20 книг, которые нужно прочитать до школы
[poll id="127" align="left"]
Вы можете выбрать, какие книги кажутся самыми важными вам, или добавить свой вариант в комментариях.
Майя Богданова:
Своим младшим читаю «Винни-Пуха», «Груффало» и «Маленького принца». Не потому что я думаю, что без них нельзя прожить, а потому что мне доставляет удовольствие их читать, а детям нравится слушать. Это такой вечерний ритуал общения — читать, болтать, обниматься, отвечать на бесконечные вопросы.
Старшая уже давно читает сама и то, что хочет. У нее сейчас в фаворитах Терри Пратчетт и Толкиен. Думаю, не худший выбор.
Моей самой любимой книгой в детстве была «Король Матиуш Первый», мои дети ее тоже читали.
Еще я бы посоветовал книгу Ивана Шмелева «Мой Марс». До революции Шмелев был достаточно популярен, а потом оказался в эмиграции и был почти забыт. «Мой Марс» — это такое детское окно во взрослый добрый мир. Книга о взаимоотношениях мальчика и собаки, где они общаются между собой, как отец и ребенок соответственно. Ее полезно почитать как детям, так и взрослым.
«Муми-тролль» — чудесная книга, которая развивает фантазию ребенка. И, конечно, произведения Ганса Христиана Андерсена. На моих детей очень большое впечатление произвела «Девочка со спичками».
Еще из любимых «Дядя Степа» — эта книга, кстати, помогает узнавать Москву.
Есть такой тонкий, но очень важный пласт русской литературы — поэзия обэриутов. И вот эту поэзию (в большей степени стихи Даниила Хармса, чуть в меньшей — Введенского и Олейникова), причем даже не обязательно детскую, хорошо бы начать читать детям вслух еще до того, как они научатся читать сами, прямо с того момента, как они научатся распознавать смысл родительской речи. А то и раньше. Эти стихи значительно лучше формируют вкус к слову (и даже к красоте ритма и звука), чувство юмора и прочие полезные интеллигентские качества, чем подпиленные под детский уровень рифмованные сюсюканья. Вообще, слухи о том, что детям какие-то книги может быть рано читать (или слушать), сильно преувеличены. И особенно это преувеличение касается поэзии.
Помню, как мой пятилетний средний сын с наслаждением декламировал Олейникова:
...Лев рычит во мраке ночи,
Кошка стонет на трубе,
Жук-буржуй и жук-рабочий
Гибнут в классовой борьбе...
...нисколько не смущаясь непониманием выражения «классовая борьба» и слова «буржуй».
Но. Если именно о книгах, то.
Лучшие дошкольные книги экранизированы в виде мультфильмов (причем многие — в виде мультфильмов совершенно гениальных), и что с этим делать, право, не знаю. Как объяснять малышу, что Карлсон — это не только то милейшее существо, что летает по экрану айпада, но еще и литературный герой, которого можно домыслить, представить по-своему, непонятно. Винни-Пух тоже потерян, поскольку, прежде чем научиться читать, всякий ребенок непременно ознакомится и с союзмультфильмовскими визуализациями, и с диснеевскими.
Кто остался не затронутым? Буратино — если не принимать во внимание отличный киномюзикл времен моего детства?.. Да, надо бы с ним познакомиться, но, по-моему, хулиганский деревянный мальчик этот в большей степени забавен, чем поучителен. Однако он ловко перепридуман советским графом и литературного вкуса ребенку точно не подпортит. А того, что в книжке все хорошие — бедные, а все плохие — богатые, ребенок не заметит, ежели не акцентировать.
Но благородный Айболит все же лучше — как в прозе, так и, опять же, в стихах.
Жуткие, жестокие сказки братьев Гримм (если неадаптированные)? Прохиндей Кот в сапогах? Лентяй Емеля и прочие Иваны-дураки? Ну, кстати, сказки — это хорошо, особенно если сказки разнокультурные... Но на некоторых детей они могут оказывать неизгладимое социофилософское впечатление...
Честно говоря, я не знаю, как составить рейтинг дошкольного чтения. Я, будучи лет шести от роду, наугад вытащил из шкафа том Ромена Роллана и тупо прочел страниц аж пятьдесят не помню какого романа, не поняв их и не запомнив совсем. Но ничего — выжил.
Анна Зарембо:
Не могу сказать, что есть какой-то «обязательный список», который ребенок должен освоить до школы.
