Семь причин бума потребительского кредитования
По данным Центрального банка, розничное кредитование за семь месяцев этого года выросло на 13% по сравнению с семью месяцами прошлого года. Для сравнения: корпоративное — только на 4,5%.
Например, Сбербанк выдал в первом полугодии 2018 года 714 миллиардов рублей потребительских кредитов, это на 74% больше, чем за первое полугодие 2017 года. Показатели ВТБ за тот же период — 400 миллиардов рублей, или +32%.
Центробанк ожидает, что в целом за 2018 год розничное кредитование в РФ вырастет на 20% (в то время как корпоративное — только на 6–7%).
«Физики» банкам явно интереснее, чем бизнес, особенно малый и средний. С чем это связано?
1. Избыточная ликвидность у банков
Объем «избыточных» денег в банковской системе нашими экспертами оценивается в триллионы рублей. ЦБ подтверждает эту оценку.
«У кредитных организаций — существенный избыток ликвидности, — замечает управляющий партнер Rebridge CapitalСурен Айрапетян (здесь и далее комментарии даны автору в личном общении. — Прим. ред).Кредитование — самый доходный продукт для банка. Даже в кризисный период любой банк ищет способ продолжать кредитовать. Он либо повышает процентную ставку, либо ужесточает требования к залогам, но не останавливает выдачу кредитов». По мнению эксперта, избыточная ликвидность будет направляться прежде всего в сегмент кредитования физических лиц.
Бум потребительского кредитования начался в прошлом году, говорит генеральный директор «Сравни.ру» Сергей Леонидов. Он связан с растущим спросом со стороны населения, которое устало откладывать потребление «на потом», хотя доходы растут не так быстро, как хотелось бы.
2. У частных лиц более благоприятное экономическое положение, чем у компаний
Положение домохозяйств, как правило, более стабильное, чем у юрлиц. При низкой безработице у «физиков» умеренно растут зарплаты, подчеркивает начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев. И люди ожидают дальнейшего увеличения своих доходов.
Заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко отмечает, что население большую часть кредита берет на потребление, а потребление определяется тем, насколько стабильна его доходная база. То есть уверены ли люди, что будут постоянно получать зарплату.
Дополнительный фактор — субсидирование. То есть стимулирование, к примеру, ипотечного кредитования. А также рассрочки со стороны ретейлового бизнеса и другие способы стимулирования покупки товаров в кредит. «Все это вместе создает ситуацию, когда банковский кредит у населения в достаточной степени привлекателен и поэтому растет», — полагает Корищенко.
3. Потребление и потребности «физиков» растут
Потребительская активность домохозяйств серьезно выросла и в абсолютном выражении, и в сравнении с корпоративной. Потребление товаров и услуг увеличивается: оборот розничной торговли в РФ в первом полугодии 2018-го вырос до 14,5 трлн руб (на 2,6%).
Продажи легковых автомобилей за семь месяцев 2018 года выросли на 17%. Авиакомпании за первое полугодие 2018 года увеличили перевозки на 11,3%.
Это связано с изменением потребительских настроений. Потребление же во многом финансируется за счет кредитов. «Сегодня достаточно благоприятная ситуация по кредитным ставкам, — говорит Воробьев, — на фоне ставок по депозитам, которые не стимулируют граждан сберегать».
В 2015–2016 годах, подчеркивает Воробьев, население сокращало задолженность перед банками, формировался отложенный спрос. «Сейчас самое время его реализовать, — замечает он. — Только что прошли выборы президента, сформировано новое правительство, появилась определенность в плане политического и экономического устройства на ближайшие годы».
4. Большая склонность решать проблему за счет кредита
Людям нужны деньги на текущие нужды, и у них почти нет альтернатив решить эту проблему без привлечения кредитов.
Для корпоративного сектора, говорит Евгений Воробьев, существуют альтернативные способы финансирования: облигационные займы, доходы от инвестиционных вложений.
У потребителей альтернатив гораздо меньше, особенно на фоне снижения ставок по депозитам. И они охотно обращаются к кредитному финансированию.
Сооснователь и руководитель компании Fins.money Владимир Шабасон говорит, что бум потребкредитования связан во многом с тем, что людям нужны деньги здесь и сейчас. «Банки, — говорит он, — пользуются этим, не слишком задумываясь о финансовом здоровье своих клиентов».
Однако высокие процентные ставки, характерные для прошлых лет, сменяются низкими, замечает кредитный специалист Алексей Буянкин. Сегодня вполне реально получить потребительский кредит по ставкам ниже тех, что предусмотрены по корпоративным кредитам. И в разы ниже тех, что были по потребительским продуктам в прошлые годы.
«Нижняя граница ставок по потребительским кредитам — порядка 10% годовых, — говорит он, — Это совсем не намного больше, чем ставки по ипотечным, обеспеченным, кредитам. Ставки по кредитным картам и товарным кредитам — от 15%. Таких низких ставок на рынке не было никогда».
5. Банкам удобнее работать с частными лицами, чем с компаниями
Даже с учетом того, что значительная часть кредитных продуктов для граждан — без обеспечения, кредиты для «физиков» рассматриваются банками как более «правильное» вложение с точки зрения соблюдения нормативных актов ЦБ.
Для принятия решения о кредитовании любого клиента банку необходимо подтвердить его платежеспособность, говорит Сурен Айрапетян. «На сегодняшний день наметился тренд по увеличению кредитного портфеля по физическим лицам именно по этой причине», — говорит он.
