Больше, чем время: как умные часы изменили индустрию с четырехтысячелетней историей

Редакционный материал

Часовая индустрия считается одной из самых консервативных в мире, однако именно в ней раз в несколько десятков лет происходят изменения, ставящие все с ног на голову. Так случилось, когда производитель «одноразовых» часов Swatch Group не только завоевал огромный рынок, но и получил контроль над самыми старыми и известными часовыми брендами. Так происходит сейчас — Apple удалось «подсадить» весь мир на умные часы, хотя десять лет назад никто не понимал, зачем они вообще могут быть нужны

29 Октябрь 2018 8:11

Забрать себе

Фото: Getty Images

Глава Apple Тим Кук 13 сентября представил четвертое поколение умных часов Apple Watch. Такой тип устройств изобрели не в Apple. Первые цифровые часы в 1979 году под маркой Pulsar выпустила компания Hamilton Watch. Apple смогла сделать то, чего не удалось ее предшественникам — Apple Watch превратились из узконишевого устройства для гиков в массовый продукт. И сейчас, по словам Кука, они являются самой продаваемой маркой часов в мире, обойдя как легендарные швейцарские бренды, так и массовых производителей вроде Cassio.

Первые умные часы появились на рынке, когда и мобильные телефоны мало что умели, кроме простых звонков и пересылки коротких сообщений. На тот момент было непонятно, зачем нужно еще одно электронное устройство: максимум — чтобы удивить коллег по работе сменными циферблатами с красивой анимацией. С тех пор в умных часах появились карты и модуль GPS, возможность отдавать команды голосом, модуль беспроводных платежей, мобильные игры, фотокамера, плеер, позволяющий слушать музыку во время пробежки без телефона, встроенная виртуальная SIM-карта (в России их использование пока не разрешили) и т. д. Фактически умные часы являются почти полной заменой смартфону, но, конечно, в определенных ситуациях.

Часы спешат на помощь

В Apple Watch 4 появилась функция, позволяющая компании рассчитывать на внимание еще одной аудитории, которая раньше едва ли могла заинтересоваться подобными устройствами, — пожилых людей. Apple Watch 4 научились узнавать, когда человек случайно упал, то есть резкое движение не связано с занятиями спортом. Компания выявила определенные жесты, которые делает человек при падении, и вместе с показаниями гироскопа и данными о частоте сердцебиения эта информация может свидетельствовать о серьезном риске для жизни. В этом случае часы самостоятельно звонят на заранее указанный номер — в службу спасения, родным или врачу.

Эта функция может спасти жизнь не только пенсионерам, но и любителям экстремального спорта и людям, у которых существует риск инфарктов и инсультов. Apple Watch 4 способны также снимать электрокардиограмму — для этого необходимо поднести палец к датчику на 30 секунд, после чего данные выводятся на экран. Ими можно поделиться с лечащим врачом.

Несмотря на новые функции для защиты здоровья, Apple Watch — не медицинский гаджет, а в первую очередь аксессуар, подчеркивающий статус владельца. Так по крайней мере хотели бы думать в Apple. К сожалению любителей статусных аксессуаров, это устройство стоит недорого — цены на модели четвертой серии будут начинаться от 31 990 рублей. Apple ранее пыталась решить эту «проблему», выпустив на рынок модель Apple Watch Gold в золотом корпусе за более чем $20 000, но желающих купить эти часы нашлось немного — не очень дальновидно вкладывать деньги в покупку устройства, которое через год гарантированно устареет.

Швейцарцы ищут возможность продолжать делать то, что у них получается хорошо, то есть собирать высокоточную механику, и при этом угодить молодежи. Для этого были придуманы так называемые гибридные часы

По тому же пути пошла компания Tag Heuer, выпустившая модель умных часов за почти 100 000 рублей, притом что обычные хронографы этой компании стоят от 300 000 рублей и более. Многие крупные швейцарские бренды также выпустили свои умные часы, что, в общем, понятно. Никто не будет сидеть и спокойно смотреть, как его вытесняют с практически единственного рынка. На рынке умных часов отметились Montblanc, Breitling, Tissot. Впрочем, большинство швейцарских брендов, таких как Breguet, Longines, Carl F. Bucherer, Baume & Mercier, Vacheron Constantin, остаются верными традиции и продолжают делать ставку на классический продукт.

Для швейцарских компаний электронные часы — непривычный сегмент. У них нет ни собственных исследовательских подразделений, ни миллиардных бюджетов на R&D. В итоге они поступали, как в их случае поступила бы любая другая компания, — разрабатывали дизайн и отдавали производство и решение технологических вопросов азиатским аутсорсерам. В результате получившуюся продукцию сложно назвать революционной.

Чтобы спасти ситуацию, швейцарцы ищут возможность продолжать делать то, что у них получается хорошо, то есть собирать высокоточную механику, и при этом угодить молодежи. Для этого были придуманы так называемые гибридные часы. В них стрелками управляет традиционный заводной или кварцевый механизм, но в корпусе также есть электронный модуль, способный считать пульс и следить за циклами сна. Часы Frederique Constant Horological могут передавать на смартфон данные об изменениях пульса владельца и следить за занятиями фитнесом — при этом это самые настоящие швейцарские аналоговые часы. Стоит такая модель 60 000 — 90 000 рублей.

