Фото: Школа 21
Фото: Школа 21

Школа с «бассейном»

Директор школы Светлана Инфимовская ведет меня по опенспейсу между столов, на которых ровными рядами выстроились новенькие «маки». Сейчас в школе проходит очередной отборочный этап — «бассейн». Попробовать свои силы в программировании может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет, вне зависимости от результатов ЕГЭ, наличия диплома или профильного образования. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте школы, успешно пройти онлайн-тест и видеоинтервью.

В первые несколько дней из «бассейна» отсеивается треть абитуриентов — те, кто ни с кем не общался. Общение важно, потому что учеба построена на постоянной коммуникации: задачи написаны таким образом, что допускаются разночтения, и учащийся вынужден обсудить их с другими, чтобы выяснить, правильно ли он понял, что нужно делать. Кроме того, каждый становится поочередно то учеником, то тренером. Еще треть абитуриентов не выдерживает графика: это студентам можно выбирать время для учебы, а на отборочном этапе желающие попасть в школу вынуждены проводить там по 10–12 часов. По словам Инфимовской, «бассейн» — это прежде всего про борьбу с самим собой и уже потом про программирование.

«У нас люди учатся распределять свое время таким образом, чтобы что-то написать, спроектировать, сдать и при этом не умереть, потому что “бассейн” — марафонская дистанция. У тебя каждый день новые задания, а программа построена так, что за день ты их все выполнить не можешь чисто физически — это имитация реальной жизни. Ты учишься работать в стрессовых ситуациях, понимаешь цену ошибок. К примеру, в день тебе выпало 7 заданий, ты выполнил 6. Программа тебя проверяет и находит ошибку во втором задании. В зачет идет только первое, а все последующие не учитываются, даже, если решены верно», — рассказывает Инфимовская.

Уровни и стажировки

Для тех, кто прошел «бассейн», средняя продолжительность обучения составляет от полутора до четырех лет: каждый выбирает сам, с какой скоростью ему учиться. За это время студентам, как в компьютерной игре, предстоит пройти 21 уровень подготовки. В курс включены две стажировки в сторонних компаниях и проектах, после прохождения 7-го и 16-го уровня. Что касается гендерного состава, то российская школа отличается от других в сети: здесь более 20 процентов студентов — женщины, тогда как в остальных школах женщин только 5–7 процентов. Все студенты условно делятся на три категории. 

«Это студенты профильных и непрофильных вузов, доучившиеся или бросившие. Люди из депрессивных регионов, работающие в специфических областях (например, клининг, продажи) или без работы вообще — они пашут с утра до ночи, потому что хотят выкарабкаться. И наконец, люди, состоявшиеся в профессии (например, у нас учатся инвестиционный банкир и юрист-международник), у которых есть денежная подушка на пару лет и желание изменить свою жизнь. Они тоже очень мотивированы», — рассказывает Инфимовская.

На первом этапе из 85 тысяч подавших заявки абитуриентов студентами стали только 500 человек. Большинство приехали из разных регионов России, примерно половина студентов до этого программированием не занимались.

Без преподавателей и учебников

В школе нет преподавателей. Сотрудников — человек десять: директор, техподдержка и люди, решающие административные вопросы. «Мы предоставляем возможности, а студенты делают все остальное, самоорганизуются. На днях вот решили учить английский. Все в руках самих студентов». За выполненные задания студенты получают баллы и после достижения определенной цифры переходят на следующий уровень.

После 7-го уровня обучения по какому-либо направлению нужно выходить на стажировку фултайм, которая длится от 4 до 6 месяцев. Спрос на IT-специалистов во всем мире высок и зачастую превышает предложение, а в самом пуле школы более 20 компаний, поэтому проблем со стажировками нет. Треть студентов во всех школах сети получают предложение о работе по итогам стажировки. Однако и тут есть ловушка: когда приходишь стажироваться на базовую позицию, расти очень сложно из-за нехватки знаний, поэтому некоторые студенты совмещают стажировку и обучение.

«Во всем мире существующая система образования отстает от жизненных реалий. Мы готовим универсальных специалистов, которые быстро учатся, решают разные технические задачи, а не просто программируют на каком-то одном языке, — рассказывает Инфимовская. — Например, на первом круге  ребята изучают C++, а я подбила 30 человек поучаствовать в хакатоне по Java. Не знаешь Java? Открывай мануал и изучай! Ну они и учили всю ночь. В итоге команды заняли 5-е, 6-е и 9-е места».

«Я не спал двое суток и сбросил 4 кило»

После небольшой экскурсии по школе я ловлю студентов-жаворонков, которые здесь в меньшинстве, и расспрашиваю их о том, кто они по специальности и реально ли стать программистом, ничего об этом не зная.

Многие из тех, с кем я беседовала, разочаровались в существующей системе образования. Они бросили вузы, осознав, что там будут преподавать что угодно, но только не профильные предметы.

