Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: Китайское чудо — не для нас

Попав в Шанхай, поневоле задумываешься: почему современной России не приходится мечтать о том, чтобы догнать Китай по уровню развития

Шанхай, район Пудун. Ни одного из этих зданий на восточном берегу реки Хуанпо 17 лет назад не было
+T -
Поделиться:

Воскресным вечером 30 мая «боинг» «Китайских авиалиний» доставил меня в аэропорт Хуньцяо, в 13 км к западу от Шанхая. Последний раз я был в этом городе 17 лет назад, когда все городские небоскребы можно было пересчитать по пальцам одной руки и они производили на путешественника куда меньше впечатления, чем повсеместная грязь и бедность. О наполеоновских планах местного муниципалитета по строительству в городе современных дорог и пресса, и авторы путеводителей отзывались с иронией.

Моя попытка улететь в конце октября 1992 года из того же Хуньцяо закончилась неудачей: билетов в кассах не было на месяц вперед. Сотни иностранцев дневали и ночевали в зале вылета, в призрачной надежде на waiting list. Прокуковав полдня в их пестром и колоритном обществе, я решил тупо взять такси до Гуанчжоу и пропилил пол-Китая на раздолбанной «королле», полюбовавшись с близкого расстояния на такую нищету и безнадегу, на фоне которой все экономические проблемы Отечества бледнели и казались надуманными. В деревнях на обед подавали сваренный в кастрюле придорожный лопух, хозяева ночлежек предлагали путешественнику собственных дочерей в аренду на ночь за 5 долларов, а двухполосное шоссе между рисовыми полями вручную мостила толпа крестьян, аккуратно разравнивая дымящийся асфальт мастерками... После этого познавательного путешествия любые российские разговоры о «китайском экономическом чуде» еще долго вызывали у меня саркастическую усмешку.

Но вчера вечером, когда наш автобус по многоуровневой скоростной автостраде въехал в городскую черту, челюсть моя отвисла и до самой гостиницы не закрывалась. Потому что город, который предстал нашим взорам, не был похож не только на Шанхай образца осени 1992 года, но и вообще на какой-либо мегаполис из виденных мною в жизни. Вполне допускаю, что второго такого скопления небоскребов нет ни в одном городе мира. По качеству и сложности дорожных развязок Шанхай далеко превосходит все, что мне довелось наблюдать в Европе или Америке. За последние 15 лет здесь выстроили 420-километровый метрополитен из 11 линий и 268 станций — это самое длинное в мире метро (для сравнения: московский метрополитен имеет протяженность 279 км и 180 станций, из которых за последние 15 лет открыто 28). Правда, в Москве, невзирая на скромные объемы строительства, проезд за этот период подорожал с 8 до 85 центов, а в Шанхае розничная цена билета начинается с 29 центов... Международный аэропорт Пудун (Pudong) связан с городом дополнительной линией метро, по которой немецкий поезд Transrapid преодолевает 30-километровое расстояние за 7-8 минут.

Надо заметить, что и Пекин, откуда я сюда прилетел, за последние 17 лет изменился весьма существенно. Хоть он и остался, по моему ощущению, одним из самых унылых и депрессивных городов на свете, перемены в его облике поражают воображение. Многоуровневые автомагистрали со сложными развязками, многоэтажные офисные и гостиничные комплексы, развитая сеть городского транспорта — все это совершенно не похоже на тот одно- и двухэтажный Пекин 17-летней давности, где по грязным улицам слонялись толпы несытых мужчин и женщин в униформах казенного образца, а главным средством передвижения служил велосипед, к раме которого непременно была подвязана цветная тряпица, чтобы можно было опознать его среди тысяч других на бесконечной придорожной парковке...

В целом Китай как был, так и остался бесконечно далек от моей жизни и круга интересов. Никакие рассказы о его хозяйственных успехах не вызывают малейшего желания поучаствовать в созидании здешнего экономического чуда. Это навсегда чужая мне страна, культура и цивилизация. Глядя на все, чего китайские товарищи, по мере превращения в господ, сумели добиться за последние полтора десятилетия, задаюсь одним-единственным печальным вопросом: ну почему же ничего отдаленно похожего на здешний расцвет не наблюдается в России?!

