Алексей Байер: День, когда отдают долги

В своей книге «Еврейский век» наш калифорнийский соотечественник Юрий Слезкин приводит такой пример. Китайские лавочники в малайских или тайских деревушках весь год говорят на местном языке и одеваются по местному обычаю. Однако после сбора урожая, когда они приходят требовать выплату долгов, накопившихся у крестьян в течение года, они одеваются «по-китайски» и разговаривают с грубыми китайскими интонациями, подчеркивая тем самым свой статус «чужаков»

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

В своей книге «Еврейский век» наш калифорнийский соотечественник Юрий Слезкин приводит такой пример. Китайские лавочники в малайских или тайских деревушках весь год говорят на местном языке и одеваются по местному обычаю. Однако после сбора урожая, когда они приходят требовать выплату долгов, накопившихся у крестьян в течение года, они одеваются «по-китайски» и разговаривают с грубыми китайскими интонациями, подчеркивая тем самым свой статус «чужаков».

Наверное, человеческая натура не очень еще свыклась с идеей бизнеса — с системой отношений, которая измеряется деньгами и нацелена на прибыль. Наше детство нас к этому не очень хорошо готовит: в семье родители нас кормят и одевают безвозмездно и любят нас за просто так. Даже школа, при всей ее конкурентности, — это скорее семья или братство. И вот мы выходим в мир, в котором все определяется совсем не нашими непреходящими душевными качествами, а наличием у нас денег и навыков их делать.

В России, после 80 с лишним лет официальной пропаганды против частной собственности, прибыли, частного предпринимательства и даже денег, а также бытовавших в стране неофеодальных отношений и люмпенизации общества, отношение к бизнесу остается вполне негативным. Более того, как в любой малоразвитой нефтяной державе, большая часть «частного» бизнеса и личного богатства определяется способностью присосаться к нефтяной трубе, что в свою очередь функция тех же неофеодальных отношений — кто с кем состоял в каком дачном кооперативе.

Поэтому, наверное, для людей бизнеса, для настоящих предпринимателей, которые что-то строят, создают и производят, так необходимо заниматься благотворительностью и филантропией, делать добрые дела или, по распространенному американскому выражению, give back to the community — отдать долг своей общине, обществу.

Добрые дела не проходят незамеченными. Вот, например, житель Вологды нашел тут недавно на дороге 3,5 миллиона рублей, которые обронила Почта России. Отнес их в милицию и за это был вознагражден ценным подарком — автомобилем «Лада-Калина».

Но День спонтанного проявления доброты, который отмечается 17 февраля, не про это. Это день СПОНТАННОГО проявления. Без мысли о том, что нам за это будет. Поэтому мы предлагаем бизнесменам — участникам проекта «Сноб» отдать час своего времени кому-то безвозмездно. Или как-то иначе отдать частицу своего долга обществу.

Если вы планируете таким образом отметить День Pro Bono, напишите нам как, а затем расскажите, как это происходило и какие у вас от этого остались ощущения. А также, если вы занимались или уже сейчас занимаетесь благотворительностью, напишите нам сюда, что вы делаете.

Pro Bono Day в проекте «Сноб»,

в темблоге «Здоровье»,

в темблоге «Наука»,

в темблоге «Как жить».

Комментировать Всего 33 комментария

Как мне заметили мои друзья из Вологды, находчивый вологжанин был не один и решил, что двое его спустников явно где-нибудь проболтаются о находке:)

Ага.

Но что принудило ментов расстаться с такой добычей, вот вопрос.

Впрочем, он всё равно - молодец.

А я на "Эхе Москвы", кажется, слышал: этому доброму человеку от "Почты России" обломилось лишь благодарственное письмо и предложение бесплатной подписки аж на ДЕСЯТЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ изданий (видимо, на ЦЕЛЫЙ год!). Или "все врут календари"?

Ну в принципе он не должен был ни на что рассчитывать.

Благодетель сама по себе вознаграждение.

Эту реплику поддерживают: Ариэль Лотоцкий

Боюсь, Вы

идеализируете современного советского (зачеркнуто) российского человека... Впрочем, я также склонен наивно видеть в людях лучшее. Меня более удивила реакция "Почты России". Лада-Калина - еще куда ни шло...

Периодические издания были бы лучше. Целый год он и его семья имели бы возможность самосовершенствоваться.

Увы, не соглашусь.

