Анастасия Мальцева /

Дмитрий Быков: Давайте ностальгировать сегодня, иначе завтра будет поздно  

В Доме-музее Льва Толстого в Хамовниках состоялась презентация летнего литературного номера журнала «Сноб», посвященного ностальгии. На встрече отрывки из произведений, опубликованных в журнале, прочитали Ирина Апексимова и Анатолий Белый, играл ансамбль Dominant Quartet. Друзья и участники проекта Андрей Макаревич, Леонид ЯрмольникДмитрий БыковИрада Зейналова и другие, посетившие презентацию номера, рассказали, что лично для них значит ностальгия и когда они ее испытывают

Участники дискуссии: Лариса Бабкина
+T -
Поделиться:
Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Сергей Николаевич

Сергей Николаевич, главный редактор журнала «Сноб»:

Если меня спросят, что такое ностальгия, то я назову два фильма: «Сто дней после детства» Сергея Соловьева и «Ностальгия» Андрея Тарковского. Я счастлив, что мы соприкоснулись с фондом Тарковского и что сын режиссера любезно предоставил нам фотографию последнего съемочного дня фильма «Ностальгия», которая стала обложкой литературного номера. Тема номера «Ностальгия» имеет непосредственное отношение к концепции журнала «Сноб». Когда он начинался на излете нулевых, мы все верили в глобализм, а «глобальные русские» были нашими читателями. Тогда понятие ностальгии было неактуально. Что ностальгировать, что тосковать по этой родине, когда сегодня ты в Лондоне, завтра в Шанхае, послезавтра в Перми? В любой момент ты можешь вернуться туда, куда ты хочешь. Сейчас мы о самом понятии «глобальных русских» вспоминаем с некоторой ностальгией. Сегодня оно неактуально, а важно что-то совсем другое. В преддверии столетия с момента начала Первой мировой войны стало снова актуально говорить про ностальгию. Тогда ностальгия была расхожим чувством, и оправданием его банальности была только его фатальность. Тогда речь шла не только о крушении государственности, но и о крушении целого мирового порядка, конце света, который так нервно и так чутко предчувствовали знаменитые и посвященные люди начала прошлого века перед Первой мировой войной. В этом номере мы решили разобраться, о чем мы тоскуем, о чем вспоминаем, чего нам не хватает в нынешней жизни.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Дмитрий Быков

Дмитрий Быков, писатель:

Ностальгия — чувство дурное и вредное. Оно приковывает нас к прошлому, от которого зависеть не надо. Толстой однажды не узнал собственную прозу. Он ведь никогда не перечитывал «Анну Каренину», а когда его Страхов спросил: «Почему?» — он на него злобно сверкнул глазами и сказал: «Потому что мне было 48 лет, и это было лучшее мое время». Не надо вспоминать лучшее свое время. Я посмотрел на свои публикации 1990-х годов, потом посмотрел сегодня на себя и понял: я ненавижу себя еще больше, чем некоторые присутствующие здесь. Но Пушкин — создатель нашей нравственности — сказал:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Я долго не понимал, почему Пушкин нам заповедовал две эти любви. Но наконец понял. Ностальгия сегодня нужна, потому что это наш единственный способ полюбить родину. Другого варианта нет. Символ любви к родине в России — Штирлиц, который все время плачет по березкам. Но плачет он по ним потому, что далеко от них находится. Единственный способ любить родину — находиться от нее очень далеко. Тогда можно заплакать от любого ее упоминания. Точно так же и наша эпоха — ее надо полюбить, другой у нас не будет. Давайте сегодня представим, что этот вечер был 20 лет назад, что это была еще тогда единая Россия, была относительная стабильность, еще война не опустошила все, и некоторые наши соседи еще не плевались, а продолжали делать вид, что все хорошо, и все мы были еще успешные люди и не били друг другу морду при первой встрече. Давайте ностальгировать сегодня, потому что завтра будет поздно.  