Факторов тут, как мне представляется, три. Первый — самый очевидный: для воспроизводства «китайского чуда» России недостает полутора миллиардов китайцев. Людей, готовых довольствоваться самыми скромными бытовыми удобствами и вкалывать с утра до ночи, с раннего детства до поздней старости, чтобы эти самые удобства себе обеспечить. На первый взгляд, это самое серьезное и труднопреодолимое препятствие для повторения в наших широтах китайских успехов. По крайней мере я очень долго так думал.

Но при ближайшем рассмотрении эта проблема не представляется столь уж серьезной и драматической. В конце концов, если в России не находится желающих строить дома и мостить дороги, их можно пригласить из того же самого Китая — уже с опытом аналогичных строек в непростых климатических условиях их собственной родины и с зарплатными ожиданиями куда ниже, чем у иных занятых у нас в строительстве гастарбайтеров. Надо заметить, что частные российские компании давно и успешно используют труд китайских строителей на таких, например, объектах, как пресловутая «Москва Сити». Кто сомневается в осуществимости аналогичного проекта в федеральных масштабах, приглашается взглянуть на опыт послевоенного восстановления Германии силами турецких гастарбайтеров. Социально-демографические проблемы, которые немцы в процессе нажили, не идут в слабое сравнение с той головной болью, которую они поимели в результате объединения страны.

Две другие проблемы, которые на сегодняшний день выглядят куда сложнее решаемыми, чем приглашение нескольких миллионов китайцев на российские стройки, — это постановка задач и последующее их выполнение. Чтобы вплотную заняться национальными инфраструктурными проектами, России нужна власть, которая бы сознавала их важность. Покуда в стране не закончилась нефть и суверенная клептократия, такой власти у нас элементарно неоткуда взяться. Об отношении нынешнего правительства к проблематике можно судить по одному простому и наглядному историческому факту. Когда в связи с экономическим кризисом этому правительству понадобилось срочно переверстывать федеральный бюджет на 2009 год, наиболее драматической коррекции подверглись в нем ровно два пункта. С одной стороны, были радикально урезаны расходы на все виды капитального строительства и ремонт дорог. С другой стороны, на сравнимую сумму (исчисляемую миллиардами рублей) увеличились расходы на пропаганду. Если бы подобные рецепты приходили в голову нынешним китайским властям, то Шанхай сегодня выглядел бы, наверное, как мурманский порт. Замечу в скобках, что при Великом кормчем, ставившем идеологию превыше экономики, он так и выглядел.

Но даже если бы вдруг завтра верховная власть в России внезапно опомнилась, перестала играть в свои идиотские идеологические бирюльки и решила наконец заняться строительством дорог, то столкнулась бы с серьезнейшей проблемой на уровне подрядчиков и исполнителей подобного нацпроекта. Потому что у нас сегодня на постройку 3,87 км Четвертого транспортного кольца государству нужно выложить 66 миллиардов рублей. Причем условия тендера на эту «стройку века», выигранного подрядчиком в мае 2008 года, исключают любую корректировку, связанную с последующим падением цен на бетон, металл и топливо. Если бы китайским властям приходилось оплачивать подобные аппетиты подрядчиков, то я бы вчера добирался от шанхайского аэропорта до гостиницы не 20 минут, а те полтора-два часа, которые занимает дорога до моего дома из Домодедова или Шереметьева. Поэтому китайских дорог у нас, скорее всего, не будет, а любая попытка их возведения обернется новыми и новыми часами за миллион долларов на запястьях уполномоченных чиновников.

И не следует думать, что дело тут в каких-нибудь национальных особенностях Китайской Народной Республики, в исключительной честности и неподкупности ее бюрократов, пропитанных благородным духом конфуцианства, в противоположность отечественным лихоимцам. Чиновники везде одинаково охочи до казенных денег и склонны к казнокрадству. Просто в Китае эти их склонности не поощряются. С 2000 года тут за коррупцию расстреляно около 10 тысяч чиновников, и еще 120 тысяч получили срока от 10 до 20 лет. Поэтому Китай может похвастаться своими дорогами, небоскребами и чудо-поездами, а Россия — стоимостью чиновничьих яхт, особняков, лимузинов и наручных часов.

Комментировать Всего 110 комментариев

Спасибо, Антон. 

Я был в Китае, в том числе - в Шанхае, в 2002 и уже тогда он производил сильное впечатление. Представляю, что там сейчас. 

меня тоже он потряс в 2003-м...

и точно также Пекин прозвел угнетающее впечатление... забавно, что люди разные, а впечатление одинаковое...

