Ошибки в бизнесе, которые нужно совершить
Борис Бобровников, гендиректор IT-компании КРОК
К такой «успешной» ошибке я бы отнес открытие нашего центра виртуальной реальности. В 2014 году мы инвестировали в его создание 5 миллионов долларов и, конечно же, возлагали большие надежды на скорый возврат инвестиций. К нам приезжали бесчисленные делегации, VR-центр у всех вызывал восторг, но до контрактов разговор чаще всего не доходил. В итоге мы поменяли наше отношение к проекту и стали воспринимать открытие VR-центра как стартап, который не «полетел». Тем временем наша команда специалистов по виртуальной реальности продолжала работу, и незаметно для всех нарастила уникальную компетенцию. Сегодня мы предлагаем клиентам возможность реализовать по-настоящему высокотехнологичные проекты. Создаем VR-тренажеры для космонавтов, 3D-экскурсии для Эрмитажа, виртуальных ассистентов для промышленности и множество других продуктов, спрос на которые с каждым годом только растет.
Ксения Рясова, президент торговой сети Finn Flare
Все мои успехи — это результат ошибок. Поэтому ошибки я люблю, и у нас в компании скрывать их не принято. Если говорить о самом ярком примере, то в конце 1990-х я стала дистрибьютором компании по производству джинсовой одежды. Проект оказался неудачным, я потеряла на нем полмиллиона долларов. При этом получила колоссальный опыт, переосмыслила свой подход и стратегию ведения бизнеса, и в итоге построила свою собственную компанию. Это была ошибка? Нет, скорее обучение. За 500 тысяч долларов.
Андрей Трубников, основатель косметической компании Natura Siberica
Я выпускал косметику, в которой присутствовал пантокрин — природный адаптоген, получаемый из молодых рогов северных оленей. В марте 2017 года в соцсетях появилась информация о том, что это негуманно по отношению к оленям. После этого я провел опрос среди потребителей и 10 тысяч человек проголосовали за то, чтобы я прекратил производство. Тогда я отказался от использования пантокрина, вся косметика на оленьих пантах была уничтожена, больше мы ее не делаем. Я потерял доход, но завоевал уважение и доверие потребителей.
Борис Ким, совладелец группы компаний Qiwi
Когда мы создавали сеть терминалов, наши агенты зарабатывали на комиссии. Но при запуске Qiwi-кошелька мы запретили им брать комиссию. Тогда это казалось ошибкой, потому что ставило нас в менее выгодную позицию по сравнению с конкурентами. Но в итоге оказалось, что отмена комиссии вкупе с возможностью оплачивать большой спектр товаров и услуг нашим электронным кошельком увеличила поток клиентов к нашим агентам, и это принесло им дополнительный доход. Таким образом отмена комиссии оказалась путем к успеху.
Георгий Соловьев, основатель и гендиректор онлайн-школы английского языка Skyeng
Когда мы провели первый раунд инвестиций в Skyeng, новые партнеры обязали нас нанять более квалифицированный топ-менеджмент. Мы взяли семь человек, потратили на это больше половины первого раунда инвестиций, и это был полный провал. За полгода мы не сдвинулись с места, не сделали практически ничего таким составом, и шесть из семи менеджеров пришлось уволить. Это был депрессивный период для компании. Но мы увидели, что оставшийся менеджер начал совершенствовать свои навыки и расти. Тогда мы поняли, что все это время смотрели не туда. Нужно было гнаться не за количеством, а за качеством: выбирать сильных людей и давать им все условия для развития, потому что именно они влияют на успех компании. После этого мы начали мониторить рынок, искать лучших специалистов, давать им опцион, соглашаться на их условия и зарплату и вкладываться в их развитие. С этого момента компания начала расти. На сегодняшний день у нас есть супер-команда, которая выкладывается по-полной и показывает высокие результаты. Если бы не ошибка с наймом тех семерых человек, мы не нашли бы одного сильного специалиста, а главное — не увидели бы, на что нужно ориентироваться в развитии бизнеса, и могли бы просто остаться местечковой компанией.