Алексей Байер /

Что продает «Фейсбук» инвесторам

Самая большая социальная сеть готовится к самому мощному размещению акций со времен создания интернета. 18 мая будет продано более 10% акций компании, что даст ей рыночную стоимость почти в 100 миллиардов долларов. Нажмите «мне нравится», если вы собираетесь инвестировать в ее акции

Иллюстрация: Сноб.Ру
Иллюстрация: Сноб.Ру
+T -
Поделиться:

Недавно я сидел у себя в офисе в Нью-Йорке. В браузере у меня был открыт «Фейсбук», в который я иногда заглядывал. В Москве шли «народные гуляния». В какой-то момент в моей френдленте прошло сообщение о том, что свинтили дочь моей школьной приятельницы. Я быстро проверил ее страницу — она таки была на Чистых прудах. Тогда я срочно позвонил приятельнице. Тут же на странице дочери кто-то написал, что свинтили ее однофамилицу. Вскоре и она сама появилась на своей странице с мобильника и призвала меня «не сеять панику».

За каких-то 100 месяцев своего существования (сайт появился в феврале 2004 года) «Фейсбук» молниеносно, как средневековая эпидемия чумы, растекся по миру и стал неотъемлемой частью нашей жизни. 901 миллион пользователей заходят на свою страницу хотя бы раз в месяц. Если учесть, что в Китае «Фейсбук» запрещен, что в мире много детей и стариков, что 2,5 миллиарда человек живут меньше чем на 2 доллара в день, а миллиард и вовсе неграмотен, то получается, что практически все, у кого есть доступ в интернет, имеют страничку в «Фейсбуке».

Статистика у этой сети вообще поразительная. Ежедневно на нее заходят 525 миллионов человек, отмечаясь двумя миллиардами лайков и миллиардом комментов и загружая 300 миллионов фотографий. Но самое главное, что пользователи «Фейсбука» составляют весь мировой потребительской рынок. Уже одно это делает сеть привлекательной для инвесторов.

Собственно, вся эта дорогостоящая, сложная, хитрая и технически продвинутая паутина и создана не для того, чтобы я мог узнать, сколько дочерей у моего бывшего соседа по студенческому общежитию, или дать мне возможность, на зависть моей френдленте, разместить свои фото на фоне Тадж-Махала, а чтобы собирать обо мне информацию и продавать ее рекламодателям. «Фейсбук» продает сведения о нашем возрасте, семейном и социальном положении и вкусах. Это знание позволяет компании вывести рекламодателей на их целевую аудиторию.

В прошлом году оборот «Фейсбук» достиг 3,7 миллиарда долларов, причем почти 90% этой суммы было заработано на рекламе. Каждый пользователь сети в США, сам не потратив на «Фейсбук» ни цента, принес компании в 2011 году 9,5 доллара, в Европе — чуть меньше пяти, а в Азии (не считая Китая) — 1,79 доллара. Средний пользователь «Фейсбука» обошелся рекламодателям в 4,34 доллара.

Брокеры, которые принимают заказы на акции «Фейсбука», сообщают, что спрос очень высок, особенно среди малых инвесторов. По начальной цене в диапазоне 28-35 долларов за акцию он уже превысил предложение. «Фейсбук» уже поднял цену до 34-38 долларов, и, скорее всего, акции в первые дни подскочат еще, и довольно сильно. Когда год назад Linked-In, значительно меньшая по размеру социальная сеть, вышла на рынок с акциями по 45 долларов, их цена быстро утроилась. Правда, в конце года она упала до 55 долларов, затем опять удвоилась, но скоро, вероятнее всего, опять упадет. Спекулянтам раздолье, а для нормальных инвесторов головная боль. Поэтому менеджеры пенсионных и паевых фондов к подобным разрекламированным размещениям относятся очень осторожно. Иногда это лишает их возможности заработать. Google вышел на рынок с ценой 85 долларов за акцию в августе 2004 года — почти тогда же, когда появился «Фейсбук». В конце 2007 года акции поисковика достигли почти 800 долларов, да и сегодня торгуются выше 600.

Получится ли то же самое у «Фейсбука», никто не знает. Сама по себе статистика привлечения пользователей мало что значит. Yahoo хвастает, что сайты компании посещает 700 миллионов человек ежемесячно. Тем не менее Yahoo — фирма хоть и прибыльная, но застойная, и акции ее, после того как лопнул интернет-пузырь в 2000 году, так и не выросли.