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Да, мне тогда Пекин сильно не понравился. Депрессивный, серый, советский. Я думаю, что депрессию вызывал именно советский дух.

Я тоже в 1992 году грешил на советский дух, но 17 лет спустя он практически полностью выветрился, а вот депрессивность и серость остались. Там пыль, грязь, героическая борьба за 150 "синих дней" в году (таких, когда видно небо) и очень унылое городское планирование.

Доктрина ограниченного мздоимства, можно подарить  нашим идеологам такое название :-)

В то что они заплатят за него из пропагандистского бюджета не верю :-)

Михаил, да, главное условие стабильности в России-брали по чину.

Программы китайского и нашего мздоимства различаются только тем, что в Китае за это еще и расстреливают. А так - берут на лапу так же как и у нас. Просто так, уточнил.

Кто-то из ученых, исследуя китайскую экономику, сравнил ее с ездой на велосипеде. 

Сталинские послевоенные высотки расценивались как чудо, а на самом деле это был результат рабсеого труда пленных немцев и соотечественников.

А про "рабский труд пленных немцев" это-то тут причем?

Так поток сознания, с утра с похмелья :-)

Ну мало ли. А так - безотносительно к теме исходного постинга. "Рабский" труд на постройке новых аэродромов, зданий и проч., немногое что могли бы сделать военнопленные немцы, в качестве расплаты за свои милые шалости во время войны. Есть в этом что-то от идеи эквивалентного воздаяния, притом. Поломали? Помогайте чинить. Как-то так.

На Восточную Европу к примеру, на Чечню, на Афганистан?

Поезжайте в Киев... бростье все Шура и поезжайте в Киев.

В данном случае пусть Киевом поработает Грозный и сотни денег, которые вбуханы туда на восстановление из федерального бюджета, например.

Поломали, теперь чинят.

Про Афганистан ничего не скажу. Не в теме ибо. Не мой регион.

Все описанное во втором абзаце присутствует и сейчас, достаточно только немного отъехать от города, или просто свернуть не на ту улицу. Так что к "такому уровню развития" стремиться не надо ни за что и никогда.

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав

Разумеется, Китай унаследовал кучу проблем от прежних эпох.

Так же, как и Индия, и Россия (пусть даже в России они проявлены наименее остро из трёх этих стран, в связи со сравнительной малочисленностью проблемных групп на фоне избытка дармовых ресурсов).

Интересный вопрос - не в том, какие свинцовые мерзости можно найти в китайской, индийской или российской жизни. А в динамике. В этом смысле довольно грустно сравнивать шанхайский MagLev с домодедовско-внуковско-шереметьевским экспрессом, а поезда шанхайского метро - с мытищинскими вагонами.

А почему бы не с "Сапсаном" сравнивать уже тогда, например?

Потому что надо сравнивать одинаковые виды транспорта для корректности.

МагЛев - полный аналог пригородных авиаэкспрессов, с той поправкой, что расположен не в столице.

Если угодно сравнивать Сапсан, то с междугородним внутрикитайским сообщением. Если хотите серьёзно расстроиться — сравнивайте на здоровье. По протяжённости ныне действующих высокоскоростных маршрутов Китай опережает Россию в 10 раз, если же брать в учёт строящееся полотно, то в обозримом будущем опередит во все 40. При этом поезда для своих высокоскоростных дорог китайцы производят сами. Напомнить ли Вам, откуда мы взяли свои 5 Сапсанов?

я бы добавил, что совершенно неочевидно, что урбанистическое, технологическое направление и упор в постройке мегаполисов, это идеальный путь. На этом пути Китай по той же причине - количество населения. Что происходит с людьми в мегаполисах мы уже хорошо знаем...

Нам бы подошел какой нить Австрийский путь развития. Очень такой спокойный, правильный и гармоничный. В соответствии с климатом, темпераментом и историей.

Эту реплику поддерживают: Андрей Муравьев

Путь состоит совершенно не в постройке мегаполисов.

Путь состоит в обеспечении жителей страны и ее бизнесов адекватной инфраструктурой для жизни и деятельности.

В этом смысле Китай абсолютно ничем не отличается ни от Австрии, ни от Швейцарии. В силу специфики его демографии он вынужден на этом пути строить небоскребы и многоуровневые транспортные развязки, которые Австрии, может быть, меньше нужны в связи с малой численностью населения. Но чтобы Россию могли удовлетворять австрийские масштабы строительства жилья и дорог, нужно в несколько раз сократить ее население. Это будет уже не австрийский и не китайский путь, а угандийско-кампучийский.

