классах по 8 часов литературы в неделю и чуть меньше русского, в других - биологии и психологии столько же, в третьих - физики и алгебры. Работали с детьми и университетские преподаватели.  Вы представьте, что на лекции по литературе ( лекции сочетались с семинарскими занятиями), в классе 10 и 11-м мы читали Соловьева, Лотмана, Бердяева. В рамках западнйо литературы - все антуиутопии. Простите, могу вспоминатьэто время ще долго).  Вернусь к теме. Я гордилась, что учусь там. И потому даже факт школьной формы воспринимался как особый отличительный знак,  а не "обязаловка", ограничивающая мои свободы. Моя внтуренняя свобода не вступала в конфликт с дисциплинарными мерами.

Мы все время обсуждаем форму с точки зрения родителей и граждан. Но с точки зрения ученика все может выглядеть совсем иначе. Конечно, советский тип формы (когда все школьники всех школ одеты одинаково) и британский (когда форму носят только в особых школах, и она отличается) - это две разных системы. И Ваш рассказ - про тот самый школьный патриотизм "британского типа", о котором говорят дизайнеры. 

Да, Вы  правы. И я думаю, что в этом вопросе нет "черного" и "белого".

Мне кажется это вообще не вопрос. Форма или отсутствие таковой лучше школьную жизнь не сделают :)

А вообще, думаю нужно вводить форму класса скажем до 8-го, чтобы уберечь детей от произвола родительского вкуса (ну то есть пока тебе самому не позволяют одежду выбирать, какая разница в чем ходить?), а вот после - надо уже давать свободу. По себе помню, что чтобы научиться одеваться нужно потратить энное количество лет, и лучше пройти этот в школе, потому что потом - цена ошибки выше :)

Это тянет на государственную программу по воспитанию вкуса у молодежи :) 

Правда, если форма и спасет от "произвола родительского вкуса", то откуда потом возьмется свой собственный? Он ведь тоже не из ниоткуда берется, а потихоньку зреет и формируется под родительским. 

Лика Кремер Комментарий удален