Современное искусство тюркских народов. 5 интересных художников из национальных тюркоязычных республик
В рамках ежегодных программ Фонда Cosmoscow «Институцией года» 2023 стало Посольство Музея современного искусства ZAMAN в Уфе. Специально для «Сноба» команда музея рассказала о современных художниках из национальных тюркоязычных республик, за которыми стоит следить
Музей современного искусства ZAMAN выстраивает свою деятельность на территории трех тюркоязычных национальных республик: Чувашской республики, Татарстана и Башкортостана. В территорию исследования музея входят Удмуртская республика, республика Марий-Эл, Самарская, Оренбургская и Челябинская области, а также Пермский край.
Определение «тюркский» не говорит о ценности и качестве художественных произведений, это не жанр. Но выбранные художники объединены схожим опытом жизни в национальных республиках. Так или иначе они в своей практике сталкивались при описании их работ с эпитетом «восточный», «национальный», «декоративный», призванным умалить ценность художественного высказывания в мире глобального искусства.
Полина Осипова
Объекты Полины Осиповой вырастали постепенно — сначала из любви и уважения к чувашской вышивке, затем через внимание к чувашскому костюму. Художница родилась в Чебоксарах: она проносит чувашскую культуру сквозь поколения, пропуская через себя образы из вышивки, ювелирных изделий, костюмов, фотографий. Полина уехала из Чебоксар после 9-го класса, в подростковом возрасте, но чувашский язык для нее остался очень дорог, поскольку она выросла в чувашеязычной семье. В своей кропотливой художественной практике, где медитативное занятие вышивкой сочетается с работой с металлическими деталями, Полина напоминает самой себе о трудностях национального контекста: прежде женщины вышивали при лучине, носили изделия из серебряных монет — и потому ее задача состоит не в реконструкции, а в интерпретации, постоянном напоминании, вшивании памяти в повседневность.
Лиза Шаплина
Участница первой Чувашской биеннале современного искусства, которая проходила в Чебоксарах в 2022 году. Центральный мотив в искусстве художницы — размышление о прошлом. В работе «Песнь» Лиза объединяет чувашские обрядовые песни, которые постепенно растворяются в звуковом ландшафте. Собирая их, Лиза вдохновляется своей бабушкой, которая по-прежнему исполняет эти песни. Художница также использует в работе стекло. Лиза обучалась на кафедре художественной керамики и стекла, а после — на кафедре художественного металла в Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица. Преодоление забвения и проговаривание травмы происходит в ее работе «Высокая вода», которая представляет собой чувашский стеклянный орнамент, лежащий на глади холодной реки в заснеженных берегах. «Высокая вода» — призрачный символ прошлого, просвечивающий в настоящем: в 1970–1980 годах ради строительства Чебоксарской ГЭС устье реки Чебоксарки очистили от городской застройки, а людей переселили на возвышенность. Дом родителей художницы вместе с окрестными строениями ушел под воду.
Альфия Саргин
Регулярные экспедиции по территории Волжской Булгарии Альфия Саргин стала совершать с начала 1990-х. По итогам таких поездок она создавала серии произведений, выполненных в различных техниках — использовала литографию, живопись и найденные объекты (шкатулки, монеты, наличники, сундуки). В работах Альфии важную роль играют горизонтальные художественные связи: практика художницы родом из Казани максимально близка художественному направлению этнофутуристов, которые исследуют и интерпретируют наследия финно-угров. Симпозиумы этнофутуристов, в которых участвует Альфия Саргин, проходят в Удмуртской республике с 90-х годов. Их объединяет то, что они исследуют мироустройство и материальную культуру прошлого и на основе этого выстраивают новые системы координат для будущего.
Рамин Нафиков
Участник 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». Как и Альфия Саргин, Рамин Нафиков окончил Казанское художественное училище, затем продолжил обучение в Латвийской академии художеств. Художник работает над одним произведением месяцами, что невероятно долго для современного культурного производства. Свои произведения Рамин описывает через непрозрачное определение «Внутренняя Булгария», добираться до которой долго и тяжело — дорога изматывающая, но красивая.
Нелли Акчурина
Художница, за чьим творческим развитием кураторы ZAMAN наблюдают лично. Нелли Акчурина родом из Уфы, после окончания Уфимского училища искусств продолжила свое обучение в Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица, где стала художником по текстилю. Из-за работы с текстилем довольно часто вокруг ее работ появлялся эпитет «декоративный», но Нелли показывает, что текстиль — это материал, который вмещает в себя всю историю цивилизации и весь труд женщин прошлого. Именно эта связь с прошлым, проявленная в виде живописи, графики, текстиля, видео или перформанса, и понимание себя как части рода отличают работы Нелли. Родоплеменное деление территории, которое существовало на всех перечисленных выше территориях до советской власти, сейчас будто совершенно утратило свое значение, но это не так: в переосмыслении обрядов художница возвращает себе эту силу, призывает предков, превращая объект в часть ритуала, а взаимодействие с этим объектом — в сам ритуал, чья задача — принести мир.
Нелли Акчурина и Альфия Саргин участвуют в первом проекте Музея современного искусства ZAMAN в Ижевске. Проект «Что останется после меня» пройдет с 15 сентября по 15 ноября 2023 года и будет состоять из экспозиции в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств и обширной публичной программы в разных локациях Ижевска.
Авторы: Мария Сарычева и Мария Филатова