При анализе платежеспособности физических лиц банку достаточно подтвердить доходы. Для этого клиент предоставляет справку о своих заработках от работодателя.
Кроме данных о доходах банку достаточно ввести ряд параметров в свою систему оценки скорингового балла — оценки кредитоспособности партнеров по совокупности параметров. Это семейное положение, образование, наличие имущества и пр. Система автоматически выдает положительное или отрицательное решение.
6. Рынок ретейла захвачен гигантами банковского бизнеса
Львиную долю рынка банковского ретейла контролируют Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и другие крупнейшие банки. Это связано с большим объемом собственного капитала у этих банков.
«Банки, — говорит Сергей Леонидов, — оценивают заемщиков по пяти группам риска — от стандартных, с которыми все идеально, до безнадежных, по которым заемщик не платит и платить, по оценке банка, не будет. Со второй по пятую группу банк обязан формировать резерв (от 1 до 100%), то есть держать у себя в пассиве часть суммы такого кредита без движения, чтобы избежать проблем при остановке обслуживания кредита».
Разумеется, банк не заинтересован в формировании больших объемов таких резервов, то есть вынужден подбирать заемщиков с невысоким риском. Или недооценивать такие риски, что опасно при проверках ЦБ. Но этим, скорее, грешат небольшие банки.
Для больших в этом нет необходимости. Их собственного капитала достаточно для учета рисков.
7. Банкиры совершенствуют требования к заемщикам
Комплекс требований для получения потребительского кредита постоянно уточняется и совершенствуется. И в чем-то требования упрощаются.
По мнению генерального директора компании «Национальный кредит» Владимира Звонарева, увеличению объемов потребительского кредитования способствует и то, что в прошлом году кредитные организации значительно упростили процесс рассмотрения кредитных заявок. В частности, уменьшился необходимый для получения денег пакет документов, снизились требования к стажу работы.
Кроме того, банки, по словам Алексея Буянкина, более лояльно относятся к «альтернативным» формам подтверждения дохода — принимают уже не только справки 2НДФЛ.
Но при этом, отмечает генеральный директор «Сравни.ру» Сергей Леонидов, с 1 сентября 2018 года при расчете норматива достаточности капитала необеспеченный кредит в 10 тысяч рублей, выданный по ставке 10–15%, будет учитываться для банка как кредит на 12 тысяч рублей, а по ставке 25–30% — как 20 тысяч рублей, то есть как 200% от суммы кредита. Так ЦБ пытается притормозить рост необеспеченного кредитования.
«Растут требования и по скоринговому баллу (совокупной оценке заемщика по многим параметрам. — Прим. ред.), — говорит совладелец и CVO группы компаний Fin.media Антон Миркин. — Например, в одном из наших крупных розничных банков-партнеров процент одобрения по потребительским кредитам за год снизился в три раза. Отчасти это компенсируется увеличением одобрения по продуктам для сокращения кассовых разрывов (перерывов в поступлении доходов. — Прим. ред.) кредитным картам или картам рассрочки — хиту этого сезона. Но если раньше не очень надежному заемщику могли одобрить небольшой кредитный лимит, то теперь, скорее всего, не одобрят никакого».
Заемщики пытаются решить финансовую проблему с помощью обращения в микрофинансовые организации (МФО). А это тупиковый путь — из-за очень высоких процентных ставок. «Получается, что люди, у которых был небольшой кассовый разрыв, вынуждены брать деньги в МФО, и этот кассовый разрыв у них только увеличивается», — говорит Антон Миркин.
При этом если кредитная история и так не очень хорошая, а вы еще не вернули деньги в МФО, вы вообще попадете в черный список, подчеркивает Миркин. Но наличие даже обслуживаемых займов в МФО для банков — во многих случаях стоп-фактор, замечает Алексей Буянкин. Проблема в том, что займы в МФО оцениваются как маркер того, что банки не готовы одобрить заемщику кредиты и он берет «займы безысходности».
Кроме того, МФО — организации, не лицензируемые ЦБ, — плохо соблюдают процедуры работы, например, с кредитными историями. «Масса случаев передачи ошибочной информации о просрочке, — говорит Алексей Буянкин. — А при самом факте просрочки, даже в несколько рублей, банк не одобрит кредит».
Поэтому перед получением кредита полезно проверять свою кредитную историю. «Это способ для вас посмотреть на себя глазами банкиров, — говорит Алексей Буянкин. — Желательно делать это систематически, и выполнять анализ кредитных историй вместе со специалистом».
Хороший способ получения кредита — подача кредитных заявок через специализированные сервисы, говорит Антон Миркин. «Но при этом не стоит обращаться в сервисы, которые берут деньги за подачу заявки. Само оформление заявки должно быть бесплатным. Так вы фактически получаете консалтинг — определенную гарантию того, что заявка точно не “холостая”: она берется сервисом, чтобы получить за нее оплату со стороны банка».
«Если кредитная заявка в данный момент бесперспективна, есть продукты для “лечения” кредитной истории, — замечает Миркин. — Например, “Кредитный доктор” Совкомбанка. Ими стоит воспользоваться. Они дают возможность в финале относительно недолгого “лечения” гарантированно получить банковский кредит и стать тем самым “проходным” для банков клиентом».
Именно благодаря разборчивости банков нет причин говорить о перегреве сферы потребительского кредитования, говорит Владимир Звонарев. По данным эксперта, просроченная задолженность по кредитам физических лиц в среднем составляет всего несколько процентов от объема розничного портфеля. А значит, потребительское кредитование будет расти и дальше.