Иллюстрация: Leigh Guldig/This American Life
Иллюстрация: Leigh Guldig/This American Life

В США в последние четыре года происходит революция в области аудиоконтента: вся страна, а за ней и весь мир слушают подкасты. Ежемесячная аудитория в десятки миллионов людей прирастает 10–15 процентами в год и не думает останавливаться.

Происходящее с подкастами отдаленно напоминает то, что в последние десять лет происходит с сериалами, когда все идеи, мысли, а за ними — деньги из большого кинематографа перемещаются в новую среду — на кабельные каналы, а затем — в стриминговые сервисы. Технически подкаст — это только способ доставки контента, удобное отложенное прослушивание программы радиопередач. По факту это главное поле для экспериментов над разными жанрами и темами.

В последние годы подкасты совершают революцию аудиоконтента в США — сегодня, благодаря русскоязычным «Медузе» и «Арзамасу», этот формат начинают понимать и в России. Вот небольшой список главных и самых интересных американских шоу, которые надо послушать, чтобы полюбить подкасты: 

This American Life — еженедельная программа патриарха американского радио Айры Гласса. Каждый выпуск посвящен одной теме, которая раскрывается через несколько сюжетов. На радио шоу запущено еще в 1995 году, люди, успевшие поработать над программой за 23 года, стоят за большинством современных главных мировых подкастов. 

Serial — спин-офф This American life. C этого подкаста началось триумфальное шествие подкастов по США. В 2014 году этим подкастом вышло 12-серийное аудиорасследование убийства конца 1990-х годов. И этот детектив был настолько крут, что вся Америка научилась скачивать подкасты и не может остановиться вот уже четыре года. За это время вышел второй сезон Serial про обвиняемого в дезертирстве американского солдата, который провел пять лет в плену у талибов. И все пытаются выяснить, будет ли третий сезон и чему он будет посвящен. 

S-town — еще один подкаст от создателей This American Life и Serial. Журналиста Брайана Рида зовут в город Вудсток штата Алабама разобраться с убийством, которого, как выясняется впоследствии, не было. А в течение семи последующих серий история становится настолько детективно-закрученной, что просто не верится, что это — документалистика, а не фантастика. 

Reply all — главный подкаст об интернете. За более чем 100 выпусков в Reply all рассказывали о медиках-шарлатанах, о хакерах Apple, о русском феномене ЖЖ и об Алексее Навальном. Общее количество ежемесячных скачиваний — 3,5 миллиона. 

Heavyweight — подкаст о закрытии гештальтов, персональные путешествия в прошлое, в момент, когда все пошло не так. Каждый выпуск — новая история и новая человеческая травма: от буллинга в школе и родительских запретов до несчастной любви. 

99% invisible — подкаст о дизайне, при этом речь о форме в самом широком смысле. За более чем 300 эпизодов рассказывалось о внешнем виде колючей проволоки, дизайне денег, анализировались феномен украинского ленинопада и серия видеоигр The Sims. 

Criminal — подкаст о преступности. Темы варьируются от истории фальшивомонетчиков и производителей кексов с гашишем в Сан-Франциско до жизни популярного в 1940-е медиума.

Почти все главные традиционные американские медиа тоже давно завели себе подкасты. У New York Times их уже несколько — и главный, конечно, The Daily. Этот подкаст — пример достаточно редкого успешного ежедневного информационного шоу. Майкл Барбаро выпускает его пять раз в неделю, каждый выпуск длится от 20 до 40 минут, посвящен теме дня и включает в себя записи разговоров с экспертами, очевидцами происшествий, героями. В итоге получается моновыпуск новостей, где одно или два главных события рассмотрены под разными углами.

Beautiful Stories from Anonymous People — как и следует из названия, подкаст построен на историях неизвестных людей. Каждую неделю комедиант Крис Гефард принимает звонки от анонимных слушателей и посвящает выпуск их историям. 

Conversations With People Who Hate Me — реинкарнация сюжета фильма «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар». Актер Дилан Маррон находит хейтеров и троллей, которые оставили в его адрес оскорбления в социальных сетях, звонит им и пытается выяснить, зачем они это сделали.

В России рынок подкастов развивают два СМИ:

«Медуза». Издание экспериментирует с разными формами и жанрами. К сожалению, вместо репортажных материалов сейчас превалируют разговорные, в которых слушателям советуют, как жить. 

«Арзамас». Пожалуй, самое качественное, что есть на российском рынке подкастов. В большинстве своем, в духе всего проекта, они связаны с историей.

Что характерно, рынка подкастов в России еще нет, а медиа уже поделились на два способа монетизации: «Медуза» продает в подкастах рекламу, а «Арзамас» распространяет их через подписки.

Среди небольшого количества российских подкастов нельзя не отметить недавно запущенный спецпроект издания «Такие дела» — «Жизнь человека» — о враче-онкологе, который узнал, что у него рак желудка третьей стадии.

Свои подкасты запустил и хулиганский самиздат «Батенька, да вы трансформер». Они объединены названием «Глаголев ФМ». Впрочем, пока там все на уровне любительских записей собственных мыслей на свободные темы. 

В Рунете существуют еще несколько подкастов, которые не связаны ни с мировым бумом, ни с интересом к этому жанру в России последнего времени. Они появились давно, кажется, отдельно от всего остального интернета. Прежде всего, это еженедельный подкаст прикладного характера про IT под названием Радио Т. И еженедельный разговор трех парней обо всем на свете (в первую очередь, об играх, фильмах и девушках) — Disgusting men.

Для любителей извращений могу посоветовать не совсем понятно откуда взявшийся, но регулярно выходящий подкаст Федеральной антимонопольной службы.

А вообще, если вам интересно читать новости о мире подкастов, то советую подписаться на два телеграм-канала — бывшего главного редактора сайта «Сноба» Лики Кремер Let it be square и журналистки Киры Тульчинской Podcast junkie.