Андрей Кураев: Русская православная церковь считает, что серьезные религиозные разногласия супругов — это повод к разводу. Если один из супругов заставляет другого воздерживаться от религиозной жизни, то это однозначно повод для развода. Однако в истории именно женщины с подобной семейной ситуацией были самыми великими миссионерами. В истории церкви мы видим, как христианство расходится из Иерусалима по всему миру. А мы не знаем, кто это сделал. Речь не о двенадцати апостолах, а о более позднем поколении. Это были чаще всего рабыни. Какие-нибудь варвары на границе Римской империи нападали на более-менее христианизированный романский городок, уводили девушек в рабство, насильничали над ними, о дверь прикладывали не один раз. Затем же эти женщины, родившие от насильников, воспитывали детей в своей родной христианской вере, потому что мужьям было по фигу, что там происходит в детской комнате. Так происходила христианизация.

А как вам кажется, Нафигулла, не стоит ли жене понять, почему у мужа такое отношение, почему он запрещает ей ходить в церковь?

Нафигулла Аширов: По канонам, будь то женщина или мужчина — никто не имеет права жениться на человеке, который не придерживается религиозных взглядов. Такие семьи недолговечны. Никто не будет проводить обряд бракосочетания над нерелигиозными людьми. В таких семьях может быть что угодно.

Ну хорошо, а вот придет к вам мусульманка, скажет, что расписалась то ли с Абдуллой, то ли с Петром — неважно. И вот он запрещает ей ходить в мечеть. Что бы вы ей посоветовали?

Нафигулла Аширов: Я посоветую развестись с таким мужем. С таким мужем жить нельзя. Религия всегда должна быть в приоритете.

Андрей Кураев: В этой ситуации, может быть, есть посторонний мужчина. Возможно, у этой женщины есть духовник, с которым она согласовывает супружеские деяния. Причем даже в интимной жизни, и это может вызывать у мужа вполне законный протест.

Борух Горин: Муж, возможно, предъявляет претензию не к тому, что жене надо поститься, а к тому, что она делает только то, что ей нужно: например, не садится на диету тогда, когда муж ее просит об этом. Тут очевидна ревность. Насчет бесконечного Бога я сомневаюсь, потому что обычно Он не вызывает такой ревности. Просто муж понимает в таком случае, что он для нее не авторитет.

Отец Андрей, лет пятнадцать назад появилось очень много нововоцерковленных, и они ходили к духовнику даже спрашивать, можно ли стричь ребенка. Сейчас то же самое продолжается?

Андрей Кураев: В русском языке есть интересная идиома «супружеский долг». Откуда она пошла? Это слова апостола Павла, но русский читатель Нового Завета никогда этого не узнает, потому что в Синодальном переводе написано так: «Супруги, не уклоняйтесь друг от друга, но отдавайте должное». Насчет «долга» опущено. Если взять греческий оригинал, то супруги должны платить друг другу, отдавать то, что они должны. В том числе сексуальное общение. От этого можно уклониться в порядке отдыха. Так вот часто бывает так, что жена говорит мужу, что во время поста она с мужем ни-ни. И сколько случаев, когда муж приходит и спрашивает: «Мне что, к проституткам идти? Я мужчина, у меня есть желания». В таком случае мудрый священник говорит жене: «Сохранение семьи в твоем случае важнее, чем аскетический подвиг». И я знаю семьи, которые именно такими советами священника были сохранены.