Я лично думать забыла о музыкальной школе сразу после того, как получила наконец зеленый диплом — не без давления со стороны родителей. Потом играла только для себя и строго в режиме релаксации. Мнение относительно подростков, которые готовы расшибиться в лепешку ради исполнительской карьеры, сложилось как-то само собой. Здорово, конечно. Когда смотришь издалека... Допустим, с 15-го ряда Большого зала консерватории.

Пятнадцатилетнюю виолончелистку Настю Кобекину я встретила пару месяцев назад, когда снимала телевизионный сюжет о Центральной музыкальной школе. Девочке удалось изгнать приютившийся в моем сознании стереотип. Она не была похожа на затраханную серую гусеницу, которая, если повезет, через пару лет обернется бабочкой. Настя оказалась клевой. С полным пакетом тинейджерских прибамбасов.

Ок, она явно не станет работать под минимал-техно, беситься под нью-рэйв и встречать рассвет дабом. Хотя кто его знает? Настя — редкая для эпохи информационного бума разновидность «хорошей девочки», этот тип отшлифовался относительной изоляцией.

— А что тебе нравится из неклассической музыки?

— Группа «Кино» и фолк.

Это, конечно, сказывается легкая «желтушность» современного сознания, но у меня перед глазами упорно стоит пример пианистки Полины Осетинской, которая сделала головокружительную карьеру и тоже заявила о себе еще ребенком. Ну, а потом подросла... И выяснилось, что ее отец чуть ли не головой о батареи бил для повышения КПД.

В величии советской музыкальной школы не приходится сомневаться, но методы настораживают. Меня лично семилетнюю били пальцами о клавиши. Не то чтобы очень больно, но как-то стремно. Разумеется, из муштры может выйти толк. Но нельзя ли без нее?

Я смотрю на Настю Кобекину и вижу осознанного увлеченного ребенка. Рядом с ее виолончелью нежно раскладывали игрушки. Ее не пытали уроками по несколько часов — силы бережно распределяли по 40-минутным блокам. Она рано почувствовала вкус к успеху: уже в 13 лет отыграла соло с оркестром на сцене Зала имени Чайковского (триумф на конкурсе «Щелкунчик-2007»).

Тут и осеняет, какой же это на самом деле труд. Воспитать в сыне или дочери творческий интерес, подобрать чуткого преподавателя, запастись терпением, защитить талант от грубых методов и поддержать его, словно огонь в костре.  

Моей дочери Даниеле всего полтора. Она обязательно будет заниматься музыкой, и не важно, станет ли это профессией.

Но вспоминая свой опыт, я пока так и не определилась — как, с кем, по какой системе. А как занимаются ваши дети?