В демографии численность не есть самое главное. Плотность населения и возможность освоения земель. Даже в Австрии горы, а у нас "широка страна моя родная". Плотность населения Австрии в 10 раз больше России..

В Австрии 9 миллионов при 83 тысяч кв. километров, в России 140 миллионов при 17 миллионах километров.

Зачем нам сокращать население? Бредовая шутка. Брошенных деревень и поселков переваливает уже за сотню тысяч.

"Ну зачем мне, простому советскому человеку, слон?" (А. Райкин)

С точки зрения жителя китайской деревни "Великое Экономическое Чудо" не такое уж и великое. Живу я всё равно в бедности, а если перееду в Шанхай и наймусь на стройку, то у меня, как не имеющего прописки, не будет прав ни на школу для ребёнка, ни на медобслуживание.  Да и у тех, кто живёт в городе с пропиской, жизнь тоже не сахар.  ВВП на человека всё-таки $3,700 против $8,700 в России.  Так что, если ставить целью благосостояние народа, а не изумление Антона Носика небоскрёбами, то я бы поостерёгся восторгаться китайскими "чудесами". 

Я согласен с автором эссе, что динамика последних лет в Китае впечатляет, но я предостерёг бы от экстраполирования её на будущее.  Момент, когда можно использовать массовую урбанизацию бесправных крестьян, которым не нужна ни медицина, ни образование, ни техника безопасности, ни чистая вода, не повторится.  В СССР тоже во время индустриализации был рывок (с точки зрения инфраструктуры городов и копирования украденных западных технологий).  Да и в Японии был аналогичный прорыв.  Но всё это было только один раз и быстро закончилось.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

"Массовую урбанизацию бесправных крестьян" в самом деле использовали в качестве ресурса для экономического роста все развитые экономики мира. Не только японская или советская, но также и английская, и немецкая. Во всех странах мира сельское хозяйство древней тяжелой промышленности, и кадры в какой-то момент перетекли.

.

Вопрос, который меня беспокоит, связан с эффективностью использования этого потенциала. В России, несмотря на то, что сталинская индустриализация давно закончилась, бесправных мигрантов хватает. У меня нет ощущения, что этот ресурс эффективно используется, если говорить об эффективности для общества в целом, а не для конкретных эксплуататоров дармового труда.  

Мой опыт претворения в жизнь любых изменений и идей говорит об одной простой истине.

Есть несколько шагов воплощения в жизнь людей задачи.

1. Понимание проблемы.

2. Идеи и способы ее возможного решения.

3. Детальное понимание стратегии.

4. Постановка целей и распределение зон ответственности.

5. Воплощение в жизнь "вперед и с песней".

Сегодня мы находимся на втором этапе, не до конца эффективно реализуя последующие пункты. 

И только от нас, от наших действий и усилий зависит, сможем ли сделать что-то соизмеримое с китайским экономическим чудом.

Если исходить из позиций, что это - невозможно - в силу ряда обстоятельств, ничего кроме деградации происходить не будет.

Я предлагаю всем, кто заинтересован в изменениях вместо депрессивной риторики каждый день делать что-то, чтобы добиться результатов.

Не можешь делать, спустись на уровень ниже и предлагай идеи и решения.

Если бы речь шла о бизнесе, то людей, высказывающих критические замечания без конструктивных предложений, я уволил бы на третий день, через две недели (в соответствии с трудовым кодексом) или в ту же минуту (по обоюдному соглашению сторон).

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов, Ольга Дмитриева

"От наших действий и усилий", уважаемый Илья, зависит размер наших доходов и, как прямое следствие, размер уплачиваемых нами в казну налогов.

.

Способ последующего расходования этих самых налогов "от наших действий и усилий" зависит куда в меньшей степени.

.

"Вместо депрессивной риторики" я делаю свою непосредственную работу.

При этом имею своё мнение гражданина и налогоплательщика по вопросам, не относящимся к сфере моей профессиональной деятельности. И считаю себя вправе своё мнение высказывать.

.

И откуда б Вы меня за это уволили, уважаемый Илья? Из граждан? Из налогоплательщиков? Или с моей непосредственной работы?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Антон, не поймите превратно :-)

Мой комментарий относится в большей степени к тем, кто говоря о неэффективности действий власти, не предлагает альтернативы.