Даже, если бы Он и Его семья выбрали бы "The New York Times". Опять процитирую: "Все врут календари!"(Фамусов, кажется?) . Уж лучше подписка на "Сноб" - хотя тоже, не факт...

Такие дела... 

Да какое же это вообще доброе дело? Найти чужое и сдать в милицию - это нормально. 

"День Pro Bono"

Буквально вчера послал письмо кровопийце адвокату в поддержку его клиентки беженки. Pro Bono. Надо проверить не содрал ли он с неё за это. Вполне может быть.

Делать такое регулярно - не могу. Ко мне в кабинет будет не протолкаться и заниматься своей работой - будет просто невозможно.

Регулярно наверно мало кто из нас может это делать

У меня совершенно времени не хватает

По-русски книга Слезкина вышла под названием "Эра Меркурия"...

Да, в словах "Еврейский век" что-то по-русски кроется. Смешно, что книга ну совсем не про Меркурия. Хотя в первой главе Меркурий да, упоминается.

На мой сугубо незаинтересованный взгляд (в смысле - к бизнесу никакого отношения не имеб), некорректена сама постановка вопроса, что успешный бизнесмен(вумен тоже) что-то кому-то автоматически должен. Благотворительность - вовсе не отдача долгов, мотивация совсем другая. 

Я не очень рад этому заголовку. Потому что это неточный перевод фразу "give back to the community". что не совсем то же самое, что "repay my debt to the community".

Но в чем то это долг. Мы все выходим из существующей системы, и если я в ней преуспел, наверно я должен ей что-то вернуть. Так всегда считалось, но сегодня в США, к сожалению, люди даже налогов не хотят платить.

Сам я три месяца делал один проект Про Боно

Тут есть издательство, которое издает русскую литературу в английском переводе. Мне всегда казалось, что это очень важное и нужное начинание. Они меня попросили перести одного современного автора. Денег у них на это не было, и я взятлся за просто так. Но теперь выяснилось, что они получили деньги от одного российского филантропического фонда на публикацию этой книги, и моя благотворительнось, похоже, сразу кончилась. Можно ли это считать вознаграждением за добрый поступок--не знаю. Это не Лада-Калина, конечно

Сама идея такого дня

мне представляется дикой - не менее, чем праздник 8-го марта. Православный должен творить добро постоянно - и никому никогда об этом не сообщать.

Но если кому окажется полезным - готов давать бесплатные советы по привлечению корпоративных кредитов и проектного финансирвания, равно как прямых и венчурных инвестиций. И 17-го, и в любой другой день. Правда, толку от них не так много: помимо того, ЧТО делать, надо знать КАК. А это советом не передаётся. Но уж что имею: такова моя профессия.  

Могу также учить жизни:)). 

UPD.

Относительно профессии - сразу не сообразил, что помимо названого выше, могу ещё давать заключение и полезные советы по всему комплексу ведения бизнеса: финансам, менеджменту текущему и стратегическому, маректингу и т.п. Это составная часть нашей работы, когда мы ставим новый бизнес (то есть даём/привлекаем деньги в инвестиционный проект и помогаем его отладить всесторонне) или вытаскиваем предприятие, попавшее в долги, из кризиса.

Полезно могло бы быть владельцам и генеральным директорам, которым обычно невозможно обсудить подобные проблемы с подчинёнными - да и кто посмотрит на их дело со стороны?

У нас есть  то преимущество перед консультантами по управлению, что мы сами инвесторы/привлекатели денег/предприниматели - и смотрим на дело именно с этих позиций,т.е. от конечного результата. И не зарабатываем консультациями в принципе.

Владимир, мне идея не предствяется дикой только потому, что мы конечно ДОЛЖНЫ проявлять доброту, делать добрые дела, помогать бедным и утешать удрученных. Но мы в дыму повседневности этого не делаем. И день этот напиминает нам о наших обязанностях. Ну, тем из нас, кто забывает.

И 8 марта тоже. Конечно, среди большинства наших друзей и людей нашего, скажем, круга, это такой даже несколько идиотский праздник, в который необходимо дарить цветы лишь потому, что если не подаришь это некая демонстрация. Но есть люди, общества, слои обществ, которые женщин реально бьют и эксплуатируют. Ни в грош не ставят. Кто по религиозным соображениям, кто по социальным, кто по злобе, кто по отсутсвию образования/воспитания. Для напоминания о таких людях и был создан социалистический этот праздник.

"тем из нас, кто забывает"

Чем "практически" хорошо воцерковление? Ежедневное правило включает поутру напоминание о том, чтобы делать добрые дела, а вечером - покаяние в злых и  несделанных добрых. Невозможно забыть:)). 

