Раздражение богов. Как прошло обсуждение фильма «Убийство священного оленя»
Ɔ. Люди, знакомые с древнегреческой мифологией, наверняка заметили в фильме параллель с мифом об Ифигении, которую Агамемнон должен был принести в жертву за то, что убил любимую лань Афродиты. Что еще из мифологии древних греков можно было заметить в фильме?
Начать нужно с того, что люди очень плохо знают культуру Греции последних ста лет, хотя она, к примеру, отмечена двумя нобелевскими лауреатами по литературе. Греческая культура начиная с ХХ века возвращается к древнегреческому представлению о человеке не как о наборе функций организма, а как о сопернике рока. Древние греки считали важным не то, что умеет глаз, сердце или печень, а то, что из этого следует. Концепция, что функции организма распределены как в государстве, более поздняя, она создана Платоном и Аристотелем: ум — это монарх, чувства — его подданные. Для трагиков Софокла, Эсхила и Еврипида же важно, что конкретно следует из того, что человек побледнел или заплакал кровавыми слезами. В каждой реакции организма трагики рассматривали некий духовный смысл. Первоначальное значение жертвоприношений заключалось в том числе в том, чтобы успокоить раздражение тех или иных органов и привести в гармонию духовное начало.
Ɔ. В фильме же речь, по моему мнению, идет о раздражении богов.
Бесспорно. И то, как боги действуют, показано прекрасно. Согласно мифам, боги могут принимать обличие людей, причем настолько правдоподобное, что мы никогда не отличим бога от человека.