Указать на проблему - есть первый шаг к ее решению.

Предложить решение - уже шаг к действию.

Сделать действие - шаг к тому, чтобы изменить ситуацию.

Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

У меня нет ни малейших сомнений в том, что Вы делаете все или почти все, что можете сделать, но таких как Вы - единицы.

Большинство - остаются слепыми наблюдателями.

Я говорю о подходе:

"Предлагай решение, когда ты говоришь, что чье-то решение тебя не устраивает."

Например, почти для всех очевидно, что средства затрачиваемые на дорожное строительство могли бы расходоваться в несколько раз эффективней.

Это констатация факта.

Предложите решения.

Например,

Ввести обязательное страхование качества строительства дорог, когда подрядчик отвечает по контракту за ремонт дороги на протяжении 10 лет, и его обязательства должны быть гарантированы страховщиком.

Без предложения решений - констатация факта приносит обществу крайне незначительную пользу.

:)

Илья! Я бы добавила, если позволите, к пункту 3 - "...с четким ранжированием задач", а к пункту 5 - "...с последовательным обязательным выполнением каждого пункта стратегии..." :)

Да, перечень можно расширять и дополнять.

А вообще - очень важно реагировать на изменения внешней среды и оперативно корректировать стратегию.

Дорогой друг! :) Важно не только корректировать стратегию, но и...

четко ее соблюдать :) - строить стратегии у нас получается вполне прилично, а вот исполнять их - нет :) 

Поддерживаю точку зрения Антона. Для примера - лет 25 назад советский город Благовешенск и его сосед с китайской стороны Хэйхэ были просто барачными поселками. Ниже - современные фото (no comments)

Пример, такой пример. А вот у меня в загашниках есть аналогичные фото Ханты-Мансийска, который в начале 90-х называли не иначе как "город бараков и сортиров", а теперь - фотографии центральных улиц, да еще и в ночное время - такие же точно как и в этом вашем Хайхэ.

сравнивать следует сравнимое

Хайхе не столица автономных нефтесосов, а приграничный торговый город. ровно такой же, как Благовещенск. из одного в другой можно перебраться пешком не то, что без визы, но и без паспорта

Да, Александр, спасибо! Именно это я и имел в виду. Оба населенных пункта были бараками, только один из них (можно даже не гадать, какой) примерно таким же и остался...

Следите за выражениями. Такой вот добрым вам совет. Разговор окончен.

Китай - это молчаливый укор для России, пример того, что можно достичь упорным трудом без нефти и газа.

Игорь, Вы думате что в обозримом будущем надо ждать небоскрёбов в Хабаровске?

Думаю, что ждать. Китайских, естественно. И не только в Хабаровске.

Сейчас Китай превосходит Россию как в экстенсивном, так и в интенсивном векторе приложения своих усилий - растет "...и вширь, и вглубь...".  Причем при наличии полной корреляции усилий собственников бизнеса с национальной программой государства в этом направлении.

Для эффективного "сдерживания" этих усилий нужно предоставить не менее эффективные инструменты со стороны России. Я таких инструментов пока не наблюдаю.

Упорным путем эксплуатации человеческих ресурсов + руководящая роль ЦК КПСС ))).

Зато там интернет доступен каждому десятитысячному и ни дай боже писать какую-то бяку про руководство страны. А мы вот тут сидим и калякаем о том, о сем.

У Вас странные представления о китайском Интернете и демографии.

Численность пользователей Интернета в КНР в нынешнем году превысила 384 млн человек. Это 29% от общего населения. В России, при самой оптимистической оценке числа пользователей (40 млн), этот показатель около 28%. 

Т.е. по остальным аспектам без возражений, я так понял?

Да, по бяке возражений не предвидится.

Счастливо побякать

(брезгливо)

Милейший, пожалуйста обратно под забор с таким лексиконом. Проходите, не задерживайтесь.

прав был Моисей, остановившись на территории Израиля, где нет ни нефти, ни газа...

Россия развивается по принципу американских детей нынешнего поколения. Лежит и ест - покрывая жиром мозги и мускулы. Встать с каждым днем все тяжелее, да и не охото. 

