Недавно я сидел у себя в офисе в Нью-Йорке. В браузере у меня был открыт «Фейсбук», в который я иногда заглядывал. В Москве шли «народные гуляния». В какой-то момент в моей френдленте прошло сообщение о том, что свинтили дочь моей школьной приятельницы. Я быстро проверил ее страницу — она таки была на Чистых прудах. Тогда я срочно позвонил приятельнице. Тут же на странице дочери кто-то написал, что свинтили ее однофамилицу. Вскоре и она сама появилась на своей странице с мобильника и призвала меня «не сеять панику».

За каких-то 100 месяцев своего существования (сайт появился в феврале 2004 года) «Фейсбук» молниеносно, как средневековая эпидемия чумы, растекся по миру и стал неотъемлемой частью нашей жизни. 901 миллион пользователей заходят на свою страницу хотя бы раз в месяц. Если учесть, что в Китае «Фейсбук» запрещен, что в мире много детей и стариков, что 2,5 миллиарда человек живут меньше чем на 2 доллара в день, а миллиард и вовсе неграмотен, то получается, что практически все, у кого есть доступ в интернет, имеют страничку в «Фейсбуке».

Статистика у этой сети вообще поразительная. Ежедневно на нее заходят 525 миллионов человек, отмечаясь двумя миллиардами лайков и миллиардом комментов и загружая 300 миллионов фотографий. Но самое главное, что пользователи «Фейсбука» составляют весь мировой потребительской рынок. Уже одно это делает сеть привлекательной для инвесторов.

Собственно, вся эта дорогостоящая, сложная, хитрая и технически продвинутая паутина и создана не для того, чтобы я мог узнать, сколько дочерей у моего бывшего соседа по студенческому общежитию, или дать мне возможность, на зависть моей френдленте, разместить свои фото на фоне Тадж-Махала, а чтобы собирать обо мне информацию и продавать ее рекламодателям. «Фейсбук» продает сведения о нашем возрасте, семейном и социальном положении и вкусах. Это знание позволяет компании вывести рекламодателей на их целевую аудиторию.

В прошлом году оборот «Фейсбук» достиг 3,7 миллиарда долларов, причем почти 90% этой суммы было заработано на рекламе. Каждый пользователь сети в США, сам не потратив на «Фейсбук» ни цента, принес компании в 2011 году 9,5 доллара, в Европе — чуть меньше пяти, а в Азии (не считая Китая) — 1,79 доллара. Средний пользователь «Фейсбука» обошелся рекламодателям в 4,34 доллара.

Брокеры, которые принимают заказы на акции «Фейсбука», сообщают, что спрос очень высок, особенно среди малых инвесторов. По начальной цене в диапазоне 28-35 долларов за акцию он уже превысил предложение. «Фейсбук» уже поднял цену до 34-38 долларов, и, скорее всего, акции в первые дни подскочат еще, и довольно сильно. Когда год назад Linked-In, значительно меньшая по размеру социальная сеть, вышла на рынок с акциями по 45 долларов, их цена быстро утроилась. Правда, в конце года она упала до 55 долларов, затем опять удвоилась, но скоро, вероятнее всего, опять упадет. Спекулянтам раздолье, а для нормальных инвесторов головная боль. Поэтому менеджеры пенсионных и паевых фондов к подобным разрекламированным размещениям относятся очень осторожно. Иногда это лишает их возможности заработать. Google вышел на рынок с ценой 85 долларов за акцию в августе 2004 года — почти тогда же, когда появился «Фейсбук». В конце 2007 года акции поисковика достигли почти 800 долларов, да и сегодня торгуются выше 600.

Получится ли то же самое у «Фейсбука», никто не знает. Сама по себе статистика привлечения пользователей мало что значит. Yahoo хвастает, что сайты компании посещает 700 миллионов человек ежемесячно. Тем не менее Yahoo — фирма хоть и прибыльная, но застойная, и акции ее, после того как лопнул интернет-пузырь в 2000 году, так и не выросли.

Google намного более успешный пример, но компании удалось сохранить долю рынка своего поисковика, несмотря на то что с ним конкурирует Microsoft со своим Bing, вкладывая в это большие деньги. «Фейсбук» тоже может потерять аудиторию. Конкурентов на рынке социальных сетей достаточно, включая ту же Linked-In и Google-Plus. Все помнят расцвет MySpace и ее быстрый закат, несмотря на финансирование Руперта Мердока, а в памяти россиян еще свеж ажиотаж вокруг «Одноклассников».

Если что-то и появится на рынке, что убьет «Фейсбук», это будет, скорее всего, связано с защитой частной информации. Потому что если «Фейсбук» ничего не будет знать про меня, своего пользователя, его бизнес-модель накроется медным тазом.

Моему кузену, морскому пехотинцу, который сейчас служит на одной из отдаленных баз в Афганистане, запрещено выходить на «Фейсбук». Если даже Пентагон боится, что Цукерберг со товарищи соберут слишком много информации о военнослужащих, включая их местонахождение, то меня лично эта ситуация совсем не устраивает. Причем «Фейсбук» далеко не единственная фирма, собирающая обо мне сведения. Их собирает моя телефонная компания, банки, чьими кредитными карточками я пользуюсь, «Амазон», где я покупаю книги и музыку, и т. д.

Но это все цветочки. Те же технологии позволяют следить за нами и многочисленным шпионским организациям. Мы радуемся, что через «Фейсбук» и «Твиттер» можно организовывать «арабскую весну» и «марши миллионов» и создавать группы единомышленников во всем мире, не очень отдавая себе отчет о том, кто еще отслеживает нашу политическую деятельность и с какой целью.

В информационных технологиях, как в военном деле, прогресс движется вперед в постоянной борьбе между атакой и защитой. Сегодня побеждают захватчики — те, кто со все большей настойчивостью вторгается в нашу «прайвеси». Но придет время, и будут разработаны системы защиты, которые построят вокруг нас непроницаемую стену. Которую «фейсбуки» будущего опять начнут настойчиво долбить.

Пока же в четверг, 18 мая, можно будет купить пару сотен акций одного из главных агрессоров против нашей «прайвеси». В конце концов, мы всего лишь покупаем частичку самих себя.