Карьерный психолог Анна Чуксеева: Пассивная агрессия разрушает личность человека
Какое поведение на рабочем месте можно однозначно расценивать как токсичное?
Важно доверять своим ощущениям. У каждого человека разная стрессоустойчивость, поэтому в этом вопросе я призываю опираться только на свое состояние рядом с другими людьми. То, что заставляет вас почувствовать себя уязвленным, плохим, виноватым и глупым, является токсичным поведением. Конечно, когда человек в ресурсе, он может нормально воспринять даже едкую шутку в свой адрес и посмеяться над ней. Но когда дело касается работы, тут все становится серьезнее. Работа — это фактор дополнительного стресса. На рабочем месте мы загружены делами, нам сложнее воспринимать колкости. Если коллега регулярно пытается поддеть вас, это существенно сказывается на вашей работоспособности.
Токсичное поведение обычно проявляется через критику или агрессию в различных формах, но оно может проявляться и очень тонко — через непрошенные «добрые» советы и мнимую заботу, нелицеприятные формы обращения или обесценивающую лексику. Например, когда коллега начинает фразу словами: «Никого не хочу обидеть, но…», «Я о тебе забочусь, а ты…». Вариантов множество.
А еще очень часто токсичный человек пытается внушить окружающим чувство вины. Он считает, что ему все должны, поэтому выстраивает с коллегами коммуникацию таким образом, чтобы ему было сложно отказать. В его просьбах часто звучат такие слова: «Разве тебе сложно?», «Разве мы не друзья?» Этот человек, который чего-то от вас просит, скидывает на вас свои рабочие обязанности, на самом деле безразличен к вашему желанию заниматься его просьбой и в принципе к вашим чувствам.
Другой типаж токсичного коллеги — это офисные «нытики». Они приходят на работу и начинают без конца загружать вас своими проблемами из жизни, не думая о том, готовы ли вы все это разделить. Вы можете совсем не быть с ним друзьями, но такой человек просто не ощущает границ. Он врывается в ваше пространство и рассказывает вам, как ему плохо. В какой бы форме человек ни проявлял свою токсичность по отношению к вам, он всегда будет безразличен к вашим чувствам.
Как поставить коллегу на место, если замечаешь такое поведение, чтобы локальный конфликт не вышел за пределы вашего личного общения?
Время от времени все мы бываем неидеальными и позволяем себе лишнее. Если человек проявил токсичность в ваш адрес всего один раз, то достаточно просто поговорить с ним об этом. Или действовать иначе: нужно понять, какая у него мотивация. Например, те, кто отпускают в наш адрес токсичные шутки, скорее всего, нуждаются во внимании, в самоутверждении. Вот им нельзя давать внимания. Пускай такой человек пошутит — а мы это проигнорируем. Цель токсичного коллеги — вызвать в вас какую-либо реакцию, задеть за живое. Поэтому лучше всего не вовлекаться в его игры и не «кормить» его эмоциями, отвлечься.
Но если такое поведение коллеги длится системно, стоит подойти к решению проблемы более основательно. Во-первых, нужно успокоиться и задать себе вопрос: почему слова другого человека способны задеть меня, изменить мое мнение о себе? Что заставляет меня реагировать на токсичность? Возможно, это повод задуматься о своей самооценке, чтобы стать более стабильным и не так ярко ощущать вину, неловкость или стыд, когда кто-то вас пытается вывести из равновесия. Во-вторых, когда вы уже пришли к гармонии с самим собой, стоит выстраивать общение с токсичным коллегой через факты, а не через чувства — после работы над самооценкой это делать гораздо легче. В ответ на критику такого коллеги отвечайте фактами: «Я не сделал, как вы просили, потому что…», «Мне не кажется ваше замечание приемлемым, так как…» Не надо сразу соглашаться с его позицией по поводу того, что вы допустили какие-то ошибки при работе. Вполне возможно, что к вам просто придираются.
Но тема токсичности стала довольно популистской в последнее время, поэтому очень важно отдавать себе отчет в том, с чем вы сталкиваетесь: действительно ли это несправедливые претензии или вполне конструктивные замечания. Главное отличие одного от другого — аргументированность и нейтральность. При этом конструктивная критика будет направлена не на вас и вашу личность, а на ваше конкретное действие. А вот токсичность всегда атакует именно личность человека: «Мы от тебя другого и не ждали…», «Ты, как всегда, делаешь все не так…»
Что делать, если токсичный коллега — это ты сам?
Токсичность может проявляться у всех людей, поэтому единоразовое ее проявление не делает человека плохим. Проблемой она становится только тогда, когда регулярно прорывается из нас. Если вы осознаете, что ведете себя токсично, включите рационализацию и разберитесь, что вас побуждает к этому. Разберитесь с собой. Зачастую причина банальна: это зависть или раздражение из-за успехов коллеги. У нас исторически так повелось, что очень активных не любят, им говорят: не высовывайся. Лучше не злиться на таких людей, а подумать, чему можно научиться у них и как так же ярко проявиться на работе.
А вообще токсичные люди обычно не осознают, что они токсичные. Поэтому объяснить им ошибки их поведения довольно трудно. Корректируется такое поведение только в том случае, если встречает границы другого человека. Единственный способ поведения с токсичным коллегой — показать, что с вами ему нельзя себя вести подобным образом.