Я была в Китае первый раз семнадцать лет назад (тоже в 1992), потом еще раз, и вот недавно - на Новый, 2010, год. Конечно, это разные города - Пекин образца 1992 и Пекин образца 2010, контраст поразителен. Депрессии я не испытывала - как раз я вполне органично чувствую себя в Китае, хотя яркости и ночной веселой жизни там нет. Видимо, Китай больше подходит европейцам, так сказать, исповедующим "протестантские" ценности в смысле быта и развлечений  (но без презрения к вкусной еде и женско-мужским отношениям).

С ночной жизнью в Пекине и Шанхае нынче всё в большом порядке. Гудят целыми кварталами до утра.

А в Гонконге и 17 лет назад я с ней проблем не заметил.

Пекин огромный, я не попадала в места, где гудят как в Москве. В европейский Новый год в нашем квартале было очень тихо. Хотя в Китайский, конечно, грохотали все ночи напролет.

Те китайцы, с которыми общались мы, водили нас в очень вкусные, но рано закрывавшиеся рестораны. 

Я позавчера в три часа ночи набрел в Пекине на очень оживленную и шумную улицу, полную ресторанов. А главное - в Пекине, как и в России, очень много круглосуточных заведений, которых практически не существует в Западной Европе, и крайне мало в США. Чтобы найти такие заведения в пределах второго кольца, совершенно не надо знать их адреса, достаточно просто на улицу выйти, и несколько кварталов пройти, если сразу не нашел. 

Надо будет как-нибудь оказаться в Пекине с друзьями, которые не избегают набредания на такие прекрасные улицы. 

"... хотя яркости и ночной веселой жизни там нет"

традиция не сложилась просто. Хотя в том же Ябао-лу, вам и яркости и ночной предложат с избытком.

Да, за много тысяч лет (даже включая безумный 20 век) в Китае сложились свои традиции. Ночные бдения в них не входят - в основном все рано утром подпрыгивают и бегут за своим "червячком".

На Ябао-лу за веселой жизнью? Что-то мне говорит - "не надо".

"Не надо", а она там есть. Страшная, бессмысленная и "как в Москве" притом. 

Я не могу похвастаться доскональным знанием московской ночной жизни. Естественно, уж совсем не знаю, как веселятся в местах, аналогичных Ябао-лу. Не исключаю, что "страшно и бессмысленно".  Та московская ночная жизнь, которую я себе позволяю, не страшная, а развлекательная, хотя порой и запойная. 

Касаемо самого Ябао-лу. Возможно, вся злачная тусовка русского делового квартала сконцентрована именно там, хотя, поскольку Ябао-лу  находится в посольском квартале, я все-таки сомневаюсь, чтобы там позволяли бы происходить чему-то реально "страшному". 

Может быть и так. У каждого свои понятия как о ночной жизни, так и о "страшном и бессмысленном".

Выступления достойных музыкантов, болтовня обо всем на свете с интересными людьми (пусть под алкоголь и курение), танцы мне не представляются "страшными и бессмысленными".  

Для меня ночная жизнь это индустрия по продаже алкоголя и наркотиков. Все остальное - ей сопутствует.

Иными словами, ночная жизнь - это индустрия иллюзий.

Возвращаясь к Китаю - индустрия иллюзий не слишком развита в этой приземленно-практичной стране. Нет культа нарядно одеваться, вычурно обставлять квартиры, замысловато проводить ночи. Есть культ сытой жизни, еды.

Может у них просто немного другие критерии "нарядности одежды" и так далее?

страшного немного, а противного - через край. какой-то гербарий мерзостей, стремящийся к абсолютной полноте собрания

Вы же не московские кафе имеете в виду, Александр?

нет, именно ябаолоуские клубы. мы в пекине познакомились из этнографических соображений с группой живущей там студенческой молодежи из России, а они уже пригласили нас развлечься в "отличном русском клубе".

меня поразило не то, что там возникали какие-то элементы воровской эстетики зоны, малосимпатичные черты русской попсы, эротического шоу невысокого качества - а то, как безошибочно из каждого этого дискурса отбирались части наиболее агрессивные и гадкие. 

Ну, значит интуиция меня не обманула - незачем ходить в ночные клубы Ябао-лу.  Мы походили - больше из гастрономических соображений, хотя и из этнографических тоже - по разным другими ресторанам, весьма на уровне.

Гастрономически Пекин безоговорочно прекрасен. Праздник "прощай, талия", который всегда с тобой :)

Так в Москве тоже вроде как "поздние ужины" не стройнят.

