Голосовые, дружба с коллегами в соцсетях и рабочие переписки в отпуске — 10 вопросов специалисту по цифровому этикету
Можно ли писать незнакомым людям в мессенджерах?
Средства связи делятся на интимные, типа телефона, и общественные, например почта, ведь, получив письмо, человек не обязан бросать все свои дела и может ответить в удобное время. У мессенджеров пока неопределенный статус. С одной стороны, они привязаны к номеру телефона, с другой — когда мы пишем, то не врываемся в личное пространство, и у собеседника есть возможность проигнорировать сообщение, не вступать в контакт мгновенно и сохранить свои границы. Поэтому написать в мессенджер — гораздо лучше, чем звонить без предупреждения.
Если получить ответ не удалось, когда можно напомнить о себе?
По этикету отвечать на сообщения можно в течение суток, поэтому не стоит, не дождавшись истечения этого времени, сразу писать в других мессенджерах. При срочной ситуации, когда ждать нет возможности, лучше звонить. При этом не бояться напоминать о своем письме. Я провела опрос: «Если вы не ответили на сообщение, то готовы ли получить напоминание?» 94% из 4,5 тыс. опрошенных проголосовали за повторное сообщение, так как первое могло затеряться по разным причинам.
Как корректно вернуться в коммуникацию?
Если кто-то не отвечает на ваше сообщение и вы пишете повторное, то важен тон высказывания, повторное сообщение должно звучать как забота, а не укор. Например, «достаточно ли вам информации для принятия решения», «я переживаю, что сообщение могло затеряться», «в каком формате вам удобно продолжить общение?». Это воспринимается не как упрек, а как забота и заинтересованность в построении отношений.
Как отучить коллег писать в отпуске, в выходные, после 19:00?
Рабочие вопросы должны решаться в рабочее время, иначе со временем теряется мотивация и эффективность. Исключением может стать ситуация, когда обе стороны договорились, что звонить и писать друг другу можно в любое время. В остальных случаях из соображений гигиены и психологической безопасности лучше обозначить, что есть нерабочие часы и выходные дни, когда мы не пишем сами и не ждем ответа от другого.
Если на работе сложилась ситуация, которую вы хотите изменить, то можно использовать чудесную формулу «Давайте договоримся, что…». Она позволяет не укорять, не обвинять, а предлагает правила игры, действующие для всех одинаково.
Какие вопросы требуют личной коммуникации и что нельзя сделать в мессенджерах?
Не только нормы этикета, но и здравый смысл говорит нам, что нельзя решать жизненно важные и эмоциональные вопросы по смс: например, написать о расставании или увольнять человека.
Есть еще соображения безопасности: важно помнить, что любое сообщение может стать скриншотом и быть обнародовано. Например, интимные фото в случае драматичного расставания легко превращаются в достояние общественности, а эмоциональная переписка всегда может быть перенаправлена тому, для кого она не предназначалась. Лучше даже не начинать печатать текст, если есть малейшая возможность себя дискредитировать.
Как реагировать на словосочетание «доброго времени суток»?
Это словосочетание сегодня считается затертым штампом. Но еще в нем есть и грамматическая ошибка. Когда мы используем родительный падеж, мы прощаемся (как, например, когда мы говорим «Спокойной ночи», «Всего доброго», «Счастливого пути»), а здороваемся мы при помощи именительного падежа («Доброе утро!», «Добрый день!»). Этот речевой штамп пришел из конца 1990-х, когда люди только осваивали интернет, и отражает уровень развития коммуникаций в тот период.
Словом, употреблять эту конструкцию не стоит, но, если так написал другой человек, действуйте по Чехову: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Можно ли подписываться на коллег социальных сетях?
Важно учитывать три фактора:
1. В каких отношениях вы находитесь;
2. Стилистика ведения аккаунта: как публичный профиль или как страница с личной информацией, которая предназначается только для ближнего круга;
3. Как принято в организации: подписываться или нет.
Если отношения не слишком формальные, аккаунт содержит информацию для широкого круга людей, а в организации принято дружить с коллегами в соцсетях, то вполне можете добавлять в друзья коллег.
Второй важный аспект — отвечать ли на запрос, который вам присылает коллега. Ответ — нет: никто не обязан отвечать взаимностью, если нет желания. Вежливо и аккуратно можно проигнорировать: отказ от дружбы в соцсетях не требует объяснения. Если коллега все-таки хочет выяснить ситуацию, то можно ответить, что аккаунт заведен под другие задачи и вам будет неловко знать, что личный контент видят коллеги.
Можно ли звонить без предупреждения?
Только в ситуации, когда мы сказали друг другу: «звони когда захочешь» или если работа оппонента и состоит в том, чтобы отвечать на звонки (например, вы звоните консультанту или менеджеру по продажам). А еще если случается что-то экстренное. В остальных случаях телефонный звонок без предупреждения может быть воспринят как нарушение границ. Чтобы этого не произошло, лучше заранее договориться о времени звонка, обозначить, сколько он займет и о чем будет разговор.
Что делать с людьми, которые оставляют аудиосообщения без запроса?
Аудио без предварительной договоренности — это нарушение цифрового этикета. Поэтому важно перед отправкой сообщения спросить, как человек отнесется к голосовому.
Если вам не нравится слушать голосовые, то можно обозначить границы такой фразой: «Обычно мне неудобно слушать аудио, и поэтому я боюсь пропустить что-то важное. Пожалуйста, набирай текстом, чтобы ничего важного не потерялось». Если нам прислали голосовое, когда мы не можем его послушать, то можно написать: «Я сейчас не могу слушать, если мой ответ нужен срочно, то набери, пожалуйста, текстом».
И наконец, хороший тон, если вы отправляете голосовое, сопроводить его письменным комментарием, о чем оно, и добавить ключевые слова, чтобы потом по поиску можно было легко его найти.
Нужно ли писать Вы с большой буквы?
Современные нормы говорят, что нужно писать «Вы» в официальных письмах, а в прочих случаях выбор написания остается на усмотрение автора. Важно понимать контекст, скажем, в академической среде такая форма — необходимость, а в креативной сфере будет звучать старомодно и вычурно. Кроме того, большое значение имеет дистанция и иерархия. Например, намного более старшему и статусному человеку будет уместно написать «Вы» с прописной буквы. Если сомневаетесь, как лучше написать, то можете просто отзеркаливать стиль коммуникации собеседника и писать так, как пишет он.
Беседовала Виктория Решульская