Как воспитать в ребенке внутреннюю свободу? Отвечает Дима Зицер
Школа и детский сад развивают или подавляют? Что делать, если у ребенка конфликт с учителем? На эти и другие вопросы отвечает педагог Дима Зицер
О выборе детского сада и школы
Любимому человеку мы желаем лучшего. Просто «отправлять» ребенка в ближайшую районную школу не стоит. Для начала надо как минимум узнать, какие там работают педагоги, как они общаются с детьми, считается ли там нормальным повышать голос, будут ли ребенка слушать и слышать. Если рядом с домом нет подходящего детского сада или школы, это повод задуматься о переезде.
О внутренней свободе детей
Свобода ребенка начинается со свободы его родителей. Если взрослый человек старается не изменять себе, быть честным и искренним, к этому же будут стремиться его дети. Когда родители говорят, что отдали ребенка в школу и пусть он сам постарается вырасти свободным, абсолютно очевидно: они в этом не заинтересованы. Да и вообще «отдать» куда-то свободного человека нельзя, свободный человек может только сам «пойти» — на таких мелочах и строится воспитание.
О воспитании независимости в детском саду и школе
Вся суть педагогики укладывается в простую формулу: чему учили, тому и научили. Если в учебном заведении за ребенка все решают, не дают ему возможности пробовать и ошибаться, то ни о какой внутренней свободе и самостоятельности речь не идет. Это все равно что требовать от человека научиться есть ложкой, но ложку ему не давать. Воспитать внутреннюю свободу в учебном заведении возможно, но многое здесь зависит от педагога.
О роли первого учителя
Первый учитель — важный человек в жизни каждого. Кредит доверия у педагога изначально очень высокий, иногда даже выше, чем у родителей. Если учитель не дурак, он сумеет этим доверием распорядиться грамотно и не станет использовать авторитет для того, чтобы в классе была гробовая тишина, а дети ходили по струнке. В противном случае вырастить получится только «подчиняющееся большинство»: людей, которые что-то делают исключительно потому, что им велят те, кто «сильнее».
О том, как научить ребенка отстаивать себя и свое мнение
Человек понимает, что его мнение важно, когда его мнение действительно важно. Если мама или папа на все, что говорит ребенок, отвечают «ты еще маленький, ничего в этом не понимаешь», их влияние стремится к нулю. Если родители с вниманием относятся к тому, что говорит ребенок, вне зависимости от его возраста, шансы вырастить человека свободным резко повышаются. Если дома принято разговаривать, шансы еще немного повышаются. И еще немного, если дома принято уважать вторую точку зрения, а иногда и искать вторую точку зрения. А если человека дома не дискриминируют по возрасту, то эти шансы увеличиваются максимально. Ребенок учится тому, что людей не дискриминируют по формальным признакам.
О поддержке взрослых
С проблемами в школе дети без взрослых не разберутся. Мальчик восьми лет не может прийти к учительнице и сказать: «Я не позволю повышать на себя голос». Его должны защитить мама, папа или другая учительница. Могу только посоветовать родителям внимательно смотреть, куда отправляются их дети каждое утро. И если их дети нуждаются в защите — а скорее, всего это так, — защищать их.
Подготовила Дарья Масленко