21-летний Сергей приехал в Москву из Петербурга. Он дважды поступал в вуз на бюджет, но в первый раз его отчислили за долги, а во второй раз прямо во время сессии он бросил все и приехал поступать в школу. В «бассейне» он уже почти неделю.

«Приехал сюда на месяц, а потом — как получится. Я студент факультета прикладной математики и информатики, учусь на программиста. В деканате даже не знают, что меня не будет в универе месяц. Скорее всего, опять отчислят. В школе учусь уже пятый день. Сначала сидел тут 37 часов без перерыва. Ну, а что мне в хостеле делать? Конечно, бывают моменты, когда каша в голове, но тут просто нужно закрыть глаза на 10 минут, выпить энергетик или кофе — и вперед! Пока мне интересно. Если и дальше так пойдет, возьму в универе академ и останусь в Москве».

Борису 23 года, он из Москвы, в свое время тоже бросил институт. Борис несколько лет занимался программированием на фрилансе и пытался открыть свое дело в сфере общепита, но как-то не заладилось. В какой-то момент он понял, что хочет заниматься игровыми разработками, а потом наткнулся на сайт школы.

«В процессе поступления я потерял 4 килограмма веса: на отборочном этапе ты просто не ешь, практически не спишь, но в остальном все хорошо. Когда я был предпринимателем, у меня такое случалось каждый день. После “бассейна” все стабильно, я сам выбираю удобное мне для учебы время. Думаю, если бы я ничего не знал о программировании, мне было бы проще. Сейчас приходится переучиваться, а это очень тяжело. После месяца учебы я смог перейти на другой язык программирования и написать свой самый первый простенький игровой движок. Я надеюсь найти здесь людей, с которыми можно будет сколотить команду и идти дальше».

А вот 27-летняя Дарья из Москвы очень долго искала себя. Училась в Бауманке на кафедре информационной безопасности, бросила на 3-м курсе, потому что захотелось работать с креативом. В итоге поступила в Британку на дизайнера-иллюстратора, но вскоре поняла, что хочет обратно в IT. Но все-таки доучилась, чтобы на руках был диплом.

«В школу я пришла с чистой головой, потому что все, чему выучилась в Бауманке, успешно забыла. Боялась, что из-за этого не вольюсь в комьюнити. Но в “бассейне” все очень поддерживали друг друга каждый день по 10–12 часов в течение всего месяца. Перед поступлением я изучила отзывы студентов калифорнийской школы, которые сводились к одному: “Каждый день вы будете чувствовать себя идиотом — и это нормально!”

Теперь я полноправный студент. В школе ты учишься правильно распределять свое время и работать продуктивно. А еще думаешь, что вот сегодня точно сделаешь все четко, но потом приходит ответ от проверяющей программы, которая находит в твоем решении какую-то глупую ошибку. И ты такая: “Ну как я могла там точку пропустить!” Не опустить руки помог жизненный опыт: лет пять назад я бы сильно переживала по поводу ошибок».

Сергею 27 лет, он приехал в Москву из Соликамска. Высшего образования он так и не получил. Последние 5 лет верстал буклеты и книги в типографии и с программированием не сталкивался. В какой-то момент понял, что хочет заниматься информационной безопасностью.

«Родные и друзья говорили: “Куда ты едешь, уже не школьник!” Да и у меня тоже мысли были, что возраст уже не тот. Но мне проще, я холостой. Накопил денег, чтобы полгода не думать о работе и сосредоточиться на учебе, и уехал в Москву.

Поначалу чисто психологически было тяжело: меня окружали ребята на голову-две выше. На первой встрече нас заставляли выходить и рассказывать о себе. Я думал: что я скажу? Не доучился, да еще и гуманитарий? Но потом решил для себя, не зря же приехал, и все-таки надо попробовать. После “бассейна” не так сложно: нет таких жестких дедлайнов, не надо работать на износ. Но я все равно прихожу сюда каждый день и работаю по 10 часов».

Ксении 18 лет, она из Санкт-Петербурга. На втором курсе бросила матмех, несмотря на протесты родителей. По ее мнению, школа даст ей больше знаний и навыков, чем вуз.

«Я не так давно окончила школу и вдруг оказалась одна, без родителей, без друзей и их поддержки в чужом городе — в бытовом плане было очень сложно. С учебой особых сложностей нет. Только тяжело было просить совершенно незнакомых людей проверить твою работу. Сейчас я спокойно это делаю. За эти несколько месяцев я почти закончила ветку графики и дописала свою первую игру. Родители смирились с моим выбором, стали более лояльны, но считают, что корочку нужно получить. Я сказала, что подумаю над этим после окончания школы».

Справка «Сноба»

«Школа 21» — образовательный проект, финансируемый Сбербанком, построенный на методике инновационной французской школы программирования Ecole 42. Французской школе уже 5 лет, а ее российская «дочка» открылась совсем недавно, в ноябре 2018 года. Работает она в непривычном режиме: круглосуточно и без выходных, приходить сюда и заниматься можно в любое удобное время дня и ночи, даже в выходные и праздники. Здесь нет учебников и преподавателей. Обучение в школе бесплатное.