Нам дворцов и денег заманчивые "разводы", не заменят никогда свободы ...

Почитайте русскую литературу, русские народные сказки, послушайте русские песни и

всё станет на свои места.

Русский человек на генетическом уровне является носителем жизненной мудрости,

которая заключается в том, что человек не должен ни на кого работать.

Суть бытия Земного - "построить дом, посадить дерево и вырастить сына" !!!

Жизнь в небоскрёбе с видом на очередной ярус развязки и "аромат" угарного газа,

не могут вызывать восторга у любого здравомыслящего человека.

Чувствует Русский человек Западный "развод", результаты которого уже налицо

в Америке и в Европе, придёт время и Китая тоже ...

Как говорится: что немцу или китайцу хорошо, то русскому смерть;

так давайте не будем убивать сами себя ...

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав

Вы уверены, что русского человека убивает именно работа?

А что ж тогда хорошо для русского человека?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Юлия Побитова

Пора возвращаться к своим Ведическим корням ...

Почитайте о Ведическом мировоззрении славян,

о Ведической культуре и традициях - ничего придумывать не надо,

всё уже давно придумано ...

Угарного газа в Пекине заметно меньше, чем в мудрой Москве.

На дом нужны деньги - строить и содержать, за деревом нужно ухаживать, сына нужно кормить, одевать и обувать. Или на все это есть русская женщина? 

На всё это крепкая Русская семья, родственники и друзья, как всегда и было ...

Но исходя из того, что Вы написали до этого, родственники и друзья тоже должны быть носителями мудрости недеяния. Впрочем, это ведь китайская мудрость. Книжка с цитатами рядом лежит.

Не работать на кого-то, не значит - не работать вообще ...

Источник: справочник Фонаревского.

ПС: Притча для любознательных Демон Кратий !!!

http://pritchi.ru/id_2054

Демонкратия - добровольная форма рабства ...

главное, тока на печи не залежатся до фанатизма.. )

если б он строил дом, а то ведь все норовит на "щуку" скинуть, или конька какого с горбом запрячь. ;)

Ирина,

наши предки пирамидки по всей Земле понастроили

(Египет, Мексика, Китай, Бермуды, Южная Америка и т.д.),

да такие, что до сих пор учёные не могут понять их "не земные" технологии.

Что ж мы домик себе такой 2-х, нет, 3-х этажный, не осилим ...

это действительно экономическое чудо!

То есть НЕ РАБОТАЯ ни на кого, мы можем осилить 3-х этажный домик? Малюсеньку таку хатыночку? 

А мы глупые головы ломаем.

Ну и как? Учите...

Человек получает доступ к серьёзным Знаниям только лишь достигнув

определённого Духовного уровня, дабы на радостях чего-то не натворил.

Ещё не время ...

Для начала притча Демон Кратий !!!

http://pritchi.ru/id_2054

Демонкратия - добровольная форма рабства ...

Интересно, в руководстве государственных органов власти Китая присутствуют выходцы из армян, евреев, грузин?

Подскажите, будьте так любезны: а куда и как может человек "выйти" из евреев, армян или грузин?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

А куда ему захочется, и Вы тому, пример.

Мне никуда не хочется выходить из евреев.

Да и в руководстве России я отродясь не присутствовал ни в каком качестве.

Вы ещё всеми нами покомандуете, какие Ваши годы!

в Абрамовичи, Березовские и Патаркацишвили, гггг...

в Чичваркины, Прохоровы, Лужковы, Потанины....да мало ли хороших русских фамилий? ;)

Выйти из евреев в хорошие русские фамилии? Смешно. Спасибо.

Пока вы ищите виновных евреев, китайцы строят хорошую жизнь. Не смешно! Право, не смешно.

Эту реплику поддерживают: Игорь Уткин

вы где-то увидели, что ищу евреев? я ответил на заданный мне вопрос. а вы уже дальше нафантазировали.

Если не правильно Вас интерпретировал - извините. Но из контекста следовало именно это.  

Ирина, ищут блох, а людей разыскивают.

Чичваркин не очень даже русская фамилия.

Согласен, увы, со всем. Разве что в отличие от вас очень люблю Пекин - мне он совсем не кажется депрессивным. Удивительная архитектура и замечательное сочетание трудолюбия с неторопливой жизнью и умением ей наслаждаться.

Эту реплику поддерживают: Юлия Побитова

А может, у них уже тихой сапой того.. коммунизм наступил?