Критики могут сказать, что у Frederique Constant получилась модель, собравшая недостатки двух типов устройств: это и не традиционный швейцарский хронограф, который может передаваться из поколения в поколение, и уж точно не умные часы, которые можно было бы сравнивать по функционалу даже с самыми дешевыми китайскими моделями. Несмотря на это, президент Frederique Constant Петер Стас заявил, что компании удалось продать 150 000 часов этой модели, а компания Juniper Research обещает, что в 2022 году в мире будет продаваться 80 миллионов гибридных часов.

На вкус и цвет

Пока швейцарским брендам не удалось не только отвоевать рынок у Apple, но даже доставить американской компании какие-нибудь значительные неудобства. В намного лучшем положении находится корейская Samsung. Владельцы смартфонов на Android при всем желании не могут использовать Apple Watch, так как эти часы не совместимы с их телефонами. У Samsung умные часы продавались под брендом Galaxy S с цифрами от единицы до трех, но в каждом поколении было несколько моделей: спортивные, женские и представительские. Основное отличие продукции Samsung от американского конкурента — более «часовой» дизайн: круглый циферблат и вращающийся базель, который является важным элементом управления. В августе 2018 года Samsung показала в Нью-Йорке четвертое поколение часов, которое избавилось от буквы S и теперь называется просто Galaxy Watch. Дизайн часов и функционал изменились незначительно: улучшилась мощность процессора, выросло время автономной работы и т. д. Модели уже доступны на российском рынке по цене 21 000 — 27 000 рублей.

Модель Xiaomi Amazfit Bip подозрительно напоминает по дизайну Apple Watch, но стоит всего 4000 рублей

Если не считать некоторых функций вроде способности определять возникновение опасных для здоровья ситуаций у Apple Watch, умные часы по функционалу мало чем отличаются друг от друга. Кроме того, на каждую изобретенную производителем «фишку» моментально появляются бесплатные приложения, позволяющие всем остальным моделям делать то же самое. По сути, сейчас основным критерием выбора умных часов является цена и дизайн на уровне понравилось — не понравилось. Кроме того, часы Apple работают только со смартфонами этой же компании, а продукция Samsung «понимает» только Android. При этом для большинства людей основным вопросом является все же выбор модели смартфона, так что возможности выбора часов обычно не так уж широки.

Тем не менее есть модели часов, способные работать как с телефонами Android, так и с iOS, например модель Asus Zenwatch 3 от известного тайваньского бренда (стоит около 13 000 рублей). Свои умные часы есть у «китайского Apple» Xiaomi. Модель Xiaomi Amazfit Bip подозрительно напоминает по дизайну Apple Watch, но стоит всего 4000 рублей. Производитель навигационного оборудования Garmin выпустил более десятка моделей умных часов, на данный момент топовой является Garmin Fenix 5 — умные часы, позиционирующиеся как идеальный гаджет для спорта, обладающие несколькими особенностями вроде возможности моментально загружать карты полей для гольфа. Стоят часы около 60 000 рублей.

Тело вместо батарейки

Американская компания Matrix PowerWatch обещает революцию на рынке умных часов — правда, удастся ли ей это сделать, пока далеко не очевидно. Основной проблемой обладателей таких устройств является необходимость их регулярно заряжать. Известны и давно используются механические часы, подзаводящиеся от движений руки, но получать электричество от владельца часов долгое время не удавалось. Решением проблемы стала идея преобразовать тепло тела в электроэнергию. Это можно сделать при помощи термоэлектрической технологии: разность температур материалов обеспечивает миграцию электронов с «горячей» части на «холодную», что позволяет генерировать напряжение. В 2017 году Matrix PowerWatch собрала более $1,5 миллиона на краудфандинговой площадке Indiegogo и смогла выпустить три модели часов, использующих термоэлектрическую технологию. Топовой является PowerWatch X, которая продается в России за 27 990 рублей.

Приятным бонусом к технологии получения электричества из тепла тела является то, что часы считают сожженные калории более точно, потому что для этого используется информация из преобразователя энергии. Конечно, часть пользователей жалуется на недостаточно яркий экран PowerWatch X. В них также нельзя установить мощный процессор, поэтому с их помощью, скорее всего, никогда нельзя будет слушать музыку или отвечать на сообщения в Twitter. Но, учитывая растущую моду на «зеленую» энергию и бережный подход к экологии, это устройство, скорее всего, найдет своего потребителя.

Читайте также

«Сноб» вместе с девелоперской компанией Stone Hedge изучил потребительские привычки молодых руководителей технологических компаний и вывел несколько закономерностей. Итак, вы преуспевающий миллениал, если...
Наряд жениха должен быть одновременно праздничным, элегантным, практичным и небанальным. Как сформировать такой образ, по просьбе «Сноба» и BML рассказал специалист по мужскому стилю, исследователь моды Тим Ильясов

Новости партнеров

«Сноб» совместно с Daniel Barren подготовил тест, пройдя который вы узнаете, какие суммы рэперы носят на своих шеях и что они просят отлить из золота и усыпать бриллиантами
Читайте лучшие текста проекта Сноб в Телеграме
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться