Фото: Tom Stoddart / Getty Images
Фото: Tom Stoddart / Getty Images

Вопрос, вынесенный в заголовок, — с приема в моей поликлинике и с лекций для родителей, которые я время от времени читаю.

Задают его часто, контекст звучит, например, так:

— Мы всегда много с ним общались, поддерживали все его интересы. Вот он захотел пушки посмотреть, мы сразу в артиллерийский музей идем, или понравились ему динозавры, мы три энциклопедии про них купили. Каждый день гуляем, каждые выходные развивающее что-то. Про игрушки я уж не говорю — весь дом ими завален. И при всем этом он фактически каждый день бродит и ноет: мне ску-у-учно! Скажите мне: чего еще ему не хватает?

Или так:

— Когда я рос, у нас ничего не было, а родители с нами вообще практически не разговаривали. Нас у матери было двое, я младший и про фирменные джинсы мог только мечтать. Когда мне брат отдал свой старый обшарпанный велосипед, я всю ночь не мог уснуть от радости, лежал и мечтал, как я завтра на нем поеду — уже не у брата на багажнике, а как хозяин. У нынешних одежда из шкафов вываливается, велосипед такой, что на нем в космос лететь можно, про всякие компьютеры я уж молчу, но вот мои все время недовольны. А недавно младшая нам с матерью за ужином заявляет: все равно я в классе хуже всех «упакована». Вот скажите мне: какого еще беса ей не хватает?!

Из своего исследовательского прошлого я полагаю, что если есть четко сформулированный вопрос, на него почти всегда можно получить ответ.

Если вопрос встает часто, то ответ, по всей видимости, очень актуален для родительской общественности.

Поэтому я провела небольшое исследование. Его результаты представляю уважаемым читателям ниже.

Детей и подростков я разделила на довольно узкие группы, резонно, на мой взгляд, полагая, что в разных возрастах «нехватки» могут и должны быть разными. Группы были такие: 6–8 лет, 9–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет и 18–20 лет.

Детям младше шести и молодым людям старше двадцати, разумеется, тоже чего-то не хватает, но они в данном исследовании находились за пределами моих интересов.

В бланках, которые от меня получали «подопытные», был всего один вопрос, тот самый («Чего тебе не хватает на сегодняшний день?»), несколько уже готовых вариантов (можно было отметить галочками сколько угодно из них) и пустые строчки, чтобы вписать туда свои индивидуальные нехватки, не вошедшие в мой стандартный список.

Стандартный список несколько различался по возрастам (понятно, что в бланке для 18–20 лет уже не было предположения, что им не хватает игрушек), но были и общие для всех пункты. Ниже я привожу полный список того, что я туда вообще включала.

Итак, на сегодняшний день мне не хватает:

  • внимания (впиши от кого)
  • игрушек (если можешь, впиши каких)
  • гаджетов
  • любви (впиши от кого)
  • карманных денег
  • общения (впиши с кем)
  • времени
  • прогулок с друзьями
  • разговоров и совместного досуга с родителями (игр с родителями — это для маленьких)
  • кружков, секций
  • друзей
  • посещения музеев, выставок, иных культурных пространств
  • прогулок в лесу, на природе
  • кино, театров
  • возможности любить
  • чтобы оставили в покое
  • домашних животных
  • экстрима, остроты жизни
  • времени, возможности играть в компьютерные игры
  • одежды, аксессуаров
  • общения, серфинга в интернете
  • путешествий
  • жизненного пространства, своей комнаты
  • интересов
  • еды, напитков
  • смысла жизни
  • возможности учиться тому, чему хочется
  • свободы
  • движухи, тусовок
  • увлеченности чем-нибудь 

Всего я опросила 98 человек.

Среднее количество отмеченных «галочек» на один бланк — 5–6. Есть два пункта, которых равномерно «не хватает» приблизительно половине всех возрастных групп, — это «путешествия» и «карманные деньги». Среди опрошенных была одна тринадцатилетняя девочка, которая аккуратным почерком вписала внизу на свободных строчках «мне всего хватает». Я ей не очень поверила: кажется, она решила, что я все-таки покажу анкету ее родителям (хотя я это сразу и категорически отрицала, говорила, что это исследование и индивидуальных результатов никто не увидит).

Теперь сами результаты.

Чего не хватает самым маленьким, 6–8 лет?

Я не внесла в свой список «мультики». А выяснилось, что их не хватает более чем половине опрошенных. Также почти всем не хватает «игр с родителями», «домашних животных» и «прогулок на природе». Из удивительного: больше половины отметили «возможность учиться тому, чему хочется». Я попыталась уточнить, решив, что малыши как-то не так поняли вопрос. Ничего подобного. «Я бы хотел учиться ездить на мотоцикле», «я бы хотел изучать физику», «я бы хотела на ферме учиться ухаживать за большими животными» — все они поняли и ответили правильно. Внимания и любви этой возрастной группе хватает (только одна отметка, и то — нужно внимание не родителей, а старшей сестры). С друзьями тоже как будто бы все в порядке. Их не хватает только двоим. Трое хотят свою комнату. Внимание, родители: не нашлось ни одного ребенка, которому не хватало бы игрушек, одежды, театров или музеев! Из вписанного внизу: «Я бы очень хотела своего друга-дельфина (он не домашнее животное)».

9–11 лет

Резкий рывок социальных дефицитов: почти всем не хватает внимания, дружбы, общения или всего этого разом. Много запросов на внимание родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, даже, как ни странно, учителей. При этом — ни одного запроса на «любовь» (не очень понимают, что это такое?). Из материального — уже очень хочется гаджетов и свою комнату. По-прежнему в чести прогулки на природе и домашние животные. По-прежнему не наблюдается ни малейшего дефицита походов в музеи и театры. Время и возможность играть в компьютерные игры — очень умеренно, чуть меньше половины.

Из вписанного внизу: «мне бы хотелось, чтобы меня замечали», «не хватает ласки» и самое загадочное — «не хватает жизни на других планетах». Сам он там хочет жить или просто хочется, чтобы мы были не одни во вселенной, я так и не поняла, мальчишка не из разговорчивых.

12–14 лет

Пик дефицита компьютеров, гаджетов и прочей виртуальности. Видимо, уже есть острая потребность, а родители все еще пытаются ограничивать. Тот или иной связанный с этим пункт отмечен почти у всех.

Очень четко сформулировано про «разговоры и общение с родителями»: да, хочу, не хватает, только не про учебу и здоровье. Этого — не надо.

Появилась одежда. Не хватает той, которая либо «как у всех», либо просто «модная». В равной степени — у мальчиков и у девочек, что для меня удивительно (я росла в другом мире).

Как-то рассосался дефицит «прогулок на природе», зато появилась выраженная недостаточность «тусовок», что совершенно понятно: это возраст начала биологической «реакции группирования».

Не надейтесь: дефицит музеев и театров при этом не прорезался.

Уже не хватает свободного времени. Из вписанного внизу: «просто полежать и подумать».

Только двоим не хватает «своей комнаты» (у остальных она есть?).

Одному двенадцатилетнему «буревестнику» не хватает только свободы и смысла жизни (других дефицитов у него нет).

Одного надо «оставить в покое».

«Домашние животные» — в устойчивом тренде.

Еще из вписанного: «поездок на море», «мало футбола». Трагическое: «очень не хватает папы, он умер». Опять несколько загадочное: «игр со сказочными друзьями, которые были у меня в детстве».

15–17 лет

Подростковый гормональный «жор» или подростковые же диеты? Почти половине вдруг не хватает «еды или напитков». Огромный и понятный дефицит «любви». Опять появляются «прогулки на природе» (романтика?), но практически исчезают «домашние животные».

Гораздо меньше хочется «разговоров с родителями». Зато очень хочется и не хватает общения с друзьями, «настоящей и верной дружбы». Потребность в «тусовках» — умеренная, вероятно, к этому возрасту они уже потеряли свою новизну и романтичность.

Всем не хватает «карманных денег».

Появились экзистенциальные запросы: двоим не хватает смысла жизни, троим «увлеченности чем-нибудь». Двоих следует «оставить в покое».

Троим не хватает экстрима, остроты жизни.

Внизу в этой группе не вписано ничего! Но я всегда знала, что подростки все-таки довольно стандартизированы.

18–20 лет

Время выходить в жизнь — и, неожиданно, прямо-таки коллективный вопль: «Оставьте нас в покое!» Боятся выходить, должно быть.

Отчетливые эскапистские тенденции. Опять тусовки, опять прогулки на природе, вдруг — театры и музеи (вы рады? Я — не очень).

Суммарно дефицитов больше, чем во всех остальных группах.

Нет смысла, нет увлеченности, нет настоящих друзей.

Правда, дефицит любви поменьше, чем в предыдущей группе. Нашли или разочаровались?

Никаких компьютерных дефицитов.

Опять (как у самых маленьких) несколько человек: «возможность учиться тому, чему хочется» — наверное, родители запихали в угодный им, а не чаду институт.

Про карманные деньги никто не упоминает, видимо, стесняются.

Наконец-то — один человек на всю выборку: полюбить самой!

Из вписанного внизу: «поговорить с кем-нибудь умным», «разобраться в себе», «побывать на Луне», «попробовать наркотики», «жить в лесу», «выиграть миллион долларов», «не хватает решимости отстаивать себя и свои интересы», «общительности», «здоровья».

Вот где-то так. Кое-что проясняется, правда?

Всегда можно спросить. И получить ответ.