Павел Теплухин: Николя Саркози всех взбудоражил
Вчера активно обсуждалась речь Николя Саркози. Вообще Саркози был очень бодрым и заряженным, и речь его была интересная, яркая. Он затронул много разных сюжетов, но я бы выделил следующие.
Во-первых, он призывает вернуться к базовым гуманистическим ценностям, вспомнить про человеческое лицо, про индивидуума во всей этой экономической конструкции. Вспомнить, что компания — это не просто нечто, занимающееся оптимизацией прибыли, это еще и группа людей, которые работают друг с другом, которые должны нормально друг с другом общаться. Вспомнить, что слово «компания» имеет еще и другой смысл, а не только тот, к которому мы привыкли в бизнесе. Саркози говорил, что бизнес должен стать более гуманным по отношению к людям, среде, обществу, не быть таким жестким. Согласен, мы иногда слишком увлекаемся голым зарабатыванием денег.
Вторая тема, которая у него прозвучала, касалась финансовых институтов. По его мнению, они слишом заняты работой на себя, слишком увлеклись спекулятивными операциями и перестали выполнять те базовые задачи, которые, собственно, должны выполнять: привлечение депозитов, выдача кредитов и анализ кредитных рисков, которые сопутствуют этому процессу. Это действительно так. Сейчас виртуальная экономика, занимающаяся продуктами, непосредственно не связанными с выдачей кредитов, в десять раз превышает реальную экономику. И в ней происходят такие события, что уже не реальная экономика влияет на виртуальную, а наоборот. И те колебания, которые происходят в виртуальной экономике, оказывают огромное негативное влияние на реальную. А мы эту виртуальную экономику еще даже не начали изучать! Это тема очень важная, я ее продолжу в дальнейшем, расскажу про сессию, которая как раз касалась будущего экономической науки.
Саркози призывал еще, и в этом мы с ним абсолютно солидарны, к полному пересмотру бухгалтерского учета, системы отчетности финансовых институтов перед акционерами, перед страной, перед центральными банками. Такие вроде довольно специфические вещи, каждая сама по себе, но вместе они складываются в картину, которая говорит о том, что проблема действительно масштабная.