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Ирада Зейналова

Ирада Зейналова, телеведущая:

Для меня ностальгия становится настоящим чувством. Это ностальгия по тому, какие мы были яркие, как у нас все было впереди. Когда я впервые прочла воспоминания Таривердиева, я заметила, что у него регулярно повторялась фраза: «Казалось, нас ждет впереди только счастье». Вот по этому ощущению я испытываю ностальгию. Сейчас я, к сожалению, понимаю, что очень много позади. Я никогда не стану балериной, летчиком… Очень много прошло, а мы как-то этого и не заметили. Казалось, что впереди еще очень много всего, а теперь уже сын поступает в институт, и седину закрашиваешь. И вот сегодня мне больше всего не хватает того ощущения, когда ты просыпаешься, и в животе у тебя бабочки от того, что ты видишь солнечный свет.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Леонид Ярмольник

Леонид Ярмольник, актер:

Ностальгия у меня связана с тем, что в мозгу и в памяти у меня что-то отпечаталось, а я этому не придал значения. Как будто у меня на магнитофоне что-то записано, но когда запись шла, я это как-то невнимательно слушал. Это могут быть абсолютные банальности, которые могли быть и пять, и десять лет назад. Время прошло, и теперь я понимаю, что это заслуживало больше внимания, любви и чувственности. В молодости, когда мы всегда куда-то торопимся и спешим, мы пропускаем многие вещи. Но, слава Богу, есть память, и она нам спустя годы это возвращает.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Анатолий Белый

Анатолий Белый, актер театра и кино:

Чувство ностальгии по родине мне неизвестно. Но если говорить о ностальгии в более широком смысле, то у меня есть ностальгия по детству, по месту, где я вырос, получил все основные жизненные уроки, где жили мои любимые бабушка и дедушка и куда я не знаю, когда попаду, потому что это Украина. Это чувство возникает у меня совершенно спонтанно, приходит откуда-то из подсознания, и становится так горько-сладко.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Ирина Апексимова

Ирина Апексимова, актриса:

Ностальгия может быть по природе, погоде, человеку, детству, месту… естественно, по родине. У меня ностальгия бывает по временам. Ощущаю я ее на уровне эмоции, может, потому что во мне актерское нутро так устроено. Когда я попадаю в определенное место, я сразу попадаю в то время, когда я там жила: могу начать ощущать себя пятилетней, девятнадцатилетней… Ностальгия приходит ко мне независимо от того, хорошее или плохое у меня настроение. Просто падает на тебя такое счастье или нет.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Александр Архангельский

Александр Архангельский, литературовед, писатель:

Для моего поколения слово «ностальгия» связано с эмиграцией и «Радио Ностальжи», которое было первым частным негосударственным радио на территории позднего Советского Союза. Я согласен с Дмитрием Быковым, который предлагает ностальгировать по дню сегодняшнему, иначе мы просто увязаем в прошлом. Я думаю, что самая лучшая ностальгия — это ностальгия по себе настоящему. Этой ностальгией я счастлив и болен всю жизнь.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова
Андрей Макаревич

Андрей Макаревич, музыкант:

Слова сами решают, что им означать. Со словом «ностальгия» произошла удивительная метаморфоза. Еще сто лет назад слово «ностальгия» исключительно означало тоску по родине. Сегодня ностальгия — это тоска по чему угодно. Ностальгия по сыру, например. Глупость полная! А на самом деле каждый чувствует ностальгию по собственному детству, по времени, когда ты совершал открытия, когда узнавал, что хорошо и что плохо, когда все было впервые. Это самые яркие и главные моменты в жизни любого человека, потому что они определяют дальнейший его курс по жизни. Мы, вспоминая наше детство, автоматически идеализируем то, что происходило вокруг. Мы не очень помним, что происходило тогда в политике. Но мы очень хорошо помним наших родителей, звуки, которые нас окружали, и запахи. Я бы очень хотел, чтобы на этом светлом чувстве не спекулировали. Сегодня этого не было и в помине. Был прекрасный вечер. Я никогда раньше не был на заднем дворике дома Толстого, я даже не знал, что там есть этот замечательный сад, который он сам и сажал. Спасибо журналу, что он выбрал правильное место для этого вечера.

 

Комментировать Всего 1 комментарий
Ностальгия по сегодня

 Бывают события, про которые сразу знаешь - они останутся в памяти надолго. Литератутные вечера на Снобе мне всегда нравились, пожалуй что, больше всего. Презентация летнего номера "Ностальгия" не стала исключением. Солнечный летний вечер под сенью усадьбы Льва Николаевича (мимо которой столько раз проезжала, да все не удосуживалась зайти) в сопровождении хорошей классической музыки, чтение литературных отрывков замечательными актерами, общение с приятными людьми - всего было в меру, все было со вкусом и мирно.Про упавший самолет еще никто не знал....

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski, Лариса Гладкова, Анастасия Рыжкова