Как рассказал глава WWF-Россия Игорь Честин, принятые ранее решения по экологическим вопросам не исполняются. При этом контроль за строительством олимпийских объектов, в том числе в сфере безопасности, как со стороны общественных организаций, так и со стороны властей практически утрачен. Наконец, экологов, работающих на месте, начали задерживать пограничники, что, по словам Честина, само по себе абсурдно, потому что все олимпийское строительство расположено в пограничной зоне.

Честин подчеркивает: речь не идет о том, что к мнению экологов не прислушиваются или их предложения отвергают — не исполняются решения, которые уже приняты совместно с «Олимпстроем». Причем факт существования таких решений подтверждается наличием соответствующих протоколов заседаний координационного совета «Олимпстроя».

Честин привел сразу несколько примеров. Первый касается низкого качества проектной документации олимпийских объектов. По его словам, экологи и «Олимпстрой» пришли к общему мнению, что инженерно-экологические изыскания, позволяющие оценить риски при строительстве, минимизировать ущерб экологии и разработать адекватные компенсационные мероприятия, проводились в недостаточном объеме или не проводились вовсе. В результате было принято решение ликвидировать эту недоработку и провести дополнительные изыскания. Причем была даже рекомендована компания, которая эти работы должна провести. «Но оказалось, что у "Олимпстроя" нет механизмов воздействия на нанятых ими проектировщиков, которые сказали: "Все, у нас денег нет, мы уже все потратили, и принимайте проекты такими, какие есть"», — рассказал Честин.

Другое утвержденное, но не выполненное совместное решение связано с так называемыми «зелеными» стандартами для олимпийских объектов. По словам Честина, фонд принимал активное участие в их разработке. Однако впоследствии выяснилось, что и здесь «Олимпстрой» не обладает достаточными полномочиями и юридическими основаниями для включения этих стандартов в контракты с застройщиками. «В итоге вся работа оказалась выполненной на бумаге, для галочки, потому что стандарты теперь таковыми не являются, а превратились в рекомендации, которым застройщики не следуют», — объясняет сложившуюся ситуацию Честин.

Кроме того, на месте олимпийской стройки, которая продолжается уже полтора года, полностью отсутствует экологический мониторинг. По словам Честина, в октябре на заседании в Минприроды представители Росгидромета заявили, что намерены начать мониторинг лишь с 1 января 2012 года, что «абсолютно лишено смысла, потому что его надо вести сейчас, а не когда все уже будет построено. Потом это будет иметь уже чисто научный интерес».

Наконец, Игорь Честин сообщил, что в прошлом году в районе олимпийской стройки экологи были дважды задержаны за нарушение пограничного режима, который формально действует в этом районе. Честин отметил, что его коллеги обращались по этому поводу и в местную ФСБ, и к вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему подготовку к Олимпиаде, однако никакой реакции не последовало. Честин считает, что и Минприроды, и Минрегиона, и «Олимпстрой», и оргкомитет «Сочи-2014» прекрасно понимают, что проекты низкого качества и что они опасны не только с экологической, но и с технологической точки зрения.

«Я так понимаю, что люди просто не решаются доложить об этом председателю правительства и предложить реальные решения. Ситуация полностью вышла из-под контроля. Ее не контролирует никто. Причем, похоже, не контролируют ее даже люди на уровне зампредседателя правительства Дмитрия Николаевича Козака. В октябре он сказал, что границы Кавказского заповедника меняться не будут, через него не будет строиться дорога. В декабре мы узнаем, что Росрегистр самостоятельно изменил земельное дело Кавказского заповедника, исключив из него территорию, и теперь планируется строительство этой дороги. Если и на этом уровне уже нет никакого контроля, то я просто не знаю где, на каком уровне он может быть введен», — резюмирует Честин.