Чем удивили бренды в 2023 году и что ждать от модной индустрии в будущем
Какой бренд стал самым продаваемым и обсуждаемым в 2023 году, какие вещи покупали все модники мира и, наконец, что ждет модную индустрию в 2024-м — разбиралась обозреватель «Сноба» Аня Батурина
Возвращение Balenciaga, трусы в пайетках и тренд на «нулевые»
2023 год начался с возвращения Balenciaga после скандала. В конце 2022-го в двух рекламных кампаниях модного дома общественность заметила намек на педофилию и обвинила бренд в пропаганде. За этим последовали «отмена» марки и публичное сжигание вещей. Креативный директор модного дома Демна Гвасалия практически сразу извинился и сделал заявление, что он переосмыслил свой подход к работе. Коллекция осень-зима 2023/24, которая была представлена 5 марта 2023 на Неделе моды в Париже, получилась сдержанная, без какого либо намека на провокацию.
В это же время поклонники Burberry с волнением следили за тем, что покажет на подиуме в Лондоне новый креативный директор марки Дэниел Ли — он сменил на посту Рикардо Тиши. До этого Ли вывел на новый уровень Bottega Veneta, выпуская вещи, которые сразу становились хитами. В итоге на своем первом показе для Burberry Дэниел Ли продемонстрировал, как переосмыслил наследие британского бренда — поиграл с размером и цветом классической клетки, изменил фасон классического тренча и даже предложил носить его наизнанку.
В 2023 году бренд Miu Miu отметил свое 30-летие, а еще стал самым популярным по версии аналитического портала Lyst. Количество поисковых запросов выросло на 39%. Таких показателей удалось добиться в том числе благодаря коллаборациям, например, с New Balance и Church’s. Если говорить о самых обсуждаемых и желанных вещах марки, то в 2023-м ими стали самый обычный кашемировый серый кардиган и совсем необычные трусы в пайетках, они удивили и заставили говорить об итальянском бренде весь модный мир.
Самой влиятельной женщиной-дизайнером 2023 года по версии Financial Times стала Фиби Файло. В 2017 году она покинула пост креативного директора Céline, а в 2021-м заявила о запуске собственного бренда, и только осенью 2023 года представила дебютную коллекцию. Поклонники старого доброго Celine так сильно ждали премьеры, что сразу после релиза лукбука сайт «лег» под их натиском.
Одним из самых обсуждаемых трендов 2023 года стал Y2K, то есть возвращение моды нулевых. Эту тенденцию можно назвать и прекрасной, и ужасной. Ужасной, потому что многие стилисты считают это десятилетие провалом в моде. А прекрасной, потому что популярная тогда длина микромини подчеркивает ноги. Длину ультрамини показали на шоу весна-лето 2023 GCDS и Stella McCartney и Tom Ford.
Кроме того, среди громких трендов года оказались брюки-карго, деним — от топов и обуви до «канадского смокинга», то есть тотал-лука из джинсовых вещей, а еще цвет металлик. А самой быстро вспыхнувшей тенденцией можно назвать барбикор. После выхода фильма «Барби» он стремительно «перекрасил» полки магазинов и стритстайл-фотографии по всему миру в оттенки розового.
Обувью года можно назвать adidas Samba. Эта модель была придумана еще в 1950-х, но особую любовь модников снискала в 2023 году. Найти эти кроссовки в наличии практически невозможно. За уходящий год блогеры и пользователи соцсетей не раз жаловались на то, что им не удается купить себе «самбы» и приходится искать их у перекупщиков. В этом году adidas продолжил серию удачных коллабораций с дизайнером Уэйлс Боннер, в результате продажи увеличились на 13 227%, утверждает портал Lyst.
За успехи моды в диджитал мире отвечает бренд Maison Margiela. В TikTok завирусился ролик про кражу кроссовок Tabi — Tabi Swiper, его посмотрели более 178 миллионов человек. В видео рассказана история о том, как неудачное свидание закончилось тем, что парень сбежал и украл у девушки туфли таби. Именно он обеспечил этой модели обуви новый всплеск популярности.
А что в России
В России в 2023 году случился вынужденный и ожидаемый бум на местные бренды. Отечественные производители практически научились закрывать все потребности покупателей, например Lime запустил мужскую линейку, а Gloria Jeans сделали мощный ребрендинг и стали по-настоящему модной маркой, у которой быстро появляются трендовые вещи. Love Republic и Lime стали выпускать премиум-коллекции, но если первые это делают в рамках мидл-сегмента, то вторые своими пиджаками по 50 000 рублей уже перешагнули черту психологически приемлемой цены для этого сегмента.
Некоторые российские бренды открыли свои филиалы в Дубае: за год на арабский рынок вышли 24 российских бренда, из них 10 из сферы ретейла и 12 — из общепита, так что такая тенденция наблюдается не только в моде. Интересно, что речь идет не только о крупных игроках, например 12Storeez, но и более маленьких, вроде Nikita Efremov, Post Meridiem, Lichi, Sodamoda.
Каким будет мода в 2024-м
2024 год, по прогнозам экспертов McKinsey и The Business of Fashion, должен быть благоприятным, во всяком случае в индустрии моды. В статье аналитики предвосхищают рост международного туризма, она должен вернуться на доковидный уровень и даже превысить его. Такие прогнозы могут порадовать не только туроператоров, но и ретейлеров, ведь туристические потоки всегда так или иначе связаны с шопингом.
При этом есть риск, что продажи люкса замедлятся, потому что потребители сокращают расходы после бума покупок по окончании пандемии. Но это не отразится на остальных сегментах и предметах роскоши вроде ювелирных изделий и часов, так как последние можно рассматривать как инвестиции.
Из опросов потребителей, ясно, что 80% респондентов во всем мире планируют покупать одежду, обувь и аксессуары во время поездок. При этом 28% предполагают, что потратят в поездке больше, чем в предыдущем году. Путешественники собираются расширить свои маршруты и побывать там, где еще не были. Эту тенденцию уже заметили мировые ретейлеры и скорректировали свою стратегию развития — начали открывать постоянные и поп-ап магазины в не очень крупных европейских городах и раскрученных поп-культурой местах. Отличный пример — кафе и бутик Louis Vuitton в Таормине на Сицилии, где происходит действие суперпопулярного сериала «Белый лотос».
В будущем году станет больше коллабораций модных брендов со смежными отраслями, например отелями, ресторанами, спа-салонами. Это вдохновляет людей тратить гораздо больше, чем планировалось изначально. Вот несколько примеров: поп-ап кафе Prada в лондонском универмаге Harrods, бутик Loro Piana в пляжном клубе в Сен-Тропе и кафе при магазине Zara в Дубае.
Аналитики также предсказывают появление моды на практичность, бум на стиль gorpcore (кемпинг-шик — англ.). Он возник еще в прошлом году, но его расцвет прогнозируется на 2024-й. В моду войдут вещи, изначально предназначенные для походов и скалолазания, но адаптированные для повседневной жизни. Коллаборация North Face и Gucci в 2021 году предвосхитила бум на этот тренд.