1. «МЕТАМОРФОЗЫ» «Седьмой студии» на «Платформе» в Цехе Белого на «Винзаводе» 26–28 октября

Сцена из спектакля «Метаморфозы»
Сцена из спектакля «Метаморфозы»

Спектакль готовили больше года: эпический проект «Седьмой студии» — под стать поэме Овидия. Он успел пройти даже крещение кровью: осенью 2011-го, когда часть «Метаморфоз» показывали в формате открытой репетиции, актер Никита Кукушкин, игравший изувеченную богами Полутварь, разбил лоб — и продолжал играть, буквально умываясь кровью. На втором work-in-progress-показе обошлось почти без жертв: растерзанный вакханками Орфей — Александр Горчилин — был облит от макушки до пяток кровью бутафорской. Постановщик, француз Давид Бобе, уже работавший с учениками Кирилла Серебренникова на МХАТовских «Феях», смешивал драматический и физический театр, видео, современный танец, цирк и конголезских народных музыкантов. Музейный гекзаметр древнеримского поэта был адаптирован для сцены российским драматургом Валерием Печейкиным. Одна из самых пронзительных сцен принадлежала Орфею, осознавшему, что покинувшая мир живых Эвридика все еще присутствует в виртуальном пространстве электронной почты и «Фейсбука». Для битв компьютерная игра Mortal Combat служила таким же источником вдохновения, как и античные легенды.

На третьем этапе работы к Бобе присоединился Кирилл Серебренников — во что в итоге превратился мультимедийный проект, увидим 26 октября.

2. «007: КООРДИНАТЫ СКАЙФОЛЛ» с 26 октября в кинотеатрах

Кадр из фильма «007: Координаты Скайфолл»
Кадр из фильма «007: Координаты Скайфолл»

Третья часть обновленной бондианы с Дэниелом Крейгом в роли агента с лицензией на убийство: к своему пятидесятилетию сериал заметно ужесточился. «Быть Бондом — это позитивный риск, на который я шел сознательно», — поведал Крейг в интервью журналу «Сноб», в октябрьском номере которого есть почти все, что нужно знать накануне похода в кино.

3. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Андрея Жолдака в Михайловском театре 26–28 октября

Эскизы костюмов Роланда Петеркопса
Эскизы костюмов Роланда Петеркопса

В Санкт-Петербурге — премьера, конкурирующая с московскими «Метаморфозами» по значимости. Оперу Петра Чайковского ставит украинский режиссер Андрей Жолдак. Последний «Онегин» в Москве принадлежал Дмитрию Чернякову и, как помнится, сильно напугал Галину Вишневскую, в знак протеста отменившую празднование своего дня рождения в Большом (гендиректор Иксанов легко нашел, чем занять освободившийся вечер — конечно, «Онегиным»). Жолдак — режиссер неистовый; его «Ромео и Джульетта. Фрагмент», поставленные в Харькове, так и не увидели свет: тогдашняя новая власть — вроде как ющенковская, либеральная — спектакль закрыла и Жолдака выжила. В Москве обошлось без политических скандалов, но грандиозная «Кармен. Исход» в Театре наций, увы, не дожила до открытия постоянной сцены этого театра. Сегодня Жолдак чаще работает в Германии и Финляндии, и постановка в Петербурге — первый опыт режиссера в музыкальном театре — в зоне особого зрительского внимания. Впрочем, вряд ли Чайковский с Пушкиным подвергнутся безжалостной посмертной метаморфозе: финский «Дядя Ваня», гастролировавший на недавнем «Балтийском доме», показал, что Жолдак может быть и очень деликатным постановщиком, синтезирующим свои вдохновенные галлюцинации с классическим текстом без ущерба для последнего.

4. «ЛЮБОВЬ» Михаэля Ханеке с 26 октября в кинотеатрах

Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Любовь»

«Золотые пальмовые ветви» Каннского фестиваля мало кому достаются дважды: среди счастливчиков Эмир Кустурица, Фрэнсис Форд Коппола, братья Дарденны и Билле Аугуст. Перечитал только что написанное предложение и подумал, что присутствие в списке не самого выдающегося датского режиссера если и не обессмысливает фестивальные расклады совсем, то заставляет относиться к ним без лишнего почтения. В общем, никакого значения не имеет, что «Любовь» — второй (после «Белой ленты») фильм Михаэля Ханеке, отхвативший золото Канна. Даже если бы его и прокатили с призом (как прокатили гениальные «Святые моторы» Лео Каракса), ничего бы не изменилось — абсолютный шедевр, один из лучших фильмов года, жестокий и нежный одновременно. Я о нем писал — как раз после каннской премьеры. Но он не выходил из головы и недели спустя после просмотра. Впрочем, это слишком личное переживание — вплоть до того, что ковер в парижской квартире стариков точно такой, что лежал на полу в моей родной воронежской квартире. Как такое может быть?

5. «ПАМЯТНИК ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» Ильи и Эмилии Кабаковых в галерее Red October с 25 октября

Фрагмент экспозиции выставки «Памятник исчезнувшей цивилизации»
Фрагмент экспозиции выставки «Памятник исчезнувшей цивилизации»

Собственно «Памятника» мы пока не увидим, потому что это не просто очередная инсталляция Кабаковых, а проект, сопоставимый по масштабу с Дворцом Советов, девятой сталинской высоткой, которая должна была затмить и посрамить все небоскребы мира. Пространство советского эпоса, которое в галерейной среде выглядит наброском мечты — с эскизами, макетами, чертежами.