А если это начальник, спор с которым ни к чему не приведет?
Если начальник ведет себя токсично, а вы долгое время остаетесь на рабочем месте, это хороший повод задуматься о себе: почему я не ухожу с этой работы, что меня здесь держит? В крупных городах огромное количество рабочих мест, где начальники не будут вести себя недопустимо. Значит, вас удерживает рядом с нынешним начальником какая-то травма, вас на самом деле такой формат сотрудничества чем-то располагает — например, амбициозностью и активностью начальника. И это уже повод обратиться к глубинной терапии, в которой обнаружится, почему вас бессознательно тянет к таким людям.
Спорить с начальником не надо, зато вполне возможно договориться, чтобы он не кричал на вас или аргументированно выражал недовольство результатом вашей работы. Скорее всего, токсичному начальнику будет трудно аргументировать причины своего поведения, и он «сольется», ему нечего будет вам возразить. А поняв, что вы владеете своими эмоциями и разговариваете на языке фактов и цифр, он переключится на кого-то другого и оставит вас в покое. Не стоит забывать, что главная цель токсичного человека — выплеснуть свои эмоции. Вот этого и нельзя им позволять.
Как действовать, чтобы сохранить ментальное здоровье, если атмосфера на рабочем месте больше напоминает фильм о придворных заговорах? Сохранять нейтралитет, занимать сторону сильнейшего интригана или просто увольняться?
Как правило, токсичный человек дает себе свободу в действиях в таких коллективах, где уже что-то идет не так. Сама корпоративная культура в таких компаниях или непосредственно их руководители поощряют токсичное поведение. Иначе бы оно ни у кого не возникло из-за страха оказаться без работы. Соответственно, если в офисе есть один токсичный человек и в его адрес нет никаких санкций от руководства — это значит, что атмосфера на рабочем месте крайне нездоровая. Когда люди вместо работы заняты выяснением отношений, интригами, разбирательствами с самими собой и своей самооценкой, это никак их не развивает и ничего не дает, и всю компанию в скором времени ждет кризис. Я бы советовала уходить с такой работы.
Тем не менее многие предпочитают оставаться в замкнутом кругу. Тут сама собой напрашивается аналогия с поведением женщин, которые не уходят от домашнего насилия — получается такая игра в жертву и преследователя, которую мы разыгрываем на работе. За решение остаться в опасной для себя среде отвечают особые паттерны нашей психики, с которыми нужно работать у специалиста, пока пребывание в токсичном пространстве не навредило человеку слишком сильно. Одна из главных мотиваций человека, решившего остаться в токсичном коллективе, — желание доказать коллегам-интриганам, что он отличный профессионал. Вы можете потратить на это всю жизнь, но ситуация от этого не изменится. Ведь дело не в том, что вы не профи, а в том, что ваш токсичный коллега или начальник просто привыкли вести себя токсично.
Как на нашем ментальном здоровье отражается постоянная «двойная» работа — ведение войны с кем-то из коллег и параллельно с этим исполнение своих прямых обязанностей? Это может мотивировать и повышать работоспособность или однозначно ведет к выгоранию и даже психосоматическим заболеваниям?
Конечно, это не ведет к хорошим результатам. Токсичность развивается в тех местах, где уже что-то провалено, где люди занимаются не тем, чем надо. В адекватных коллективах токсичности не может возникнуть. «Благодаря» такой атмосфере у вас может возникнуть только трудовой мазохизм — то самое желание кому-то что-то доказать. Но это путь в никуда, бесплодная борьба. Что вы потом напишете в резюме? «Выиграл три корпоративные войны»? Важно то, что вас действительно развивает как профессионала, а не то, скольких токсичных коллег вам удалось в чем-то ментально победить.
В конфликт с токсичными коллегами вступают люди, у которых тоже высока потребность выплеснуть свои негативные эмоции. Только они прибегают не к токсичности, а к прямой агрессии. Лучше всего, конечно, просто владеть собой и всегда давать отпор коллеге фактами — скажем, обсудить ситуацию с руководителем… А у тех, кто предпочитает решать проблему с помощью агрессии, с большей вероятностью будут и психосоматические заболевания, и выгорание. Ведь внутри агрессора всегда сидит огромный страх быть жертвой, и ему всегда приходится быть начеку, защищаться. Ему кажется, что, если он не будет так себя вести, все раскусят его «неполноценность». Это характерно и для токсичных людей, и для тех, кто активно с ними ругается, выясняет отношения.
Центры ментального здоровья помогают в таких ситуациях?
Я очень поддерживаю инициативы, которые популяризируют психологию. Когда в крупном городе открываются государственные центры, в которых с любым желающим могут провести несколько бесплатных сессий, это не может не радовать. Многие люди не решаются обратиться к психологам и заняться глубинной терапией, но если они придут в Центр ментального здоровья и им это посещение понравится, появится шанс, что они займутся своими проблемами полноценно и смогут решить все те вопросы, которые их тревожат. В том числе связанные с работой. Как показывает практика, даже просто выговориться — это уже огромное облегчение.
Беседовал Алексей Черников