«Мастерская» представляет Европу в виде единого культурного пространства, где больше нет никаких стен и преград — по крайней мере, для творческой свободы. Председатель жюри конкурса, известный искусствовед Екатерина Деготь, объяснила проекту «Сноб», как отбирались работы и какие из них ей понравились больше всего.

 

Лишь немногие из представленных проектов были напрямую связаны с падением Берлинской стены — например, инсталляция в виде ее обломка, который придавил собой несколько человек. Николай Олейников снял для выставки фильм о событиях 1968 года в Париже на материале Москвы-2009. При чем тут Берлинская стена? Оказывается,  она — в «общем европейском контексте». Олейников рассказал, как финансировался его проект.

 

Для участия в выставке из 200 художников было отобрано 20, в их числе — Никита Алексеев, Гор Чахал, Константин Звездочетов, Диана Мачулина, Валерий Чтак. Проект художницы Ирины Кориной, представлявшей в этом году Россию на Венецианской биеннале, не взяли под тем предлогом, что «ее и так слишком много».

 

Мнения о творчестве художников высказывались самые разные и порой резкие. Юрий Аввакумов вообще назвал выставку «студенческим детсадом».

 

А Василию Бычкову понравилось, что на выставке было мало искусства.

 

Действительно впечатляет в «Европейской мастерской» само пространство ЦДХ. Памятник архитектуры предстал без лишних стен и перегородок, они пали, как и Берлинская стена. Возможно, поэтому самой яркой работой многие признали модель ЦДХ, сделанную Сашей Ауэрбах из старых столов и стульев. Были и другие любопытные экспонаты.

 

Подвыпившие художники — преимущественно из тех, что не отобрались на выставку, — бродили в этом огромном пространстве и говорили о неудаче проекта. Их рассуждения резюмировал арт-куратор Николай Палажченко, известный в народе как Спайдер: «Я про искусство не высказываюсь, слишком много флагов ЕС. А вообще все — говно».