Детей у меня нет. Но я уже почти 20 лет работаю с родителями как консультант и психотерапевт.
Тема книг для детского чтения всплывает в работе с родителями очень часто. Родители приходят озадаченные и озабоченные. Что читать? Как объяснить ребенку все те безобразия, которые творили Карлсон, Том Сойер или Эмиль из Леннеберги? А откуда берутся изверги-родители, выставившие Белоснежку, Спящую царевну, Ганса и Гретель в темный лес? Почему судьба так жестоко обошлась с бедной Русалочкой?
Я всегда подвожу родителей к вопросу: «А зачем вообще читать?» Чего же мы хотим? Обогатить словарный запас, приучить к чтению? Расширить представление о мире? Обсудить с ребенком какие-то конкретные ситуации, похожие на реальные? Просто побыть вместе? Это плюс, который есть всегда, главное — выдохнуть и запастись спокойствием и хорошим настроением.
Сказка и история — это еще одна реальность, в которую мы попадаем вместе с ребенком. И точно так же, как и в обычной жизни, мы можем попытаться оградить ребенка от нее. Можно ведь и не читать ребенку книги, которые вы считаете неподходящими.
Пугающие или неоднозначные для вас ситуации в книгах — это повод обсудить их с ребенком. Можно ведь поговорить о том, чем хорош такой друг, как Карлсон: всегда придумывает что-то новое, прилетает, когда Малышу одиноко, спасает его от Фрекен Бок, помогает поймать грабителей. И чем плох: бросает одного разбираться с родителями, затаскивает его на крышу и опять-таки бросает одного, обижается, когда что-то ему не по нраву, норовит все лучшее забрать себе и т. д. и т. п.
Стихийное обсуждение возникающих в книжке или в кино ситуаций — отличная тренировка на будущее. Если мы выбираем совсем «безопасные» книжки, то не учимся тому, что современному родителю нужно все раньше и все чаще — противостоять среде. Как только ребенок выходит из дома — в детский сад, в школу, на улицу, — нам все чаще приходится «отделять мух от котлет», сравнивать, а иногда и противопоставлять внутреннюю семейную систему ценностей с той, которая «снаружи». Так почему бы не потренироваться заранее, а не отбирать только «стерильные» книги?
Регина Иоффе-Кравиц, директор Еврейского культурного центра на Никитской:
Мы с коллегами по детскому центру «Тапуз» стараемся прививать детям семейные ценности, поэтому для детей дошкольного возраста рекомендуем следующие книги:
«Лучшая семья в мире», Сусанна Лопес (издательство «КомпасГид»).
«Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», Анне-Катрине Вестли (издательство
«Махаон»).
«Приключения Эмиля из Леннеберги», Астрид Линдгрен. Настольная книга любого шестилетнего проказника.
Сборник стихов Ирины Пивоваровой о животных «Жила-была собака» (издательство «Махаон»).
Книга-энциклопедия о бабочках «Синий махаон» Владимира Мурзина (издательство «Детская литература»). К сожалению, не переиздавалась с 1990 года. Автор, доктор физико-математических наук, написал эту книгу для старшего дошкольного возраста. В ней множество иллюстраций и завораживающих рассказов про разные виды бабочек — от стеклянницы до Морфо гекубы.
Катерина Мурашова:
Даже если ребенок в шесть лет умеет читать сам, все равно читать ему вслух обязательно.
Мой список такой: «Денискины рассказы» — психология младшего школьника, жизнь семьи, ребенку интересно и полезно, чуть-чуть на вырост.
«Маугли» — первые истории, о том, как он попадает к волкам и побеждает Шерхана, — прививка против ксенофобии, идея договора «Мы с тобой одной крови — ты и я», восторженное и уважительное отношение к джунглям, к миру природы.
Сказки братьев Гримм — в них есть какая-то сладкая архетипическая жуть, ассоциирующаяся именно с дошкольным детством, с сидением в сумерках, на печи, около плиты, у бабушки под боком.
Разумеется, своим детям я эти книжки читала.
Мария Генкина:
Мне кажется, постановка вопроса о том, какие книги должен прочитать ребенок, не совсем правильная. Все дети начинают читать в разное время. Разные навыки чтения (например, умение делать выводы или по-английски inferrence) вырабатываются у всех детей по-разному. То, что один ребенок сможет понять в 6 лет, будет доступно другому ребенку только в 8. Читать надо те книги, которые подходят по уровню, которые ребенок способен прочитать и понять.