14 ноября 2015 года. В Челябинске полицейские задержали коллектора, подозреваемого в нарушении работы областной клинической больницы №3. Он вместе с другими сотрудниками агентства «Срочномен» парализовал работу учреждения: коллекторы звонили на телефоны, установленные в приемной главврача, и в грубой форме требовали, чтобы сотрудник больницы отдал долг. При этом они пользовались автодозвоном, так что пациенты не могли дозвониться, чтобы получить медицинскую помощь.

24 декабря 2015 года. Полицейские в Ростовской области задержали коллектора, который угрожал взорвать детский сад, если один из его сотрудников не отдаст долг. После того как на городской телефон директора детсада поступил звонок с угрозами, на место приехали следователи, взрывотехники и кинолог, а всех детей и сотрудников эвакуировали. В итоге выяснилось, что никаких взрывных устройств в здании нет.

25 января 2016 года. В Челябинске задержали сотрудника микрофинансовой организации «Домашние деньги», который выстрелил в должника. Во время обыска у коллектора нашли травматический пистолет, пневматическое ружье со снайперским прицелом и боевую «рогатку».

27 января 2016 года. В Ульяновске коллектор бросил в окно должника «коктейль Молотова», и в комнате начался пожар. Двухлетний ребенок — внук должника — получил ожоги 40% тела. При расследовании выяснилось, что глава семейства взял микрокредит размером в 4 тысячи рублей, чтобы купить лекарства, а потом от него потребовали вернуть в 10 раз больше. Как рассказывали родственники должника, за пять дней до пожара им в окно бросили кирпич, к которому была прикреплена записка с угрозой.

9 февраля 2016 года. Анна Быскуп из Новосибирска обнаружила, что на страничках ее знакомых в интернете якобы от имени ее родственника опубликовано фото ее годовалой дочери с припиской: «Скоропостижно скончалась доченька Анны и Антона». Знакомые стали звонить Анне и ее мужу Антону с соболезнованиями. Выяснилось, что в начале декабря Антон взял у микрофинансовой организации кредит размером в 15 тысяч рублей, не смог вовремя его погасить, и коллекторы решили таким образом добиться уплаты долга.

1 марта 2016 года. Прокуратура Екатеринбурга начала проверку в отношении коллекторов, которые пришли в квартиру заемщиков, где в тот момент находился только их 12-летний сын. Коллекторы перерезали телефонный провод и залили клеем замки, чтобы ребенок не мог выйти наружу. При этом они угрожали, что убьют его и подожгут квартиру.

31 марта 2016 года. В Новосибирской области полиция начала расследование нападения сотрудников коллекторской фирмы на семью должников. По предварительным данным, в их квартиру ворвались четверо неизвестных и потребовали отдать 240 тысяч рублей в счет погашения кредита. Дома в этот момент были хозяйка квартиры, ее муж и ребенок. В 2015 году женщина воспользовалась услугами компании «Деньги сразу», чтобы взять в долг пять тысяч рублей, но вернуть эту сумму вовремя не смогла, и постепенно сумма долга выросла до 240 тысяч. В итоге коллекторы избили мужа и ребенка и изнасиловали хозяйку квартиры.

Антон Дмитраков, гендиректор коллекторского агентства EOS:

В России есть Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА), а еще есть международная ассоциация, и для того, чтобы понять, безопасно ли работать с тем или иным коллекторским агентством или нет, нужно узнать, состоит ли оно в такой ассоциации — это как лакмусовая бумажка. Такие ассоциации — это саморегулируемые организации, и компании, которые в них состоят, не хотят портить свою репутацию. Например, в нашем агентстве мы тщательно следим за тем, что делают наши сотрудники, есть система верификации речи — если в разговоре с должником коллектор повышает голос, его тут же выводят с телефонной линии. Если такое повторяется несколько раз, его увольняют. Адекватный коллектор, если не смог дозвониться до должника, едет к нему, но только чтобы проверить, на месте ли вообще этот человек, не попал ли он в больницу или в тюрьму, ведь в жизни всякое бывает. И делается это, только если речь идет о крупной сумме — какой смысл выезжать к должнику, если у него долг меньше 100 тысяч рублей? Это просто неэффективно. Главная цель адекватного коллектора — объяснить человеку, сколько он должен, и помочь выпутаться из этой ситуации, чтобы он смог вернуть хоть что-то, пусть даже не 100%.

Правда, человек, который берет заем, не всегда знает, с каким коллекторским агентством работает компания и кто в итоге придет к нему требовать долг. Организации, которые работают с микрокредитами, чаще всего имеют сомнительную репутацию. Крупные федеральные агентства очень осторожно относятся к МФО, а если и работают с ними, то они должны быть уверены в них и в их действиях. Если с заемщика требуют 700 процентов годовых, то это не совсем нормально, и это может быть сигналом, что брать кредит в такой организации вообще не стоит. Хотя, конечно, есть и крупные микрофинансовые организации, которые работают, опираясь на европейский опыт. Но они работают совсем по-другому. Ведь изначально такие компании появились в Скандинавии и работали в основном со студентами: например, молодому человеку не хватает денег, чтобы сходить на дискотеку, и ему ссужают 50 евро, а через неделю он отдает 55. То есть для самой компании прибыль не такая уж и большая. В нашей стране, к сожалению, уровень финансовой грамотности очень низкий, поэтому и возникают ситуации, когда женщина взяла в долг пять тысяч, а в итоге должна 240 тысяч. А ведь, если человек пойдет в суд и скажет, что не будет отдавать долг, ему присудят минимальный штраф, а не тысячу процентов от его займа. Мне кажется, законодательство должно быть отрегулировано так, чтобы люди не бегали от коллекторов, а шли в суд и решали проблему.

Михаил Козлов, лидер политической партии защиты заемщиков «Кредитная амнистия»:

У нас государство вовсю борется с какими-то там фашистами в соседних странах, а настоящие фашисты — это наши коллекторы. По нашим данным, в России около 30 миллионов граждан подвергаются моральному и психологическому воздействию со стороны коллекторов, и каждый год около 25 тысяч россиян совершают из-за них самоубийства. Из всех, кто берет кредиты, половина или даже чуть больше сталкиваются с неадекватными коллекторами. Заемщиков нужно учить, как правильно защититься от коллекторов на юридическом уровне и как понять, можно ли брать заем в той или иной компании или это опасно. Все-таки есть банковские организации, для которых важен их имидж и которые вряд ли позволят убивать и мучить кредиторов, хотя и они иногда прибегают к телефонному терроризму. А есть никому не известные микрофинансовые организации, и обычно именно с ними связаны все эти дикие истории с поджогами и убийствами. Причем эта проблема существует уже далеко не первый год, и методы работы с должниками всегда были такими же.