Атеистам на заметку:)) - если уж не молитесь Господу, хотя бы самим себе напоминайте ежедневно, что надо делать добрые дела и не делать злых. Ни от кого не убудет. 

Что же до диких праздников, приятно, что Вы, Алексей, стараетесь увидеть хорошее даже в самом странном празднике. Я тоже так стараюсь мыслить и действовать, извлекая добро из всех обстоятельств. 

Но исторические и идеологические корни 8 марта, полагаю, совершенно в ином, и от подлинного добра далеки. Впрочем, это совсем не по теме. 

Конечно, День Про Боно

Это светский праздник.

Но и в религиозном отношении в этом тоже можно узреть добро. В том смысле, что это напоминает нам, что делать добро ближнему--неот'емлемая часть практически всех религий, и что нас большее об'единяет, чем разделяет, и что следуют быть терпимым как к другим верам, так и безверью.

Владимир Владимирович, Вы представляетесь мне человеком, который поможет мне понять смысл столь модного в последние три года слова "Воцерквление"...

Это что такое, почему я его раньше не слышал? В силу неграмотности своей?...

А про добрые дела -- Вы правы  -- их делать надо! Чего про них трендеть-то. Что Господу, что окружающим. Все сами увидят...

С уважением, Олег

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я бы еще хотела добавить к размышлению на тему, делиться своими хорошими делами или нет. Я вот недавно поделилась с приятельницей своим опытом про-боно, и теперь она тоже в этом иногда принимает участие. И уже только ради этого стоило рассказать, разве нет?  

разве нет

На этот счёт спросите у духовного отца Вашего.

Dictum sapienti sat est

На этот тему (да и на другие, собственно) я спрашиваю не отца духовного, а в первую очередь свою совесть. Так как от Бога имею и совесть, и мозги. 

от Бога имею и совесть, и мозги

я тоже - вроде бы имею.

Но самоуверенности Вашей завидую.

Завидовать, кажется, грех? :)

Не совсем. Сказано - не возжелай жены ближнего твоего. 

Я завидую, не желая отнять у Вас самоуверенность:)).

Не подпадает. 

Воцерковление

могу пояснить, только как понимаю сам. Весьма несовершенно. Думаю, идея - в том, что человек включает себя в Церковь (в широком смысле слова).

С виду же - начинает посещать службы, ходит на исповедь и к причастию, ежеденвно утром и вечером вычитывает правило (молитвы), соблюдает посты.

Старается совершать добрые дела, не только подаянием, но и действием личным. Скажем, походом в детский дом или больницу. Как умеет.

Положено обрести духовного отца (священника - лчиного наставника в вере). Который подскажет, что и как делать, как молиться, как с грехами бороться и прочее. Как соблюдать пост - и если, скажем, здовровье препятствует - то даст  разрешение от особых строгостей (позволит кефир пить, кто желудком страдает:)).  

Обязательно читать духовную литературу, образовываться. Необходимо также входить в общение с братьями и сетсрами, посещающими тот же храм, на предлмет совместных благих действий ("общественой работы"), порой и для времяпровождения. 

Да, у нас большинство народа кефир без рарешения батюшки пьет. Да и то -- с бодуна.
Да и то -- с бодуна

Очень разумно - поправлять "флору" кичешника, повреждённую алкоголем, кефирной палочкой и пр. 

Народ знает, что делает.

Мой отчёт про день добрых дел:))

Был весь день занят - а на мои предложения выше в этом блоге охотников не нашлось. 

С другой стороны, два дела, в которых участвовал, можно толковать как общественную работу. 

Первое - участие в обсуждении Стратегии инновационного развития 2020 в ТПП РФ (здесь - интересно, вычислит ли меня кто на первой, верхней фотографии?).

Второе - встреча в ВШЭ по вопросу создания семинара по инновационно-венчурной тематике.

Однако оба эти мероприятия - в целом в русле моего дела, так что совершенно бескорыстными их полагать невозможно.

Но - за вычетом кое-каких текущих вопросов , ни на что больше времени и не оставалось. (Надо учесть 3+ часа в город и обратно, прямо как у типичного жителя Нью-Джерси:)) ).

Так что всё было Bono. Но лично никому помочь не удалось. 

Солидарен с вами, Владимир.

Тоже мой почин мало кто тут поддержал. Хотя все же ответ был какой-то. И то хорошо.