не! они отрабатывают социал-капитализм модель на свободных экономических зонах, и все к идет к этому. к повсеместному обогащению. народ вкусил и вкушает.

Деньги есть? Тогда не наступил.

Антон, а может дело не только в верховном поощрении коррупции, а и в том, что сами граждане России гордятся «успехами» чиновников: типа, о у Абрамовича самая большая яхта, о! еще один королевский футбольный клуб принадлежит русскому, о! купили уже 5% фейсбука, мы им покажем! И т.д. Зачем работать а потом гордиться, если можно просто гордиться, пусть и не своим?

Есть такая буква!

Многие мои сотрудники высказывают эту кич-идею - НЕ ВАЖНО , ЧТО У НАС ЗАРПЛАТА МАЛЕНЬКАЯ, ГЛАВНОЕ СТРАНА КАКАЯ! МЫ ИМ ВСЕМ....

Китайцы тоже неслабо гордятся своими инвестициями в иностранные экономики. Японцы в США инвестируют триллионы. Про нефтяной арабский восток вообще молчу. Так что в экспорте капиталов нет ни намёка на русскую специфику, это абсолютно нормальный в условиях глобализации процесс. Тот факт, что российская интернет-компания заработала на Mail.Ru, Одноклассниках и вКонтакте достаточно денег, чтобы вложиться в Facebook — вполне реальный был бы повод для гордости, если поверить, что это собственные деньги DST, а не фронтирование околовластных капиталов неустановленного происхождения.

Эту реплику поддерживают: Слава Баранский

Я только вчера вернулась из Пекина. Мне посчатливилось побывать на подписании меморандума о соглашении по вложению китайских инвестиций в бельгийский порт Остэнде. Да-да, иенно так! Бельгийцы (точнее фламандцы, но это отдельная история) много работают над тем, чтобы привлечь китайские инвестиции в экономику Фландрии. И радуются, когда преуспевают. Подписывал меморандум сам министр-президент Фландрии.

А еще в процессе сопутсвующих светских бесед было очень интересно услышать историю про то, что лет пятнадцать назад во Фландрии начались разговоры, что пора построить новое скоростное автокольцо вокруг Антверпена, а в Шанхае начали строить супер-город. Супер-город - именно такой, каким его описал Антон - успешно за 15 лет постролили. А мы так и обсуждаем, как бы сделать новое кольцо вокруг Антверпена.

Китайцы поразили меня, в первую очередь, тем, что если они уж что-то решили и делают, то это ДЕЛАЕТСЯ. А не перетирается, перкуривается, и т.д.

Один рассказал вроде бы как правдивую историю, что каждый кирпич в Великой Китайской стене имеет клеймо мастера. Это было сделано для того, чтобы можно было идентифицировать источник некачественной работы, если, вдруг, кирпич начнет выкрашиваться. Потому что тогода будет понятно, кого за это надо наказывать. Они со смехом говорят, что это источник современного QT - Quality Control.

Эту реплику поддерживают: Юлия Побитова

А еще они никуда не торопятся ибо у них в запасе вечность. Вот бы нам научиться мыслить веками и работать на долговечные перспективы. Да. Притом.

http://www.forbesrussia.ru/column/50377-kitaiskie-banki-ekonomicheskaya-mina-zamedlennogo-deistviya

Мы ценим зрительный эффект. Многие страны не имеют таких "зрелищных" диаграмм, но качество жизни - нам и не снилось!

15 лет и крупнейшее метро в мире!!!

В Красноярске за 20 лет 2 канавы, вечно стоящие ж/б уродливые заборы в центре в большой буковкой М.

Антон, а вдруг на руке у российских чиновников не оригиналы, а реплики за $300. Получается - зря наезжаете :)

Вы зря по ссылке из текста не наведались.

Там есть прямой ответ на Ваш вопрос, непосредственно из уст швейцарского производителя часов за миллион долларов.

.

Можно, конечно, допустить, что они подлинники хранят в сейфах, а на руке носят реплику за $300. Но дальше ведь придётся предположить, что и "Майбахи" и у них поддельные, и яхты в Монте-Карло, и дома на Рублёвке, и поместья в StJean Cap Ferrat... 

Китайцы еще очень азартные. Меня поразил внешний вид жокей-клуба в Пекине. Сразу видно - любимое и очень богатое место.

Александр Романихин Комментарий удален