Фото: Nicolas Thomas
Фото: Nicolas Thomas

Государство ничего никому не должно. Это народ в должниках у государства

Для начала отметим, что подобная трактовка происшествия — не в последнюю очередь заслуга федеральных чиновников самого разного калибра, которых этой осенью, кажется, просто прорвало. Запустила марафон саратовский министр труда и занятости Наталья Соколова, заявившая, что 3500 рублей в месяц пенсионеру «вполне достаточно для минимальных физиологических потребностей». Эстафету подхватила директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких, посчитавшая, что государство молодым людям «вообще в принципе ничего не должно». Затем в топах новостей мелькали глава Карелии Артур Парфенчиков, отказавшийся открывать детский сад, врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов, сказавший, что это не цены в стране высокие, а студенты мало зарабатывают, и депутат-единоросс из Саратовской области Николай Островский, заявивший, что «народ должен государству».

Почему случай на Камчатке не из их числа

Формально на Камчатке случилась такая же история: главные герои — сотрудники краевого правительства, и комментарий на видео поначалу вызывает недоумение. Однако, если присмотреться, слова о том, что незнакомца с обрезом надо «чпокнуть», как животное, — вовсе не призыв к убийству или усыплению пенсионера-инвалида и не публичная позиция чиновника, облеченного властью, а эмоциональная реакция на неожиданное и пугающее событие. Понять это просто, если представить себя на месте того, кто оказался в ситуации, когда в любой момент он может стать жертвой вооруженного человека.

К тому же перед нами (как выяснилось немногим позже) не министры и губернаторы с высокими зарплатами, а мелкие служащие, одна из которых  — программист.

Получается, что сотрудниц Камчатского правительства, не разобравшись, причислили к «зловредным» чиновникам, и из-за шума, поднятого в СМИ, судят по самым строгим меркам: отчитывают и увольняют.

Показательная порка

Когда в СМИ появилась видеозапись, камчатские власти пошли классическим путем  — сообщили журналистам, что автора записи уволили. Кем она работала, как ее зовут — неважно. Сообщалось, что она не госслужащая, работала по контракту и контракт был расторгнут. Хеппи-энд: зло наказано, у читателя катарсис, честное имя краевой администрации восстановлено.

На следующий день выяснилось, что комментатор видео — программист областного минфина — до сих пор на рабочем месте. Возмутительно? Власти пообещали наказать сотрудницу — вызвать на комиссию по этике. Как рассказали «Снобу» в пресс-службе правительства, заседание комиссии еще не состоялось, так как нужно «пройти необходимый регламент». Когда его пройдут — неизвестно.

Что касается уволенной женщины, сотрудница пресс-службы не смогла пояснить, почему конкретно с ней расторгли контракт.

Любопытное в этих наказаниях то, что обе сотрудницы предстают в глазах читателей бессловесными и безликими преступницами, которые осознают свою вину и готовы понести наказание. Может ли быть такой конец в историях с высокопоставленными чиновниками?

Без комментариев покинула правительство Саратовской области только Наталья Соколова — «министерскую диету» уже ничем нельзя было оправдать. А Ольга Глацких, например, заявила, что СМИ исказили ее слова. Но извиниться ей все равно пришлось — «за прямолинейность». Глава Карелии, отказавшийся строить детский сад, только после шумихи извинился и заявил, что садик откроют. Глава Липецкой области, как и Глацких, уверен: недоброжелатели вырвали фразу из контекста и использовали, чтобы очернить его честное имя. Единоросс из Саратова вообще отказался от своих слов: его тоже неправильно поняли.

Итог

Все упомянутые чиновники, кроме Соколовой, сохранили свои места, а сотрудница камчатской администрации — лишилась работы. Нам остается только выразить сожаление по поводу этой ситуации, к которой мы косвенно приложили руку. И постараться впредь не поддаваться хайпу, делая свою работу профессионально и замечая собственные ошибки.