Google намного более успешный пример, но компании удалось сохранить долю рынка своего поисковика, несмотря на то что с ним конкурирует Microsoft со своим Bing, вкладывая в это большие деньги. «Фейсбук» тоже может потерять аудиторию. Конкурентов на рынке социальных сетей достаточно, включая ту же Linked-In и Google-Plus. Все помнят расцвет MySpace и ее быстрый закат, несмотря на финансирование Руперта Мердока, а в памяти россиян еще свеж ажиотаж вокруг «Одноклассников».

Если что-то и появится на рынке, что убьет «Фейсбук», это будет, скорее всего, связано с защитой частной информации. Потому что если «Фейсбук» ничего не будет знать про меня, своего пользователя, его бизнес-модель накроется медным тазом.

Моему кузену, морскому пехотинцу, который сейчас служит на одной из отдаленных баз в Афганистане, запрещено выходить на «Фейсбук». Если даже Пентагон боится, что Цукерберг со товарищи соберут слишком много информации о военнослужащих, включая их местонахождение, то меня лично эта ситуация совсем не устраивает. Причем «Фейсбук» далеко не единственная фирма, собирающая обо мне сведения. Их собирает моя телефонная компания, банки, чьими кредитными карточками я пользуюсь, «Амазон», где я покупаю книги и музыку, и т. д.

Но это все цветочки. Те же технологии позволяют следить за нами и многочисленным шпионским организациям. Мы радуемся, что через «Фейсбук» и «Твиттер» можно организовывать «арабскую весну» и «марши миллионов» и создавать группы единомышленников во всем мире, не очень отдавая себе отчет о том, кто еще отслеживает нашу политическую деятельность и с какой целью.

В информационных технологиях, как в военном деле, прогресс движется вперед в постоянной борьбе между атакой и защитой. Сегодня побеждают захватчики — те, кто со все большей настойчивостью вторгается в нашу «прайвеси». Но придет время, и будут разработаны системы защиты, которые построят вокруг нас непроницаемую стену. Которую «фейсбуки» будущего опять начнут настойчиво долбить.

Пока же в четверг, 18 мая, можно будет купить пару сотен акций одного из главных агрессоров против нашей «прайвеси». В конце концов, мы всего лишь покупаем частичку самих себя.

Комментировать Всего 35 комментариев

Согласен, что Facebook стал своего рода неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Но лично я сомневаюсь, что в ближайшее время у него появятся серьезные конкуренты. ТОгда они должны выступить с каким-то принципиально новым уникальным торговым предложением))

Вконтакте крут, ФБ - УГ.

Проблема лишь в том, что из одной соц. сети сложно перейти в другую - друзья-то остаются, как и вся цифровая и духовная информация.

Но существуют объективные причины - например, удобство пользования. Меня блюет от ФБ не только потому, что там нет музыки, но и из-за его отвратительного, мерзкого, ужасного и т.д. дизайна. Он НЕУДОБОВАРИМ, и именно поэтому мои знакомые, которые имеют аккаунты в ВК, фэйсбуком не пользуются, а те, кто завонили ФБ, обязательно потом завели и ВК.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков, Елена Привалова

духовная информация

— поясните этот термин, пожалуйста

Я имел ввиду "историю" с тем или иным ресурсом. Привычки, вложенные силы, а может, авторитет, узнаваемость.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Это разговор об инновациях, и он несколько всегда вилами по воде. Мы не знаем, куда пойдет новый виток технологий, да и пойдет ли вообще, пока этого не произойдет. Так оно и происходит. Кто то придумал новую модель, идею, систему, и она вдруг всех победила. Вот вы и Игорь обсуждаете альтернативы ФБ как соц сети. То естъ думаете о ФБ, толъко с хорошим, например, дизайном и музыкой. Кто то предлагает другие идеи, как ФБ может зарабатывать (нпаример, делатъ платными аккаунты, чья инфа не отслеживается). Но в том то и дело, что ФБ убъет нечно совсем совсем иное, совсем новое. Новый браузер например.

да, согласен. все разумные доводы линии развития с точки зрения логики или реалистического опыта может убить просто-напросто случайный эмпирический подход метода тыка. причём там, куда не ведёт ни одна логика, где не висит ни один щит безопасности. 

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина, Игорь Геращенко

Интересно, какова будет новая глобальная социальная сеть.

Впрочем, пример Гугла ярок.

Дивайс+Соц.сеть+Маркет+Браузер+Докс+вещи, о которых я даже не слышал, и все это завязано на одну почту.

Мне кажется, что именно подобная всеобъемлимость может убить ФБ, у которого нет ни поиска, ни возможности создания тех же опросников, ни Маркета для дивайсов, ни почты для бизнес переписки. При условии, что переход на новую соц. сеть будет относительного легок - например, путем синхронизации аккаунтов.

p.s. Спасибо за статью!

Спасибо, Игорь.

Трюк еще в том, что должна быть критическая масса друзей, чтобы все в довольно короткий отрезок перешли. А это не так просто. ФБ должна всех разозлить для этого.

Эту реплику поддерживают: Игорь Геращенко

Да, но уже было ясно, что что-то там провалилось

Morgan Stanley не поддерживал цену, т.е., явно ожидал обвала.

Это с одной стороны удар по их репутации, а с другой -- их это волнует? При этом заметим, что институты не покупали, сидели ждали.То есть побрили маленького инвестора, который сейчас усиленно продает. А МС чего? Ну пожадничал, ну запустил слишком много акций. Они не несут никакой реальной ответственности.

В принципе, мне это лишний раз подтверждает, что банки нужно регулировать.

При всем при том, может после сегодняшних потерь имеет смысл купить.Завтра-послезавтра акции поднимутся. Пузырь еще далеко не лопнул.

Побрили маленького

Я думаю как ни регулируй они найдут способ побрить маленьких особенно учитывая кто будет регулировать.

Насчет имеет смысл купить я бы не торпился. Их пока нельзя short а они уже падают. Мне кажется там уже нечего ловить. Покупать надо было до IPO а на IPO окэшиваться как говорит наш руководитель.

Да, это сделали инсайдеры, похоже, но интернетный пузырь в данный момент реальность, и акции ФБ вполне где то на $10 поднимутся за следующий месяц, я думаю. 

На самом деле Фейсбук сейчас главный конкурент Гугла.

Фейсбук предлагает рекламодателям более глубокую проработку аудитории, чем дает контекстная реклама Гугла.

Интересно было бы посмотреть на эффективность этой рекламы.

Про контекстную рекламу помню тоже дифирамбы пели, а на деле она оказалась не особенно эффективной.

Не думаю, что Гугль сегодня  может конкурировать с ФБ, только если  Гугль не продает сожержимое наших писем в гмейле. Я гуглем стараюсь не пользоваться, ему есть хорошая замена Скругл. =)

Но в целом, с развитием в ближайшие дни методов поиска и анализа,  у Гугля будет больше перспектив, чем у ФБ т.к. в гугль мы идем осознанно, вбивая конкретный запрос в поисковике и создавая ститистику, а в ФБ больше идет обсуждение и создание имиджа товарам/брендам.

А представляете что будет, если ФБ и Гугль объединятся?

Ну, об'еденятся они врядли. Гугл сам хочет создать Гугл Плюс, кстати, чтобы это об'единение у себя провести. Гугл вообще как бы фонд, который на деньги рекламы развивает другие бизнесы, например конкурента Скайпу. Но именно что потому что Гугл вездесущ, я думаю ему не удастся стать и тем, и другим, и третъим.

А про эффективность рекламы вы очень правы. И именно потому, что мы сами идем искать на Гугл. Это значит, что если я ищу например билеты на самолет в Париж, мне скорее всего будет интересно посмотреть отели, рестораны, магазины. На ФБ такого нет.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Воеводин

Гугль плюс уже год как существует =)) Но результаты не ахти... Социальная активность там низкая.

А про билеты и отели - это новая модель поиска "ассоциативная", я уже писал как она работает в своем блоге.

Не столько поиска, сколько рекламы. Немного другое.

А Гугл Плюс вы правы. Не очень успешен. Даже говорят Ларри Пейдж тоже вроде закрыл там свой аккаунт.

Алена, а чем мотивировано ваше мнение про неэффективность контекста? В России он занимает более 60% всего рынка интернет-рекламы. По миру сейчас точно не скажу, но доля очень значительная.

Не помню где читала статью про то, что смотреть то контекст люди бывает смотрят, но покупки из этого получаются нечасто.

И мол когда фб найдет алгоритм, который позволит монетизировать данные о пользователях, которые у него есть, он вынесет Гугл.

это не совсем понятно. У ФБ есть мой профайл некий, но поскольку я не хожу по корпоративным страницам, у него нет главной инфы про меня нет. И про большинство нет. Потому что через ФБ я ничего не ищу и ничего не покупаю. Да, я поеду в Париж и там выйду на ФБ, но для многих рекламодателей это будет уже поздно.

Реклама и вовсе не так эффективна. Как раньше, вам рекламировали в журнале Тайм сигареты Марлборо, хотя вы, допустим, либо малолетний читатель, либо вообще убежденный противник курения. Теперь, когда я пишу в гмейл, что например Петров приказал долго жить, гмейл мне подсовывает рекламу похоронных бюро. Но надо сказать я это терпеть не могу и принципиально пользоваться никогда не буду рекламой, которая "под меня" делается.

Просто видимо под Вас еще удачно ничего не сделали.

А так, я же пишу - когда научится монетизировать

Не все возможно монетизироватъ. Хотя современное общество и пытается.

Еще десять лет назад считалось, что никто никогда в жизни под реальным именем в интернет писать не будет

Ну, то что технология меняет общество это и понятно. Инновации же не исходят от спроса, а скорее наоборот. Известно, что когда изобрели телефон, считалось, что это главным образом для офисов штуковина. Потому что зачем в квартире телефон? Что я с ним буду делать. 

Нужна критическая масса, для любой деятельности. 20 лет назад Твиттером никто бы не пользовался. Потому что кому были бы интересны "мысли походя"? И кто бы хотел бы ими делиться?

20 лет просто не было возможностей и сервисов.

В 6 классе мне купили навороченый телефон со всеми примочками. Первый цветной телефон в школе! В итоге получилось, что я пользовался только 10% его функционала т.к. у окружающих были старые добрые сименсы а45,  и ни о каком информационном обмене рингтонами и картинками речи быть не могло. Так же у меня раньше всех появился комп, а потом и интернет -  тут аналогичная проблема была: зачем мне контакт и ЖЖ, если все мои друзья в нем не представлены?

Зато когда все поголовно присоединились к сети - началась совершенно иная жизнь...

Ну да,  и кстати история Персонального компа ровна такая, как ваша. Когда его изобрели не очень было ясно, что с ним делать. Ну, более совершенная пишущая машинка? Ну, можно рецепты для готовки держать. Потом изобрели Лотус 123, и бизнес начал пользоваться компами более активно. Но до Интернета компы были не очень полезными тем, кто не писал много.

Вот! Значит я не один это заметил! Хотел написать о такой штуке еще утром, но потом передумал... Все же гугль анализирует письма, печально...

Про рекламу разговор иной. Она м.б. и эффективна, просто методики подсчета эффективности рекламы не существует...

Он не анализирует, а автоматом выуживает ключевые слова. Все равно не очень приятно, по меньшей мере. Но что делать?

Смешно то, что не далее как вчера

Джи Эм отказался 2 рекламировать на ФБ. $10 мил. тратил он там на рекламу, и решил, что она неэффективна. Страницу, на которую он тратит $30 мил в год, оставил, а рекламу больше не будет размещать. Посмотрим, как это отразится на ИПО, тем более что Цукерберг (он бы удивился такому произношению своей фамилии) сам признался во время роуд шоу, что пользователи растут скорее, чем реклама. Но акции все равно подскочат на волне ажиотажа.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Что значит "Страницу, на которую он тратит $30 мил в год"?

Этого не может быть.

Может, наверно:

http://www.marketwatch.com/story/facebooks-gm-loss-may-weigh-on-ipo-2012-05-15

Да, но это не деньги, которые получит Facebook.

GM will continue to maintain its pages and online presence on Facebook, but that won’t earn Facebook any revenue.

http://www.trefis.com/stock/fb/articles/121071/gms-exit-may-signal-challenges-for-facebooks-ad-revenue-growth/2012-05-16

Уже давно читала, что многие компании предпочитают иметь просто страницу в Facebook  и платить за advertisement только на входе, они сбрасывают платные рекламы, как только страница достигает некоторого уровня популярности. Так что 30 м - операционный расход GM,  но не revenue FB.

А для меня лично ФБ - это зло, также как и Эппл. К сожалению, яблоками все-таки приходится пользоваться (кстати, что касается приваси, яблоки еще хуже - моя жена теперь всегда знает, где я, или вернее, где мой айфон), а вот в ФБ необходимости нет. Ну и слава Гуглу...

Ну, где мы находимся, Саш, скорее интересно женам, чем рекламодателю. Кроме самого мелкого, рестораны, бары. Гостинницы.

Эту реплику поддерживают: Марат Шахсуварян